ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Камешково Владимирской области
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ
СЕМЕЙНАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!»
Автор-составитель: Безрук Дария Маисовна,
классный руководитель 8-В класса
2024 год
Познавательно-игровая семейная программа «Знай! Умей! Действуй!»
Пояснительная записка
В нашей стране всегда уделялось особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки. 2024 год в России объявлен Годом Семьи. Именно поэтому большинство воспитательных мероприятий с классом направлено на укрепление семейных отношений, сохранение семейных традиций и развитию взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Подростковый возраст (14-15 лет) – это достаточно непростой период в жизни ребёнка, когда приоритетным часто является не мнение родителей, а мнение сверстников. Подростки подвержены постороннему влиянию, часто имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), склонны к совершению неправомерных поступков.
Данное мероприятие поможет созданию комфортных условий для совместного семейного время провождения, поддерживая тесный контакт между подростками и взрослыми.
Цель: создание условий для совместного семейного проведения досуга, раскрытия спортивного потенциала подростков и родителей.
Задачи:
Укреплять доверие и партнерские связи между семьей и школой;
Формировать положительно окрашенные эмоциональные взаимоотношения между ребенком и его родителями;
Развивать физические качества и логическое мышление учащихся и уметь осознавать эмоциональное состояние себя и других;
Формировать ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
Научить считаться с интересами и замыслами товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям в команде.
Место проведения: спортивный зал школы
Продолжительность: 40-45 минут
Этапы проведения: Познавательно-игровая семейная программа состоит из этапов:
«Знай!», участникам нужно продемонстрировать свои знания по различным областям (истории физической культуры, видам спорта и т.д);
«Умей!», участникам нужно продемонстрировать свои умения по различным областям (оказание первой помощи, распознавание различных изображений и т.п.)
«Действуй!», продемонстрировать свои физические навыки и способности (спортивная эстафета «Веселые старты»).
Участники: учащиеся 8-В класса и их родители. Команда состоит из 2 взрослых (мама, папа или старший брат/сестра) и 1 ребёнка. Мероприятие рассчитано на 7 команд. Остальные разделены на группы: помощников –7 человек, судейская коллегия – 5 человек, болельщики – оставшиеся ребята и их родители.
Оборудование:
- мячи, обручи, скакалки, конусы, теннисные ракетки:
- колонка;
- карточки с заданиями.
- манекен для оказания первой помощи, бинты, жгут.
Определение и награждение победителей: Победители определяются судейской коллегией по наилучшему результату, показанному в каждом этапе программы. Победители награждаются дипломами.
Ход программы
(звучит песня «Неразлучные друзья — взрослые и дети»)
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас необычная игра. Сегодня соревнуются семейные команды. Все вы знаете, что 2024 год в России – это по указу Президента Год Семьи. Итак, в каждой команде 2 взрослых (мама, папа или старший брат/сестра) и 1 ребёнка.
Поприветствуем наших участников!
(команды выходят на стартовую линию)
Ведущий. В качестве судейской коллегии и помощниками в проведении программы у нас сегодня ученики нашего класса, которые получили наибольшее количество голосов при проведении социометрии. Остальные ребята и их родители – болельщики.
Начнем с представления команд.
(идёт представление, команды озвучивают название и девиз)
Ведущий. Отлично. Мы познакомились и можем начинать нашу семейную познавательно-игровую программу. Она называется «Знай! Умей! Действуй!» Командам предстоит продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Команды, вы готовы?
Этап первый «Знай!»
Ведущий. Человек, обладает знаниями в самых различных областях. Сейчас команды нам это продемонстрируют. Прошу моих помощников вынести карточки-задания.
Капитаны команд, выбирайте себе карточку. (Приложение 1)
(карточек должно быть больше, чем команд, чтобы право выбора было у каждой команды)
Итак, каждая команда через 3 минуты должна будет ответить на 3 вопроса. Отвечать будем по очереди. По одному вопросу. Пока команды готовятся, мы тоже проведём интеллектуальную разминку. Зрители, вы готовы ответить на вопросы?
Тогда вопрос первый. (Начало пути к финишу? Старт.)
Вопрос второй. (Какой девиз у современной Олимпиады? Быстрее, выше, сильнее)
Вопрос третий. (Что стремится установить спортсмен? Рекорд)
Молодцы! Время на подготовку у команд истекло. Начинаем наш первый этап «Знай!» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(команды по очереди (по одному вопросу) отвечают)
Ведущий. Уважаемые судьи, озвучьте, пожалуйста, итоги первого этапа.
(судейская коллегия произносит баллы, заработанные командами)
Этап второй «Умей!»
Ведущий. Ну что ж, знания мы проверили, пора переходить к демонстрации умений. На этом этапе вы должны продемонстрировать умение работать в команде. Вы готовы? Тогда начинаем наш второй этап – «Умей!» Капитаны команд, выбирайте себе карточку с заданием. (Приложение 2)
(карточек должно быть больше, чем команд, чтобы право выбора было у каждой команды)
Ведущий. Уважаемые судьи, пожалуйста, огласите итоги второго этапа.
