Календарно-тематический план по познавательно - исследовательской деятельности для детей 3-4 года жизни
Приложение к рабочей программе
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золушка»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2016 – 2017 учебный год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»
Вид самостоятельной образовательной
деятельности: познавательно-исследовательская деятельность
Возрастная группа: 3-4 года
СЕНТЯБРЬ
Песок
1-я неделя
«Песочные струйки»
Цель: знакомство со свойствами сухого песка.
Оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
2-я неделя
«Лепим колобки"
Цель: познакомить детей со свойствами песка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: различные формочки округлой формы, песок.
3-я неделя
«Разные ножки бегут по дорожке»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. Развивать ориентировку в пространстве. Оборудование: влажный песок, игрушки . |
4-я неделя
«Чудесные фигурки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Оборудование: песок, вода, лопаточки, ведерки, формочки.
ОКТЯБРЬ
Вода
1-я неделя
«Узнаем, какая вода»
Цель: выявлять свойства воды. Что она имеет вес, прозрачная, льется (нырки, буруны, соберем водичку).
Оборудование: одинаковые емкости с крышками, набор мелких цветных предметов.
2-я неделя
«Нырки»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать любознательность. Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.
3-я неделя
«Вот какая пена»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.
Оборудование: таз с водой, мыло или мыльный раствор
4 – я неделя
«Вода волшебница»
Цель: продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).
(волшебные краски, разноцветные шарики).
Оборудование: емкости с водой, гуашевая краска, кофе, сахар.
НОЯБРЬ
Воздух
1-я неделя
«Что в пакете?»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты.
(игра с соломинкой, игра с воздушными шариками).
2-я неделя
«Буль бочки»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать чувство любопытства. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: таз с водой, резиновые игрушки, резиновая груша
3-я неделя
«Радужные шары»
Цель: продолжать знакомить людей со свойствами воздуха. Уточнить знания детей о том, что воздух необходим для жизни людей и животных.
Оборудование: воздушные шары
4- я неделя
«Ветер по морю гуляет»
Цель: обнаружить воздух.
Оборудование: большая емкость с водой, модель судна парусника. ( Выдувание мыльных пузырей).
ДЕКАБРЬ
Снег
1-я неделя
«Волшебные фигурки»
Цель: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Цель: различные формочки.
2-я неделя
«Волшебные превращения»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег при нагревании превращается в воду и наоборот.
( цветные льдинки, снежный городок).
3-я неделя
«ПРАЗДНИК СНЕГА»
Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.
4-я неделя
«Разные ножки топают по снежной дорожке».
Содержание и оборудование: научить детей получать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры. Закрепить свойства сухого и мокрого снега (ледяная горка).
ЯНВАРЬ
Температура (теплота)
1-я неделя
«Горячо - холодно»
Цель: научить на ощупь определять температуру воды, предметов.
Оборудование: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнце и в тени; предметы, лежащие под лучами солнца и в тени.
2-я неделя
«Тает снежок»
Цель: познакомить детей с превращением снега в воду в тёплом помещении. Развивать чувство любопытства. Воспитывать желание выполнять трудовое поручение.
Оборудование: ведёрки, лопатки.
3-я неделя
«Волшебные платочки»
Цель: продолжать знакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий). Развивать любопытство. (Сравниваем, где быстрее высохнет платочек: на батарее, в раздевалке, на улице, в шкафу.)
Оборудование: влажные платочки.
4-я неделя
«Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные - теплее).
Оборудование: емкости с водой – холодной и теплой; снег; мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.
ФЕВРАЛЬ
Вес
1-я неделя
«Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые определять вес предметов.
Оборудование: перышко и камень, пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой.
2-я неделя
«Большой лёгкий, маленький - тяжёлый»
Цель: показать, что предметы бывают большого размера, но лёгкие по весу. И наоборот, маленькие по размеру и очень тяжёлые.
Оборудование: модуль от мягкого напольного строителя и маленькая железная машина.
3-янеделя
«Камень - бумага»
Цель: показать детям, что большой лист бумаги легче, чем маленький камень.
Оборудование: бумага формата А 4, маленькие камни.
4- я неделя
«Плавает - тонет»
Цель: показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.
Оборудование: кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок.
МАРТ
ГЛИНА
1-я неделя
«Узнаем, какая глина»
Цель: знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
Оборудование: куски глины, емкость, вода.
2-я неделя
«ГОРШОЧЕК ДЛЯ КАШИ»
Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.
Оборудование: глиняная посуда.
3-я неделя
«Глиняные шарики»
Цель: учить определять качества глины: мягкость, пластичность.
Оборудование: глиняные предметы, глина, миски с водой, подставки для работы, тряпочки.
4-я неделя
«Глина - камень»
Цель: сравнить свойства глины со свойствами камня.
Оборудование: куски глины, ёмкость, вода, маленькие камушки.
АПРЕЛЬ
СВЕТ
1-я неделя
«Что в коробке?»
Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).
Оборудование: коробочка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.
(солнечные зайчики)
2-я неделя
«Солнечные зайчики»
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями
неживой природы. Развивать интерес к явлениям природы.
Оборудование: зеркала.
3-я неделя
«Игра с тенью»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
Оборудование: лампа, белая скатерть или экран.
4-я неделя
«Где ночует солнышко?»
Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.
(что нужно для питания растения – установить, как растение ищет свет; разноцветные стекляшки, тень)
МАЙ
1-я неделя
«Бумага»
Цель: познакомить детей с различными видами бумаги. Развивать тактильные ощущения.
Оборудование: разные виды бумаги.
2-я неделя
«Ветерок»
Цель: познакомить детей с определением направления ветра. Развивать интерес к явлениям природы. Воспитывать внимательность.
Оборудование: ветерки.
3-я неделя
«Для, чего нужны глаза»
Цель: продолжать знакомить детей с организмом. Развивать желание узнать о себе что-то новое. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: предметы разной формы и разного цвета.
4-я неделя
Развлечение «Лаборатория неживой природы»
Цель: закрепить знания детей о неживой природе; выявить, как воспитанники овладели первичными умениями и навыками проведения элементарных опытов.