Программа факультативного курса по обществознанию для 9 классов «Знай! Умей! Действуй!»
Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗВЕНИГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Рабочая программа факультативного курса
по обществознанию 9 класс
«ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!»
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Образовательной программы образовательного учреждения.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2012.
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2012.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.
Составитель: Иванова О.В. учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория |
г. Звенигово
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.
Факультативный курс адресован учащимся 9 классов, как выбравшим предмет «обществознание» для ОГЭ, проявляющим интерес к предмету. Данная программа является авторской.
Предмет «обществознание» привлекателен в выборе учащимися 9 классов для сдачи в форме ГИА, так как для подросткового возраста свойственно как стремление разобраться в самом себе, стремление изменить мир вокруг себя. Большинство подростков выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 классе, затем получать высшее образование. Для поступления в вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору факультативных курсов по обществознанию.
Программа факультативного курса составлена с учётом и на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Образовательной программы образовательного учреждения.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2012.
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2012.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно содержанию образовательных линий Кодификатора ГИА-2013.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.
Занятия факультативного курса, реализующего данную программу, должны:
1. В соответствии с запросами учащихся и их родителей помочь организовать работу по подготовке к успешной государственной итоговой аттестации по курсу обществознания в рамках элективного курса по подготовке к ГИА с учётом разного уровня подготовленности учащихся (исходя из их текущей успеваемости и степени обученности по предмету, разного уровня сформированности метапредметных умений и навыков, разного уровня правовой культуры, разного интеллектуального уровня развития детей);
2. Конкретизировать содержание предметных тем Государственного стандарта;
Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
1. Помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём доступной по содержанию для подростков 14-15-летнего возраста;
2. Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;
3. Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
4. Способствовать углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
5. Способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;
6. Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач
7. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.
Научность
Обществознание - учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.
Системность
Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям , от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих (уровень В, С).
Практическая направленность
Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять их в повседневной социальной практике.
Обеспечение мотивации
1) развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке
2) прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе
Реалистичность
С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 34 часа, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся, так как они сами выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.
Данный курс одновременно и ориентационный
Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к общественным проблемам, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.
Основные виды деятельности учащихся:
• индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
• индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:
- решение тестовых заданий
- решение заданий на анализ признаков событий или явлений
-решение заданий на классификацию событий, явлений;
-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-составление простого плана.
• парная работа
• групповая работа
• творческая работа (составление кроссвордов по терминам и др.)
• дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype»
• прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий ( в соответствии с Кодификатором)
• онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.
Формы контроля:
Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся
Компьютерное тестирование по освоенной теме
Письменное тестирование
Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)
Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом).
Содержание факультативного курса
Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. 1 ч.
Раздел I. Человек и общество 5 ч.
Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. Человек и общество. Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 2. Сфера духовной культуры 5 ч.
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 3. Экономика 5 ч.
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. Экономика. Решение типичных заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 4. Социальная сфера 5 ч.
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера. Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления 5 ч.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий А14-А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий С1-С5..
Раздел 6. Право 5 ч.
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий А17-А20. Право. Решение типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4.
Итоговое повторение. 3 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня С1-С6
Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.
Календарно – тематическое планирование.
