Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5–6 лет «Тайны подводного мира»
Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска,
«Детский сад № 453 комбинированного вида»
Актуальность проблемы: Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Изучать обитателей морей и океанов можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 5-6 лет недостаточно знаний об обитателях морей и океанов, но вместе с этим дети очень хотят узнать про то, что же происходит интересного под водой. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте стали обитатели морских глубин.
Вид проекта: познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5-6 лет.
Продолжительность проекта: «краткосрочный» 3 недели.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Задачи:
• расширить представление детей о жизни обитателей глубин;
• познакомить детей с обитателями подводного мира, пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;
• формировать у детей элементарные представления об обитателях морей и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и защищаются;
• обогащать и расширять словарный запас детей
• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
• способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира;
Предполагаемый результат:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, обитателям морей и океанов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Первый этап - подготовительный.
Предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме:
• создание предметно - развивающей среды на морскую тематику;
• подбор литературы по данной теме;
• чтение литературы о подводном мире;
• разучивание стихов о морских животных;
• разгадывание загадок;
• просмотр презентации «Тайны подводного мира»;
• подбор экологических игр: «Найди животное», «Какой вред и какая польза от морских хищников»;
• подвижные игры «Море волнуется раз», «И вот перед нами море!»;
• просмотр мультфильма «Лунтик - морские обитатели», «В поисках капитана Немо»;
• создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
Второй этап – реализация проекта.
• рисование на тему «Загадочные осьминоги»;
• рисование красками «Морские обитатели»;
• коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»
• коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»
• изготовление пособий для дыхательной гимнастики (родители)
• оформление альбома о морских обитателях;
• путешествие по картинкам с изображением обитателей морских глубин. Рассказ воспитателя о вреде и пользе морских обитателей.
• выставка детских работ.
• сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту и создание мини – музея.
Третий этап – презентация экологического проекта «Тайны подводного мира».
• открытие выставки детских рисунков.
• выставка книжки – малышки с рассказами и рисунками детей о морских животных (домашнее задание с родителями).
• презентация мини-музея «Волшебство подводного мира».
Итоги проекта «Подводный мир».
К окончанию проекта «Подводный мир» дети старшей группы узнали:
как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание. Какие подводные хищники самые опасные.
Дети стали приносить в группу новые книги о морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривать картинки, делиться впечатлениями об увиденном.
По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.
Приложение 1. Подвижные игры.1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Приложение 2. Цикл наблюдений за обитателями аквариума.1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.
2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.
3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.
Приложение 3. Викторина «Что мы знаем о рыбах».
Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.
Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
· Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
· Рыба гниет с головы.
· Нем как рыба.
· И карасей из пруда не выловить без труда.
· Из костлявой рыбки уха сладка.
· На безрыбье и рак рыба.
· Назад только раки ходят.
Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
· Сказка о рыбаке и рыбке
· Русалочка
· Айболит
· Путаница
· Мойдодыр
· По щучьему велению
· Садко
Задание 3. Музыкальная пауза.
Пластический этюд «Море волнуется».
Задание 4. «Назови глубоководных обитателей морей».
Задание 5. «Собери и назови».
Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.
Задание 6. «Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками. (Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде. (Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт? (Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин. (Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки. (Окуни)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов? (Скат)
Список используемых источников
1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
Авторы: Минина Е.В., Соловьева Е.В.