Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птичка-невеличка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Птичка-невеличка»
Авторский коллектив:
Воспитатель: Гловяк Валентина Михайловна
Учитель-дефектолог: Неманова Анна Валерьевна
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1 «Светлячок»
Республика Карелия, город Петрозаводск
Программное содержание.
Активизировать знания о внешнем виде и повадках птиц.
Уточнить представление детей о характерных признаках осени.
Закрепить знания о перелётных и зимующих птицах,
Расширять и обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе, жизни птиц.
Формировать в речи полные предложения, согласовывать существительные с прилагательным (Перелётные птицы, крылья, перья, длинная шея) и правильно употреблять окончание слов.
Узнавание предмета по силуэтному изображению.
Классификация понятий «четвёртый лишний»
Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботится о них.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, продолжать учить вырезать ножницами.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - формировать наблюдательность и любознательность.
«Социализация» - Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.
«Художественная литература» - развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость.
«Безопасность» - закрепить правила безопасной игры.
«Музыка» - создание положительного эмоционального настроя.
«Здоровье» - развитие двигательной активности.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций птиц, разучивание с детьми стихов, загадок, игр, рисование любимых птиц, лепка птиц, выполнение поделок из природного материала, просмотр презентаций «Птицы».
Материал: Иллюстрации с изображением птиц, иллюстрации птиц перелётных и зимующих, силуэты птиц, запись голосов птиц, весёлая мелодия, цветная бумага, шаблоны птиц, простые карандаши, ножницы, клей, основа для коллективной работы.
Ход НОД:
Звучит аудиозапись пения птиц. Потихоньку умолкает.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кого мы сейчас услышали?
Дети: Крик птиц, журавлиный клич
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему они кричат? Какое у них настроение?
Дети: Они кричат, потому что улетают, у них грустное настроение, потому что они улетают
Раздается голос синички.
Воспитатель: Ребята, а чей это голос? Как вы думаете, кто так поет? Какой грустный голосок. Давайте найдем того кто поет. Смотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: К нам прилетела синичка.
Воспитатель: Она почему-то грустная. Как вы думаете почему она грустит?
Дети: Варианты ответа (стало холодно, улетели другие птицы, в лесу стало тихо и т.д.)
Воспитатель: Наводящие вопросы: чьи голоса мы слышали до этого? Какие по настроению были эти голоса? Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в лесу осенью?
Вы правы, осенью стало холоднее, птицам не хватает еды и некоторые вынуждены улететь в теплые края, поэтому в лесу стало тихо и грустно.
Как вы думаете, чем мы можем ей помочь? Как мы можем ее развеселить?
Дети: Варианты ответа (найти ей друзей)
Воспитатель: А кого мы можем предложить синичке в роли ее друга?
Дети: Воробей, ласточка, дятел, журавль, синичка, снегирь
На доске (фланелеграфе) иллюстрации птиц. Дети называют с опорой на них.
Воспитатель: Сколько птиц вы назвали. Но, к сожалению, некоторые из этих птиц улетели, и они не смогу составить ей компанию. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А кто может мне их назвать?
Дети: Ласточка, жаворонок, скворец, грач, стриж, иволга, соловей, кукушка, гусь, цапля, аист, дрозд.
Дети отделяют из общей массы иллюстрации с перелетными птицами.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете почему они улетают?
Дети: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остались?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно ребята! Давайте их назовем.
Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, голубь, дятел, клест, чиж, снегирь, глухарь, щегол, сойка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, синичка становится немного веселее. Посмотрите, на наше дерево кто-то прилетел, но кто не понятно. Вечером в темноте всегда плохо видно. Давайте поможем синичке узнать птиц, выясним, чей же силуэт мы видим.
Дидактическое упражнение «Угадай чья тень»
Соотнесение силуэта и иллюстрации птицы.
(ворона, сорока, снегирь, филин, голубь, воробей, дятел, синица)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами сделаем для синички подарок, чтобы она не грустила. Но для начала давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад
Зрительная гимнастика
На фланелеграфе в углах иллюстрации птиц, в центре солнце.
Воспитатель: А теперь пройдите за столы и начнем делать подарок для синички. Но сначала мы разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички («Зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки - голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Воспитатель: Давайте и мы с вами создадим своих птиц. Сначала мы с вами обведем шаблон птички, после ее вырежем и приклеим на дерево.
Что мы сделаем сначала? (обведем) Что дальше? (вырежем) А потом? (наклеим) Правильно! Приступаем к работе.
Звучит аудиозапись пения птиц.
Ребята выполняют работу.
Итог НОД.
Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие бывают птицы? Назовите перелётных птиц? Вспомните ребята зимующих птиц?
Вы ребята, большие молодцы! Мне с вами было очень интересно.
А сейчас собираемся на прогулку наблюдать и кормить птиц.