Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5–6 лет «Тайны подводного мира»

1
0
Материал опубликован 3 April 2019

Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска,

 «Детский сад № 453 комбинированного вида»

Экологический проект 
  «Тайны подводного мира» старшая группа «Ласточка»
Воспитатели: Минина Е.В., Соловьева Е.В.
  2018г.

Актуальность проблемы: Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Изучать обитателей морей и океанов можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 5-6 лет недостаточно знаний об обитателях морей и океанов, но вместе с этим дети очень хотят узнать про то, что же происходит интересного под водой. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте стали обитатели морских глубин.

Вид проекта: познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: «краткосрочный» 3 недели.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.

Задачи:

• расширить представление детей о жизни обитателей глубин;

• познакомить детей с обитателями подводного мира, пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;

• формировать у детей элементарные представления об обитателях морей и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и защищаются;

• обогащать и расширять словарный запас детей

• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

• способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;

• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности;

• развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира;

Предполагаемый результат:

Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, обитателям морей и океанов.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Первый этап - подготовительный.

Предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме:

• создание предметно - развивающей среды на морскую тематику;

• подбор литературы по данной теме;

• чтение литературы о подводном мире;

• разучивание стихов о морских животных;

• разгадывание загадок;

• просмотр презентации «Тайны подводного мира»;

• подбор экологических игр: «Найди животное», «Какой вред и какая польза от морских хищников»;

• подвижные игры «Море волнуется раз», «И вот перед нами море!»;

• просмотр мультфильма «Лунтик - морские обитатели», «В поисках капитана Немо»;

• создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;

Второй этап – реализация проекта.

• рисование на тему «Загадочные осьминоги»;

• рисование красками «Морские обитатели»;

• коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»

• коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»

• изготовление пособий для дыхательной гимнастики (родители)

• оформление альбома о морских обитателях;

• путешествие по картинкам с изображением обитателей морских глубин. Рассказ воспитателя о вреде и пользе морских обитателей.

• выставка детских работ.

• сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту и создание мини – музея.

Третий этап – презентация экологического проекта «Тайны подводного мира».

• открытие выставки детских рисунков.

• выставка книжки – малышки с рассказами и рисунками детей о морских животных (домашнее задание с родителями).

• презентация мини-музея «Волшебство подводного мира».

Итоги проекта «Подводный мир».

К окончанию проекта «Подводный мир» дети старшей группы узнали:

как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание. Какие подводные хищники самые опасные.

Дети стали приносить в группу новые книги о морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривать картинки, делиться впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1. Подвижные игры.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Приложение 2. Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

Приложение 3. Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

· Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

· Рыба гниет с головы.

· Нем как рыба.

· И карасей из пруда не выловить без труда.

· Из костлявой рыбки уха сладка.

· На безрыбье и рак рыба.

· Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

· Сказка о рыбаке и рыбке

· Русалочка

· Айболит

· Путаница

· Мойдодыр

· По щучьему велению

· Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Назови глубоководных обитателей морей».

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

 

В буйном море – океане

Рыба страшная живет,

У нее большой живот,

Пасть с ужасными клыками. (Акула)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

 

В тихую погоду нет нас нигде.

Ветер подует – бежим по воде. (Волны)

 

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник открыт? (Дельфин)

 

Все ко дну я прижималась

В темноте морских глубин.

Незаметной быть старалась –

Превратилась в плоский блин. (Камбала)

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

 

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Мы лихие моряки. (Окуни)

 

И на дне морском глубоком,

И у самых берегов

Кто из рыб электротоком

Отгоняет прочь врагов? (Скат)

 

Список используемых источников

1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

 

Авторы: Минина Е.В., Соловьева Е.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.