Проектная деятельность как средство формирования представлений о семье у детей
Проектная деятельность как средство формирования
представлений о семье у детей
Проблема воспитания будущего семьянина, формирование «образа» всегда находится в центре психолого-педагогических исследований.
Еще в детстве закладываются основы чувства ответственности перед памятью своих предков, которое имеет огромное педагогическое значение и несет в себе значительный нравственный ресурс для дальнейшего развития детей.
Ознакомление с историей своей семьи, традициями и обычаями воспитывают чувство гордости за свою фамилию, за свой род.
Тема исследования значима и актуальна для нас в связи с тем, что на диагностическом этапе исследования были выявлены значительные затруднения в данной области. Анализ результатов диагностического обследования, позволил выявить следующие проблемы: 70% опрашиваемых не смогли назвать и охарактеризовать семейные обычаи и традиции; практически у 60% детей имеются определенные трудности в восприятии признаков семьи, их понимании; 53% не смогли охарактеризовать родословную своей семьи и правильно расположить фотографии.
Ведущая роль в решении данных проблем, безусловно, принадлежит родителям, но недостаточный уровень их педагогической компетентности требует организации совместной деятельности семьи и образовательной организации.
Результативным средством их интеграции является совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей, обеспечивающая условия формирования социальной компетентности детей.
На современном этапе понимания проектной деятельности, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка». [2].
В процессе исследования я ориентировалась на следующие подходы к проблеме:
- проектная деятельность представляет собой в обязательном порядке практическую деятельность. Данная деятельность практически не регламентируется педагогом, так как в ней новые методы деятельности не приобретаются, а становятся средствами решения практических задач (К.Н. Поливанова) [3];
- проектная деятельность представляет собой некоторую форму учебной и познавательной деятельности учащихся, которая заключается в мотивации достижения самостоятельно поставленной цели. Проектная деятельность показывает связь разных сторон обучения и является средством дальнейшего развития личности субъекта учения;
- П.А. Маслов является сторонником такого подхода, где проектная деятельность рассматривается как форма, которая показывает организацию совместной деятельности людей;
- проектная деятельность отождествляется как любая социально-значимая организация деятельности учащихся, опирающаяся на индивидуализацию интересов и предпочтений, направленную на положительный результат, которая имеет план и критерии оценки результата, поддерживаемая культурой поведения учащихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. [1].
Таким образом, проектная деятельность – это форма организации общей деятельности учащихся (детей), некоторый комплекс приёмов, способов и действий, выстроенных в определённой последовательности, который направлен на успешное достижение поставленной цели. Целью может выступать решение конкретной проблемы, представленное в виде конечного продукта деятельности.
При разработке проектов учитывалось, что проектная деятельность в образовательных организациях обладает своими характерными требованиями:
1) Наличие проблемной ценной ситуации, которая предполагает возможность исследования;
2) Значимость результатов на всех уровнях исследования: теоретическом, практическом и познавательном;
3) Возможность проявления самостоятельности студента в групповой работе, в парах, а также индивидуально;
4) Должна быть четкая структура, включающая в себя поэтапность действий. Для повышения уровня сформированности представлений детей о семье был разработан информационный проект «История моей семьи». Цель проекта: формирование представлений о семье через гармонизацию межпоколенных связей.
Актуальность проекта «История моей семьи» обусловлена тем, что знание истории собственной семьи, своего рода способствует возникновению интереса к истории малой Родины, повышению уровня взаимопонимания в семье. Среди задач проекта: знакомство с родословной семьи, расширение кругозора и обогащение словарного запаса терминами, обозначающими родственные отношения, укрепление детско-родительских отношений, создание генеалогического древа семьи.
Первый этап проекта «История моей семьи» заключался в разработке проектных заданий.
1. «Моя родословная». Цель – побуждение интереса к своим предкам; развитие мышления и речи, убеждение в необходимости изучения истории семьи; знакомство с понятиями «генеалогия» и «родословная». В процессе проведения была использована дидактическая игра «Сложи картинку», оформлена папка «Рекомендации для родителей по ознакомлению с историей своей семьи» и оказания посильной помощи в поисковой работе. Дети с помощью взрослого оформляли альбом «Моя родословная».
2. «Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия» Цель – показать значимость знаний по истории происхождения фамилии для каждого человека; воспитывать интерес к истории имен своих близких и собственного имени; знакомство с многообразием имен и историей их возникновения. Также проводились беседы «Из истории происхождения имен» и «Из истории возникновения фамилий». Студентами также было выполнено поисковое задание, посвященное познанию истории своего имена, поиска прохождения своей фамилии. Совместно с родителями в альбоме была оформлена страничка «Тайна имен и фамилий нашей семьи».
3. «Моя родословная. Генеалогическое дерево». Цель: подготовка к составлению генеалогического дерева, систематизация сведений, которые были получены в ходе поисковой работы о своих родственниках. Было проведено занятие по углубленному представлению о семье и её истории с использованием интерактивной доски по теме: «Моя родословная». Студенты рассказывали по фотографиям о своей семье, затем на интерактивной доске выполняли задание по заполнению генеалогического древа.
На втором этапе («Фамильный герб и девиз») учащиеся подбирали девиз для своей семьи, познакомились с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов. Для родителей оформлена папка: «Как создать герб своей семьи».
На занятии «Мои мама и папа» каждый студент рассказывал о своих родителях и рисовал портрет мамы и папы для семейного альбома. Во время проведения занятий «Мои братья и сестры», «Мои дедушка и бабушка» стало известно, что мало кто знает о своих родственниках, их профессиях и занятиях. Именно поэтому в ходе данных занятий активно применялись дидактические игры «Кому и что для работы нужно», «Определи возраст», «Профессии наших родных». Итогом данного цикла занятий стало заполнение странички альбома, посвященной братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам.
На третьем этапе («Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи) были подведены итоги работы над проектом «История моей семьи». Состоялась презентация генеалогического древа каждой семьи, в которой принимали участие родители и дети. Некоторые семьи представили фотоархив, рукотворные альбомы «Наша семья в истории страны». В ходе проектной деятельности у значительной части испытуемых повысился уровень сформированности представлений о семье. Это подтверждают и результаты повторной диагностики: 98% человек назвали и охарактеризовали семейные обычаи и традиции; все перечислили основные признаки семьи, рассказали о своей родословной.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что, по мнению родителей, такая совместная деятельность способствовала укреплению семейных взаимоотношений, гармонизации межпоколенных связей.
Некоторые родители решили продолжить изучение родословной семьи. Особенно значима данная работа стала для старшего поколения-дедушек и бабушек, чьи воспоминания и реликвии стали вдруг значимыми и вызвали искренний интерес детей и внуков.
Таким образом, совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей, помогает решить целый комплекс психолого-педагогических задач: обеспечивает повышение педагогической компетентности родителей, формирует социальную компетентность обучающихся, способствует гармонизации межличностных отношений в семье.
Литература:
1. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова/Учитель. 2000. – № 1. – С. 41 – 45.
2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010.- 230 с.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Полянская Оксана Николаевна
Гущин Иван Сергеевич