№п/п |
Раздел, тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Вид контроля |
Дата проведения |
|||||
1. |
Введение. Знакомство с особенностями ГИА по обществознанию. |
Сравнение содержания и формы организации ГИА по обществознанию с ГИА по русскому языке и математике |
1 |
|||||||
Раздел 1. Человек и общество 5 ч. |
||||||||||
2 . |
Человек и общество |
Человек и человечество, личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. |
1 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
3. |
Личность. Особенности подросткового возраста. |
Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение |
1 |
|||||||
4. |
Человек и общество. Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13. |
1 |
||||||||
5. |
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. |
1 |
||||||||
6. |
Человек и общество. Решение типичных заданий С1-С4. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
Раздел 2. Сфера духовной жизни 5 ч. |
||||||||||
7. |
Сфера духовной культуры |
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность |
1 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
8. |
Наука в жизни современного общества. |
Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. |
1 |
|||||||
9. |
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий А5-А6. |
1 |
||||||||
10. |
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. |
1 |
||||||||
11. |
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий С1-С4. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
Раздел 3. Экономика 5 ч. |
||||||||||
12. |
Экономика |
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. |
1 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
13. |
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда |
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. |
1 |
|||||||
14. |
Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. |
1 |
||||||||
15. |
Экономика. Решение типичных заданий В1-В5. |
1 |
||||||||
16. |
Экономика. Решение типичных заданий С1-С4. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
Раздел 4. Социальная сфера 5 ч. |
||||||||||
17. |
Социальная сфера |
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. |
1 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
18. |
Социальный конфликт и пути его решения. |
Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. |
1 |
|||||||
19. |
Социальная сфера. Решение типичных заданий А11-А13. |
1 |
||||||||
20. |
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. |
1 |
||||||||
21. |
Социальная сфера. Решение типичных заданий С1-С4. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
Раздел 5. Сфера политики и социального управления 5 ч. |
||||||||||
22. |
Сфера политики и социального управления |
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.. |
2 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
23. |
Выборы. Референдум. Политические партии и движения. |
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
|||||||
24. |
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий А14-А16. |
1 |
||||||||
25. |
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5.. |
1 |
||||||||
26. |
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий С1-С5.. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
Раздел 6. Право. 5 ч. |
||||||||||
27. |
Право |
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов |
||||||
28. |
Правоохранительные органы. Судебная система. |
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. |
1 |
|||||||
29. |
Право. Решение типичных заданий А17-А20. |
1 |
||||||||
30. |
Право. Решение типичных заданий В1-В5.. |
1 |
||||||||
31. |
Право. Решение типичных заданий С1-С4. |
1 |
Письменное тестирование |
|||||||
32. |
Совершенствование навыков по выполнению заданий С1-С5 |
1 |
Письменный контроль, беседа |
|||||||
33. |
Практикум по решению заданий С6 |
1 |
Письменный контроль, беседа |
|||||||
34. |
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. |
1 |
Итоговое тестирование |
Тематическое планирование факультатива.
34 ч.
№ п/п |
Названия разделов |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Проект |
1. |
Введение. |
1 |
1 |
||
2. |
Человек и общество.5 |
5 |
2 |
3 |
|
3. |
Сфера духовной культуры. |
5 |
2 |
3 |
|
4. |
Экономика. |
5 |
2 |
3 |
|
5. |
Социальная сфера. |
5 |
2 |
3 |
|
6. |
Сфера политики и социального управления |
5 |
2 |
3 |
|
7. |
Право |
5 |
2 |
3 |
|
8. |
Совершенствование навыков по выполнению заданий С1-С5 |
1 |
1 |
||
9. |
Практикум по решению заданий С6 |
1 |
1 |
||
10. |
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ОГЭ |
1 |
1 |
||
Всего |
34 |
13 |
21 |
Перечень учебно – методического обеспечения
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Конституция Российской Федерации.
Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе исполь-зования личного социального опыта уча¬щихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 6.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.
ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2012.
ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2012.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011
Электронные ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»
7. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ГИА 2012
8. http://school37k.ucoz.ru/index/lobova_svetlana_anatolevna/0-142 -страница на сайте МБОУ города Костромы СОШ № 37 учителя истории и обществознания Лобовой С.А.
Критерии нормы оценки знаний,
умений и навыков обучающихся
(устные ответы, контрольные и самостоятельные работы,
тестовые задания)
Критерии оценки за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформулированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет
Критерии оценки за письменные работы (тесты):
Оценка «5» - 85-100% выполненных заданий
Оценка «4» - 70-84% выполненных заданий
Оценка «3» - 50-69% выполненных заданий
Оценка «2» - менее 50% выполненных заданий
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
• Информационно- поисковой;
• Учебно-познавательной;
• Коммуникативной;
• Рефлексивной;
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.