Познавательно – развивающая игра для учащихся 5 класса «Математические прятки»
Познавательно – развивающая игра для учащихся 5 класса
«Математические прятки»
Описание: Игра «Математические прятки» проводилась на кружке «Занимательная математика». Данная разработка включает в себя набор интересных задач на смекалку, которые требуют не столько большого объёма знаний, сколько умения эти знания применять. Игра предназначена учащимся 5 класса. Она поможет так же как начинающим, так и опытным учителям разнообразить внеурочную деятельность по математике.
Цель: использование игровых технологий для развития умственной деятельности учащихся на среднем этапе обучения.
Задачи:
1) создавать положительную мотивацию к повышению качества обучения;
2) развивать сообразительность, тренировать память, учить учащихся быстро думать и принимать правильное решение;
3) воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, вы любите играть? (ответы учащихся)
Учитель: А в какие игры вы любите играть? (ответы учащихся)
Учитель: Во все времена прятки были любимой игрой. Это простая и увлекательная игра. В неё можно играть в любое время года, во дворе, в парке и даже в квартире.
Учитель: Какие правила этой игры? (Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся.
Игра начинается с определения водящего. Играющие становятся в круг и начинают считать:
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
В прятки мы играть хотим.
Только надо нам узнать,
Кто из нас пойдёт искать.
Когда водящий определится, он начинает считать, например, до 30, остальные в это время прячутся. Потом он громко кричит:
«Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все играющие.
Учитель: Вы скажете, а какое отношение имеет эта игра к нашему занятию? Сегодня мы с вами тоже поиграем в прятки, только в «математические». В чём смысл этой игры? Вам надо будет не просто решить задачи, но и отыскать ответы на картинке, отметив их галочкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все ответы. Кто первым их найдёт, тот и лучший «водящий».
(Каждый ученик получает карточку с набором задач (№ 1-10) и картинку, на которой надо найти ответы.)
Учитель:
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.
Ученики приступают к решению задач
1) В озеро Байкал впадает 544 реки, а вытекает на 543 меньше. Во сколько раз больше рек впадает в Байкал, чем вытекает? (в 544 раза)
2) Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 9 см. Затем проволоку разогнули и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? (12 см)
3) У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Однажды поп принял на работу Балду, а несколько работников прогнал.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых.
Сколько караваев хлеба стал экономить поп ежедневно? (3 хлеба)
4) Винни - Пуху на день рождения подарили бочонок с мёдом. Мёд вместе с бочонком имеет массу 9 кг. После того, как Винни съел половину мёда, оставшийся мёд вместе с бочонком стал иметь массу 5 кг. Сколько килограммов мёда было в бочонке первоначально? ( (9 - 5) • 2 = 8 кг)
5) Из старой оловянной ложки массой 123 г сделали 25 солдатиков. 24 солдатика были одинаковыми, а на последнего олова не хватило. Он оказался одноногим. Какова масса последнего солдатика? (123 : 24 = 5, ост. 3.
Масса последнего солдатика 3 грамма)
6) 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
7) Трёхзначное число записано различными цифрами, которые располагаются в порядке возрастания. Известно, что в его названии все слова начинаются с одной и той же буквы. Что это за число? (147)
8) «Сколько девочек в вашем классе?» - спросил Витя у Маши. Маша, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя семёрками, и к разности прибавить наибольшее однозначное число, то, как раз получится число девочек в нашем классе». Сколько же девочек в классе? (99 – 77 + 9 = 31)
9) Зайчиха учит своих маленьких зайчат быстро бегать. За 1 секунду зайчиха пробегает 3 метра, а её маленький сынишка за 0,5 секунды пробегает 1 метр. Они одновременно стартуют от дерева к дому, который находится на расстоянии 240 метров. Сколько секунд мама – зайчиха будет ждать сына у дома? (40 секунд)
10) Эта задача составлена по сюжету стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Во время наводнения дед Мазай спасал зайцев. Сначала он снял их с острова.
Только уселась команда косая,
Весь островок пропал под водой.
Потом дедушка ещё несколько зайцев снял с пней. Известно, что это количество зайцев записывается теми же цифрами, что и число зайцев, спасённых с острова, но в обратном порядке. Число зайцев, спасённых с пней, меньше числа зайцев снятых с острова. Оба числа двузначные.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нём.
Мазай и этих зайцев взял с собой. Всего он спас 43 зайца.
Сколько зайцев спас дедушка Мазай с острова? (21 зайца)
Учитель: Ребята, а сейчас подведём итог. Обсуждение результатов.
- Всё ли у вас получилось? Какие числа вы отметили на картинке?
( Картинка «ключ ответов» проецируется на экран)
- Интересно вам было на занятии?
- Что больше всего вам понравилось?
- Как можно было сэкономить время на работу? (Решить сначала все задачи, а уж потом находить ответы на картинке)
Выявление лучшего «водящего» математической игры.
Методическая разработка размещена на сайте http://kladraz.ru/users/tmedwedewa
Татьяна Бернгардт
Медведева Татьяна Петровна
Плохова Галина Петровна
Медведева Татьяна Петровна