Познавательное занятие с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

7
0
Материал опубликован 15 March 2020 в группе

Цель: закреплять знания детей об окружающем мире, о разновидностях и свойствах камней.

Задачи:

Образовательные: учить работать с таблицей, и по плану-схеме; познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый,

тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, известняк и др.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова “О чем

шептались камушки”, сказки П. Бажова, рассматривание различных иллюстраций гор, камней.

Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными

камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест).

Оборудование:

Шкатулка с камнями, карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для

проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел),

 канат для физкультминутки, оформленная выставка камней, оборудование для песочной терапии.


Ход НОД:


Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Затем воспитатель находит свиток, спрашивает у детей, что это и кто потерял.

Дети не знают, что это.

Воспитатель: интересно, а это что? – Давайте посмотрим. (Это карта).

 (На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки,

микроскопа, под цифрой 3 конверт).

 Воспитатель помещает карту на мольберт:

- Как нам повезло. Мы никогда еще не путешествовали по карте. Рассмотрите ее внимательно,

с чего начнем путь? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

(ответы детей)

– Посмотрите, где находится шкатулка?

Дети находят шкатулку и отдают воспитателю.

– Как вы думаете, что может в ней находиться?

Чтобы ответить на вопрос, дети задают вопросы: легкое или тяжелое; живое

или неживое и так далее.

– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

– Что это? (камни)

– Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…).

– Возьмите каждый по одному камню. Где вы видели такие камни?

– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их

свойства. У вас сейчас в руках камни с моря. Как вы думаете, отчего они такие гладкие? (ответы

детей)

-Почему камни оказались в шкатулке? (Они красивые, и уезжая с моря, люди берут их на

память.)

– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под

цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

– Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые, лаборанты)

– Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите

так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату).

– Мы с вами в лаборатории. Займите свои места за столами. Я предлагаю вам превратиться в

лаборантов, а я в ученого. который вам будет помогать. Положите камень на поднос.

 Сегодня мы будем исследовать свойства камней. Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности вы будете проводить эксперимент. Все знаки вам уже знакомы.

 У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта,

обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.

 Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его.

Скажите, какой камень на ощупь? (твердый или мягкий; гладкий или шершавый; легкий или

тяжелый).

– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял

На доске следы оставил”

– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

– Найдите среди камней мел и покажите его мне.

– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно

рисовать).

– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему стекой.

– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)

– Значит, камни бывают мягкие и твердые.

– Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные)

Занесите результаты увиденного в таблицу.

– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.

(Дети рассматривают)

– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой? На что похожи?

(ответы детей)

– Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты

наблюдения.

– Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования.

Ребята, я хотела показать вам очень интересную коллекцию камней, но кто-то украл ее. Кто бы это

мог быть? Может, на карте найдем подсказку?

 (На карте нарисован конверт)

– Найдите, где может лежать конверт? (дети находят конверт, в конверте разрезная картинка)

– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку, записку, читает)

(нужно выложить картинку, и мы узнаем кто забрал камни)

(Собирают портрет Хозяйки Медной горы, Даренки, Огневушки - поскакушки).

Кто это? Что вы о них знаете? (ответы детей) Кто написал сказки об этих героях?

Думаю, что все догадались: о ком пойдет речь. Конечно, о Павле Петровиче Бажове и его сказах.

     Павел Петрович родился в дружной трудовой семье. Его отец и дед были горными

рабочими, а мать – искусной кружевницей. Мальчиком он видел тяжелый труд тех, кто добывал и

обрабатывал камни и руду, видел и мастерство умельцев, превративших мертвый камень в

произведение искусства. Рано научился ценить мастерство, уважать золотые руки и честные

сердца. И конечно, с малых лет будущий писатель полюбил и запомнил уральские “тайные

сказы” - передававшуюся из уст в уста волшебную историю этих мест. Взрослым человеком

Бажов продолжал собирать уральский фольклор: работал учителем, а летом путешествовал,

слушал, записывал предания горных рабочих и старателей, изучал историю края, народные

ремесла, собирал пословицы и поговорки.

Предлагаю отправиться на Родину Павла Бажова, может найдем пропавшие камни. На каком транспорте

можно добраться до Урала (дети предлагают). На экране видео об Урале, воспитатель комментирует слайды о природе:

Уральские горы по каменным плитам

Ведут за собой нас в страну малахитов.

