Познавательное занятие для старшего дошкольного возраста на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»
«Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя»
Р.Декарт
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Форма: подгрупповая 10 человек
Цель: Формирование у детей представления об индивидуальных особенностях каждого человека.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе
- Вызвать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать себя и свои поступки
- Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника, помочь осознать свою ценность и ценность других людей
Развивающие:
- Развивать у детей умение исследовать качества своей личности
- Стимулировать речевую активность детей, обогатить их словарный запас
Воспитательные:
- Воспитывать у детей отзывчивость, взаимопомощь
- Продолжать формировать умение самостоятельно действовать и выполнять задания
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Формы и методы: игра «Мы такие разные», беседа с использованием наглядного материала(персонаж Федунчик) ,ситуативный разговор, метод релаксации, игра «Хорошо-плохо»,продуктивная деятельность, социо- игровая технология
Материалы и оборудование: игрушка Федунчик, заготовки из салфеток,2 листа А-4 с заготовкой половинки сердца, сюжетные картинки с разными поступками, разноцветные разрезные кружки, смайлики с эмоциями, музыкальное сопровождение.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада нашей встрече! Хотите поиграть?
Дети: Да!
Игра «Мы такие разные»
- Поднимите правую руку те, у кого светлые волосы;
- Потопайте ногами те, кто сегодня пришёл в детский сад в футболке;
-Хлопните в ладоши только те ребята, кто любит танцевать;
-Покивайте головой те, кто любит помогать маме;
- Покружитесь те, которые любят играть в куклы;
-Присядьте те, кто любит играть с конструктором;
-Подпрыгните те, кто любит смотреть мультфильмы.
Воспитатель: Ребята, какие вы все разные, непохожие друг на друга, посмотрите, есть среди вас одинаковые?
Дети: Нет.
Продуктивное чтение с использованием куклы Федунчик
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать сказку. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее. Жил на белом свете Федунчик. Всё у него было хорошо, только с недавних пор ему не давал покоя один вопрос : «Кто я такой?» И пошёл он гулять по белому свету, чтобы найти ответ на этот вопрос. Шёл, шёл и встретил незнакомого мужчину.
-«Не знаете ли Вы ,кто я? -спросил у него Федунчик.
-Кто ты я не знаю, ты сам должен это знать. Я про себя знаю. Я - мужчина, отец, водитель, а сейчас вот огород копаю ,значит я ещё огородник.
Пошёл Федунчик дальше. Видит- идёт девочка.
-Не знаешь ли ты ,кто я?- спросил Федунчик.
-Нет ,не знаю. Я знаю про себя. Я – девочка ,школьница, мамы с папой дочка, сестра своего брата и собачкина хозяйка. Вот кто я.
Загрустил Федунчик и никуда больше не пошёл , лёг на землю и закрыл глаза. Как вы думайте, о чем он стал думать, мечтать?
Момент релаксации с музыкальным сопровождением
Предлагаю детям лечь на ковер, закрыть глаза
Предполагаемые ответы детей: Кто он, куда ему идти дальше…
Воспитатель: Вдруг кто-то тронул его за плечо и спросил : «Эй, ты кто?» Ребята, как вы думаете, кто это мог быть?
Дети: Зайчик, Собачка и т.п.
Воспитатель: Федунчик открыл глаза, видит - солнышко его лучиком щекочет.
-В том то и дело, что я не знаю, кто я - ответил Федунчик.
А солнышко говорит: «Ну, это очень просто! Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно знать?
Мозговой штурм «Кто я ?»
Предполагаемые ответы детей: Имя, фамилию, адрес, с кем живешь ,чем любишь заниматься..
Ситуативный разговор
Дети по очереди ,передавая друг другу мячик, стараются дать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, каждое предложение начинается с местоимения «Я»
Дети: Я – ребенок, девочка, хороший человек, веселая и добрая, дочка мамы и папы, люблю играть в куклы и т.д.». Воспитатель следит, чтобы дети не повторяли друг друга, а описывали именно себя.
Воспитатель: Когда вы едите в автобусе, в магазине, в кукольном театре, в детском саду?
Дети: пассажиры, покупатели, зрители, друзья…
Воспитатель: Мы все люди, но есть взрослые и дети, мальчики и девочки, сыновья и дочки. Мы все чем-то похожи, но и чем-то отличаемся друг от друга
Воспитатель: Ещё, ребята, мы отличаемся поступками. Я попрошу вас помочь мне разобраться.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Деление детей на 3 команды
Дети ,выбирая определенную цветную часть круга, распределяются за столами,
у каждой команды на столе 2 смайлика с разными эмоциями и набор картинок с
различными поступками. Смайлик с грустным лицом обозначает - плохие
поступки, смайлик с улыбкой - хорошие.
Дети самостоятельно выполняют задание в подгруппах.
Подгруппы детей проверяют правильность выполнения задания у других.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием!
Каждый из вас – отдельный человек, личность, со своими желаниями, своими характерами, поступками. На нашей планете живет много миллиардов человек и каждый человек не похож на другого. На всем земном шаре только один такой Саша, одна такая Полина… Вас нельзя ни с кем спутать, каждый из вас появился на земле не случайно. Каждый из вас смело может сказать – я такой один!
Дети вслух, вместе повторяют эту фразу.
Воспитатель: Ребята, выполняя сейчас задание, какие вы были? Дети: Дружные , веселые, помогали друг другу… Воспитатель: Вы были такими, потому что у вас доброе сердце, только человек с большим ,добрым сердцем может совершать хорошие поступки. Предлагаю выполнить ещё одно задание. Разделение на 2 команды (предлагаю двум ребятам выбрать себе команды) Продуктивная деятельность На столах листы А-4 розового цвета с липким контуром ,заготовки из салфеток. Воспитатель: Берем кусочек салфетки и украшаем нашу картину. В итоге получается общее сердце из двух половинок Воспитатель : Ребята, что у нас получилось? Дети: Сердечко Воспитатель : Какое оно? Дети : Большое ,красивое, доброе…. Рефлексия Воспитатель: Спасибо вам огромное! Я думаю теперь Федунчиу из сказки будет легко ответить на вопрос «Кто я такой?». А теперь давайте все вместе оформим наше сердце на стену.