12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна31203
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

«Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая.

Таковыми же должны быть и учёные». Пётр Капица

Учитель – человек, сопровождающий школьников не только в мир открытий и познания науки, но и в мир её истории. Особое внимание уделяю деятельности ученых – соотечественников. Нахожу на уроках минутку для рассказа о тех, кто совершил важнейшие открытия и разработал уникальные для своего времени устройства, объяснял необычные природные явления и создавал фундаментальные физические теории.

Когда предложила девятиклассникам принять участие в подготовке внеурочного мероприятия ко дню российской науки для пятиклассников, они не только согласились, но и подготовили свои демонстрации и вопросы для детворы, выбрав для себя имена известных физиков и химика. Провели мероприятие дважды: для учащихся 5 класса и для учащихся 6 классов.


СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов

КО ДНЮ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

«Познавательно о науке»

Ведущая - Екатерина

Профессор Вольт - Андрей

Профессор Джоуль - Эван

Профессор Полинг - Никита

Время проведения мероприятия: 25-30 минут–для учащихся 5 класса; 30-35 минут–для учащихся 6 класса в рамках заседания объединения «Планета ЕСТЕНА».

Оборудование, необходимое для проведения опытов, готовится поочередно участниками мероприятия.

Ход мероприятия

Ведущая: Дорогие лицеисты, добрый день! Знаете ли вы, что сегодня – день особый, а вы находитесь на празднике Дня Российской науки. Наши гости приготовили для вас демонстрации, вопросы и задания.

Вы готовы встречать гостей, отвечать и спрашивать, узнавать и запоминать?

Профессор Вольт: Меня зовут профессор Вольт. Физика-это мой любимый школьный предмет. Ведь вы уже слышали, что эта замечательная наука нужна всем: строителю и водолазу, врачу и шоферу, космонавту и энергетику, ученому и клоуну!

Сегодня я пришел к вам не один, со мной мои друзья профессор Джоуль и профессор Полинг. (здороваются с детьми)

Профессор Джоуль: Что же изучает физика, ребята? (ответы детей)

Правильно, природу, точнее, явления, происходящие в природе. Много интересного таит в себе окружающий нас мир.

Профессор Полинг: Предлагаю объединиться в небольшие группы, чтобы первыми ответить на вопросы. Каждая группа получает один вопрос.

А знаете ли вы:

- Отчего тела всегда падают вниз?

- Почему маленький гвоздь тонет в воде, а огромный корабль нет?

- Откуда берется дождь?

- Почему, поскользнувшись, мы падаем назад, а споткнувшись - вперед?

- Отчего Луна не падает на Землю?

Дети 2-3 минуты обсуждают, затем поочередно отвечают на вопросы. При необходимости, ответы детей корректируют старшеклассники.

Ведущая: Ответы на эти вопросы и тысячу других «как», «почему» можно получить, изучая физику.

Итак, начинаем наше знакомство с удивительной и необычной наукой физикой!

Профессор Джоуль: Опыт 1 «Волшебный шарик» (время проведения и обсуждения–3 минуты)

Вы все умеете надувать шарики и знаете, как это делать. Но в кабинете физики шарик можно надуть иначе. Смотрите: в колбу я налил немного уксуса, в шарик насыпал чайную ложку соды. Переворачиваю шарик, и…

Дети наблюдают, как шарик, надетый на горловину колбы, увеличивается в объеме.

Объяснение. Знаете ли вы, что сода и уксус вступают во взаимодействие, начинается бурная реакция, она сопровождается выделением углекислого газа CO2. Воздушный шарик начинает на глазах надуваться.

Внимание! Самостоятельно не повторяйте этот эксперимент дома! Уксусной кислотой можно сильно обжечься.

Профессор Вольт: Действительно, Джоуль, это очень интересно! Но знаешь ли ты как сделать так, чтоб шарик не лопнул от пламени свечи? (отвечают: нет, покажи, как и т.д.)

Профессор Вольт: Опыт 2: «Стойкий воздушный шарик» (время проведения и обсуждения–3 минуты).

Проводит опыт. Если надутый шарик подержать над зажженной свечой, он лопнет. Но если во второй шарик наполнить простой водой из-под крана, завязать его и снова поднести к горящей свече, окажется, что такой «водяной» шарик выдерживает пламя свечи и остается невредимым.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Профессор Полинг: Опыт 3 «Насос из свечи» (время проведения и обсуждения–3 минуты).

t1615150554aa.jpg t1615150554ab.jpg

Ребята, как вы думаете, может ли горящая свеча изменить законы гравитации и поднять воду вверх? (ответы детей) Сейчас я вам покажу, что такое возможно!

Ставим свечу на тарелку и зажигаем ее фитиль. Наливаем немного подкрашенной воды в тарелку, а свечу накрываем стаканом. Наблюдаем, как через некоторое время вода, вопреки законам гравитации, втягивается внутрь стакана.

