Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром
«Земля наш – общий дом!»
Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки.
Цели и задачи:
• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природ образующей деятельности человека;
• развитие умения принимать экологически целесообразные решения;
• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:
• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
• творческому общению детей с природой;
• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.
Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.
Воспитательный час «Люби и береги природу»
Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому,
помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.
Задачи:
* учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;
* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;
* формировать у детей представление о необходимости сохранения
окружающей природы;
* формировать умение видеть красоту родной природы.
Игра-путешествие «Затопленный остров»
Место проведения: Открытая площадка с деревьями.
Участники: дети любых возрастов, желательно не менее 10.
Цель: социализация, сплочение детей.
Оборудование: любые 2 доски и 2 небольшие деревянные площадки, можно нарисовать круги вместо площадок.
Ход игры. Легенда о гибнущем острове, о том, что вы единственные жители, оставшиеся на Земле. (Легенда может касаться антропогенных и природных характеров.) Спастись эти оставшиеся земляне могут, только перебравшись на большой цветущий «зеленый» остров, используя две доски (одна короче другой). Дети, не наступая на землю, только по доскам, договорившись, поочередно переправляются на этот новый остров.
Основной результат: дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.
ИГРА «ЭКОЛОГИ»
Цель игры: научить детей бережно относится к природе. развивать фантазию детей. показать. что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы. Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек.
Место проведения: Ее можно провести в походе. лагере. на занятии экологического кружка. классном часе.
Ход игры:
Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока — это какая--либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее.
Каждый участник должен сказать какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того как все игроки назовут свой вариант помощи они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать тоже самое но не повторять то что сказал предыдущий игрок.
Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со своей профессией. Побеждает тот, кто останется последним, а следит за тем чтобы не было повторов ведущий или другие дети они могут быть различными ―представителями природы. Возможные варианты профессий и их помощь природе:
Водитель: — не мыть машину на берегу рек и озер. Не превышать скорости, если дорога проходит по лесу чтобы не задавить никого из животного мира. Следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.
Библиотекарь: — сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных. Сдавать старые газеты и журналы в макулатуру. Призывать к этому читателей.
Директор издательства: — публиковать статьи об охране природы. Печатать свое издание только на бумаге ,изготовленной из макулатуры.
Продавец: — торговать только экологически чистыми товарами. Упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.
Воспитатель: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять. Гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.
Игра «Сорви лепесток»
Место проведения: Класс, Игровая комната, Клуб.
Участники: Дети разных возрастов 5-7 человек.
Цель: Бережное отношение к природе.
Оборудование: Доска, разноцветные лепестки из цветной бумаги.
Ход игры:
На доске цветок с лепестками, с обратной стороны на которых написаны правила поведения в природе. Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди
правило поведения в природе и договаривают правило до конца)
1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни____ (в траве обитает много
маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от
ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие
растения).
2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут
Семян Не будет семян - не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго
строят свой дом, любой труд надо уважать.). (Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни...(это дом для животных, в нем должно
быть чисто) ( Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).
6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)
Конкурс рисунков «Изменим мир к лучшему».
Место проведения: Класс, Игровая комната.
Оборудование: альбомные листы, карандаши, краска (гуашь, акварель).
Цель: привлечение детей и молодежи к участию в пропаганде охраны окружающей среды; - развитие познавательного интереса учащихся, расширение кругозора, уровня информированности в области экологии - раскрытие творческой фантазии и способностей подрастающего поколения.
ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАД: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА " РАДУГА"
Цель игры: Показать детям как человек безжалостно относится к природе. Дать им возможность проявить себя в природоохранной деятельности.
Участники игры: 2 команды по 5 - 6 человек из учащихся 5 - 7 классов.
Описание игры: В качестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители - Старичок – Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.
Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой - либо предмет - шишку, лист дерева и т.д. Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам .
1 . Старичок - Лесовичок просит нарисовать природоохранные знаки, например на тему:
" Осторожно первоцветы " " Внимание, муравейник " " Рубить деревья запрещено " и т.д.
2 . Подснежник просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
3. Доктор Айболит просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т.д.
4 . Русалка или Водяной раздает командам карточки с названием рыболовных снастей, и надо распределить какими из них нельзя ловить рыбу, т.е. какие снасти браконьерские.
5 . Крот предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
6 . Бабочка показывает рисунки цветов и просит показать редкие занесенные в Красную книгу.
7 . Дятел предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.
Конечно каждый из ведущих сначала представляется ,рассказывает о себе и о своих друзьях :
бабочка о цветах, дятел о птицах , водяной о рыбах и т . д . Пока команда готовит задания ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе , цветах , птицах , животных . А заканчивается игра аукционом песен . Команды по очереди поют один куплет песни , где есть слова о лесе , цветах , деревьях . Например : В лесу родилась елочка … Что стоишь качаясь тонкая рябина. … Во поле березонька стояла …
Примерные вопросы:
1. Какой цветок зацветает первым? (мать - и - мачеха)
2. Какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)
3. Какая птица носит название танца? (чечетка)
4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (лиственница)
5. Сколько лет живет брусника? (300 лет)
6. Какая птица может бегать по дну водоема? (оляпка)
7. Кит - это рыба? (нет, млекопитающее)
8. Какие растения используют для лечения мелких ран? (подорожник)
ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА
Отгадайте животное по описанию его хвоста.
◘ Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру).
◘ На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев).
◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц).
◘ Ее хвост похож на хлыст им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
◘ Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)
◘ Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)
◘ Про трусишку говорят, что он дрожит, точно ее хвостик. (Овца)
◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк)
◘ У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)
◘ Ее длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)
◘ Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобр)
◘ Это животное все легко узнают по черным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)
◘ Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс)
◘ Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
◘ Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь)
◘ Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
◘ Хвост этой красавицы дал название женской прическе, ее хвост расчесывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Лошадь, прическа - конский хвост.)
◘ Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
◘ Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)
◘ Эта птица на своем хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)
◘ Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)
◘ Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)
◘ Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
◘ Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка)
◘ У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал. (Человек).