(судейская коллегия произносит баллы, заработанные командами)
Этап третий «Действуй!»
Ведущий. Мы видим, что все наши команды умеют отлично взаимодействовать, и самое время начать наш третий этап – «Действуй!». Он пройдёт в формате «Весёлых стартов». (Приложение 3)
Командам предстоит пройти комбинированную эстафету, которая предполагает быстроту, слаженность и помощь. Готовы? Тогда начинаем действовать!
(проходит эстафета «Весёлые старты»)
Ведущий. Молодцы! Все отлично справились с заданиями! Слово нашим судьям. Просим вас сначала подвести итоги эстафеты, а затем и всей нашей познавательно- игровой семейной программы.
(судьи подводят итоги)
Ведущий. Давайте ещё раз поприветствуем наши команды и поблагодарим их за дружную работу.
(происходит награждение команд, звучит песня «Неразлучные друзья»)
Ведущий. Дорогие друзья, сегодня мы убедились, что только содружество детей и взрослых может принести самые эффективные результаты. Семья – это помощь, поддержка, взаимовыручка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Карточки-задания для этапа «Знай!»
Карточка 1
1. Метание снаряда весом меньше килограмма и длиной свыше двух метров.
2. Жесткая спортивная игра с овальным мячом, распространенная в США и Канаде. Правила предусматривают нападение на любого соперника.
3. Один из видов скоростного спуска на специальных одноместных санях, для управления которыми спортсмен использует специальные шипы для ботинок.
Ответы к карточке 1. Метание копья; 2. Американский футбол; 3 Скелетон
Карточка 2
1. Сплав по бурной воде на надувных лодках.
2. Спортивная игра, цель которой — прогнать мяч по всем дорожкам к лункам и попасть в каждую из них.
3. Как называется игра в мяч на воде?
Ответы к карточке 1. Рафтинг; 2. Гольф; 3. Водное поло
Карточка 3
1. Спортивная игра, цель которой — прогнать мяч по всем дорожкам к лункам и попасть в каждую из них.
2. Спортивная игра с мячом и битой.
3. Большие кольцевые гонки на болидах.
Ответы к карточке 1. Гольф; 2. Бейсбол; 3. Формула-1;
Карточка 4
1. Вид гребного спорта, включающий гонки по бурному потоку воды через определенное количество установленных ворот.
2. Восхождение на труднодоступные горные вершины
3. Как называют вратаря?
Ответы к карточке 1. Водный слалом; 2. Альпинизм 3. Голкипер.
Карточка 5
1. Вид легкой атлетики, в котором нужно показать свойства спринтера и прыгуна в высоту.
2. Вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку.
3. Вид горнолыжного спорта, заключающийся в спуске с гор на специальной доске.
Ответы к карточке 1. Барьерный бег; 2. Синхронное плавание; 3. Сноубординг
Карточка 6
1. Спортивная борьба, которая проводится с помощью различных технических приемов, применяющихся ниже пояса. Цель поединка — прижать противника спиной к ковру.
2. Зимнее двоеборье: лыжные гонки со стрельбой на огневых рубежах из малокалиберной винтовки.
3. Как звали победителя Игр в Древней Греции?
Ответы к карточке 1. Греко-римская борьба; 2. Биатлон; 3. Олимпионик
Карточка 7
1. Назовите страну — родину Олимпийских игр?
2. Кого не допускали на Игры?
3. Как звали победителя Игр в Древней Греции?
Ответы к карточке 1. Греция 2. Женщин 3. Олимпионик
Карточка 8
1. Сколько дней длились соревнования?
2. В честь какого бога проводились Игры?
3. Назовите средства закаливания?
Ответы к карточке 1. Пять 2. В честь Зевса 3. Солнце, воздух и вода
Примечание. Карточки могут быть составлены по любым областям знаний.
Приложение 2. Конкурсы для этапа «Умей!»
Оказание первой помощи. (Рассказать алгоритм действий первой помощи при потере сознания)
Оказание первой помощи. (Показать алгоритм действий первой помощи при кровотечении)
Собрать пазл с изображением портрета известного спортсмена
Собрать пазл с изображением символа олимпийских игр (Сочи, 2014г.)
Нарисовать картину, используя только геометрические фигуры
Расшифровать ребус
Расшифровать ребус
Нарисовать картину, используя только геометрические фигуры
Приложение 3. Эстафета «Весёлые старты» для этапа «Действуй!»
1. Пробежать между конусами, чеканя мяч.
2. Пролезть сквозь обруч, находящийся в руках помощников.
3. Пронести на ракетке теннисный мячик, не уронив его.
4. «Гусеница». Пробежать определённое расстояние со скакалкой. При возвращении на старт захватывать по одному участнику команды и вновь бежать до промежуточного финиша. Повторять до тех пор, пока не будет собрана вся команда.
5. Передача мяча сверху. Команды передают мяч над головой до ориентира. Ребенок берет мяч и бросает его в обруч. Обратно команда возвращается бегом.
Примечание. Эстафета может быть собрана из других конкурсов. Главное, чтобы они были на взаимодействие.