Ищем ответ на вопрос «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает или уменьшает. Когда горящая свеча накрывается стаканом, фитиль гаснет, воздух внутри стакана остывает, поэтому давление уменьшается, и вода из миски начинает втягиваться внутрь».

Профессор Вольт: Опыт 4 «Маятник Максвелла и любимая игрушка» (время проведения и обсуждения–3-5 минут).

На столе–маятник Максвелла, вопрос: Как думаете ребята, что это такое? (ответы). Да/нет в зависимости от их ответов.

Это маятник Максвелла. Сейчас я намотаю нить подвеса на ось, так, чтобы маятник оказался в верхнем положении. Как думаете, что будет, когда я его отпущу? (ответы детей)

t1615150554ac.jpg

Давайте тогда посмотрим! Опустившись в нижнее положение, маятник не остановился, а продолжил движение и начал подниматься вверх! Почему это происходит, вы узнаете на уроках физики. А пока: на что похоже движение маятника? Ответ: на движение известной игрушки ё-ё!

Профессор Полинг: Коллеги-физики, по-моему, вы увлеклись. А вы боитесь змей?

Профессор Вольт: У нас же шоу физики и химии, а ты со своими змеями.

Профессор Полинг: Да нет же! Сейчас все увидишь.

Опыт «фараоновы змеи»! (время проведения и обсуждения–3 минуты).

В миску насыпаем песок, пропитанный спиртом. В песке делаем углубление и кладем туда 1 г пищевой соды и 9 г сахарной пудры. После чего поджигаем спирт. Смотрите внимательно и не отвлекайтесь. Как думаете, что произойдет? (ответы детей).

Давайте посмотрим, поджигаем и… из углубления выползают темно-серые змеи!

Профессор Джоуль: Действительно интересный опыт! Так не хочется с вами прощаться ребята, но верим, что сегодняшнее шоу было полезным для вас!

Профессор Вольт: Сегодня вам удалось услышать и разгадать совсем небольшую часть загадок, которые припасла природа! Наши встречи продолжатся на уроках физики и химии.

Профессор Джоуль: Мы лишь приоткрыли занавес в удивительную страну под названием физика, и прикоснулись к основам такой науки, как химия. Познание огромного мира продолжится, мои друзья!

Ведущая: В качестве проекта по биологии я разработала свою настольную игру. Предлагаю разминку и небольшую часть игры (время игры–5-7 минут)

t1615150554ad.gif

При проведении мероприятия для шестиклассников предлагается разгадать кроссворды, составленные по темам «Химические элементы», «Оптические приборы. Зрение». На фото–работа детей на этом этапе проведения мероприятия.[1]

t1615150554ae.gif

t1615150554af.jpg

Ежегодно в лицее ко дню российской науки проходит целая серия мероприятий, среди которых традиционно–общешкольная конференция, во время которой представляют исследовательские работы и проекты ученики начальной, средней школы и старшеклассники.

Внеурочные мероприятия нужны детям разных возрастов, ведь "нет детей-есть люди, но с другими масштабами понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств" (Януш Корчак). И кто, если не учитель, поможет ребенку понять основы науки, открыть для себя законы мира материального и духовного, научит искать и находить ответы на многие вопросы, развиваться через познание и творчество! 

Список литературы

​​​​​​​1. Гуревич А.Г и др. Введение в естествознание, Учебник для общеобразовательных школ, Дрофа, 2018

2. Ланина И.Я. Сто игр по физике. Книга для учителя, М., Просвещение, 1995, 224 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Панов Егор Игоревич, 08.03.21 в 03:49 2 Ответить Пожаловаться
Отличное мероприятие! Спасибо!
Горбачёва Марина Юрьевна, 08.03.21 в 06:38 1 Ответить Пожаловаться
Интересно! Увлекательно! Полезно!
Елена Владимировна, 08.03.21 в 12:29 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересное и познавательное мероприятие! Ваши ребята молодцы!
Спицына Любовь Ивановна, 14.03.21 в 18:52 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Елена Владимировна, за высокую оценку публикации. Эти ребята у нас действительно трудяги и умнички. Все успевают!
Синяк Татьяна Ивановна, 08.03.21 в 17:40 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересное мероприятие!
Спицына Любовь Ивановна, 14.03.21 в 18:51 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Татьяна Ивановна, за высокую оценку публикации.
Щукина Вера Александровна, 14.03.21 в 17:34 1 Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, здорово получилось!
Спицына Любовь Ивановна, 14.03.21 в 18:51 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Александровна, за высокую оценку публикации.
Трефилова Раиса Поликарповна, 23.03.21 в 14:33 1 Ответить Пожаловаться
Дорогая Любовь Ивановна, поздравляю Вас с победой в конкурсе "Наука - это интересно"!
Спицына Любовь Ивановна, 23.03.21 в 18:22 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Раиса Поликарповна, за добрые слова и поздравление.
Приятно получать мне их от Вас.
Восхищаюсь Вашей работоспособностью, замечательными публикациями на Уроке так же, как и работами многих наших коллег.
Желаю всем творческих успехов и ЗДОРОВЬЯ!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.