В страну, где не счесть драгоценных камней

В страну работящих и добрых людей.

     Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его

лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами, скалы с причудливыми формами,

неукротимые реки. Потрясающая дикая природа. Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди,

камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко.

Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая

горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их над Уралом. Так будто бы Уральские горы и

получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём

переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, — чисто

камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских

сказах» П. П. Бажова.

Бим-бом, бим - бом

В сказку мы сейчас войдем.

Тик-так, тик-так

Я скажу, и будет так.

(Старшие девочки исполняют танец Кикимор, окружают детей, приговаривая: зачем пришли, кто вам нужен?)

- Нам нужна Хозяйка Медной горы.

Кикиморы отводят детей. Появляется Хозяйка медной горы.

Хозяйка: Кто нарушил покои мои?

Я-хозяйка медной горы.

А гора-то моя непростая

Самоцветы в ней чудные прячу я.

-Зачем пожаловали?

Воспитатель с детьми - Мы, собираем коллекцию камней.

Хозяйка: Чую, хочется вам их найти!

Преград много придется пройти!

Каким должен быть тот следопыт?

Дети отвечают: смелым, добрым, находчивым и так далее.

- Хорошо, помогу Вам, но прежде отгадайте, о каком камне идет речь.

Игра «Найди по описанию»

Этот камень бывает синим, бирюзовым, голубым. Найти его можно высоко в горах (лазурит)

Минерал этот похож на травушку – муравушку. И охраняет его сама хозяйка Медной горы

(Малахит)

Тот, кто любит этот камень,

Дружбе верен, сердцем чист.

Этот камень…(аметист)

Красный, крепкий и могучий

Твердый, прочный не сыпучий.

Известен людям он давно

Узнаем мы его легко (гранит)

Хозяйка: Молодцы, а нет ли среди вас мастеров прилежных, которые смогли бы каменный цветок

изладить. Да не спешите, не на быстроту цветок ладьте, а на красоту.

Хозяйка медной горы дает детям задание собрать вазу из деталей (пазлы), дети делятся на группы и выполняют задание.

Хозяйка: - Вот подарок вам, друзья,

Без прекрасного жить нельзя (дарит камни в мешочке).

Воспитатель с детьми благодарят Хозяйку Медной горы.

Воспитатель: - Отгадайте, дети, в какую сказку мы сейчас попадем?

Это юркая девчушка

Озорная поскакушка,

В танце огненном кружится

И пронзительно свистит. (дети отгадывают)

Воспитатель говорит волшебные слова, и оказываются в другой сказке.

Огневушка - поскакушка: Я, веселая девчушка, Огневушка-поскакушка,

Знают все в округе, я с ребятами дружу,

Всем на помощь прихожу,

Если друг в опасности, сразу помощь окажу.

Огневушка - поскакушка: Слыхала камешки собираете, поработайте старателями, выберите

золотые камни из песка (используется стол с песком и подсветкой - пескотерапия).

Вы- старатели, народ внимательный

Народ надежный, трудиться можете,

Нарисуйте-ка рисунок, да не просто-

На песке, да украсьте его камнем,

Как на аленьком цветке.

(дети выполняют задание на песке)

Огневушка - поскакушка: Молодцы, самоцветы вам дарю.

Воспитатель с детьми благодарят ее  и отправляются в следующую сказку.

Выходит Даренка:

Целый день сижу одна,

Потому я и грустна,

Кокованя в лес ушел,

Козлик в гости не зашел,

Может вы здесь погостите

И меня развеселите?

- Ну что, согласна детвора?

Развеселит пусть вас игра!

Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны

изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся

камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём

месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы (показывают на пустое место)

На экране появляется фрагмент из мультфильма «Серебренное копытце»

1 ребенок: Ой, смотрите, чудо-козлик!

Он вернулся к Дарье в гости,

Бьет копытом он, стучит,

Но не сердится, молчит,

Снег и льдинки выбивает,

В изумруды превращает.

Воспитатель незаметно рассыпает камешки, и обращает на них внимание детей.

-Ребята, давайте камешки соберем, и Даренке отнесем.

Даренка благодарит детей.

Воспитатель: Пора возвращаться нам домой, поблагодарим Уральскую землю за гостеприимство!

В заключение воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие, что запомнилось, что понравилось и куда они хотели бы отправиться в следующий раз.


Комментарии
Комментариев пока нет.