Познавательно-творческий проект для детей старшей группы компенсирующей направленности «Профессии наших родителей»

0
0
Материал опубликован 23 September

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 427 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454014, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 8-а, т.741-17-62, 741-16-62, эл. адрес: doy427kurch@mail.ru

ОКПО 36920207 ОГРН 1027402540660 ИНН 7448026011 КПП 744801001









Познавательно-творческий проект для детей старшей группы

компенсирующей направленности

«Профессии наших родителей»










Автор проекта:

воспитатель

Ильиных Н.В.









Челябинск 2023






Паспорт проектной работы.

Актуальность проекта:

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Начиная проект, мы использовали игровую ситуацию с мячом, кидая мяч ребенку, спрашивала: «Кем работает твоя мама?», «Кем работает твой папа?», «Что твоя мама делает на работе?», «Чем на работе занимается твой папа?». В результате этой игровой ситуации со своими воспитанниками, мы выяснила, что дети недостаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Некоторые из них не знают место работы родителей, названия специальностей, трудовые обязанности, входящие в отдельные профессии. Дети заинтересовались и захотели узнать, чем занимаются их родители на работе. Тогда возник следующий вопрос, как мы это узнаем и что нам для этого нужно сделать? Дети предложили различные варианты ответов: сходить к родителям на работу, спросить дома у мамы и папы, узнать из книг, пригласить маму в детский сад, чтобы она рассказала.

Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы № 7, воспитатели, родители.

Новизна проекта: ранняя профориентация детей.

Проблема проекта: в процессе бесед, рассказов из личного опыта с детьми, наблюдений за игрой детей, мы пришла к выводу, что у детей низкий уровень знаний о профессиях родителей. Многие дети не знают где и кем работают их родители. Некоторые дети не знают названия профессий, где может трудиться человек. В результате бесед с детьми мы определили ряд вопросов:

Где работают мои мама и папа?

Кем бы хотел работать я, когда вырасту?

Какие профессии могут быть в детском саду?

Цель проекта: развитие познавательной активности детей к различным профессиям на примере профессий родителей.

Задачи проекта:

Познакомить детей с профессиями своих родителей, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы;

Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.

Познакомить с современными и малоизвестными профессиями;

Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам;

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки;

Планируемый результат:

Для детей:

Расширятся знания детей о профессиях, понимание детьми значения слово «профессия»;

Разовьются любознательность и интерес к деятельности к профессиям родителей;

Дети познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться;

Дети научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно - ролевых игр;

Для родителей:

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей;

Для педагога:

Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о профессиях, формировании представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах, орудиях труда;

Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми;


Этапы и методы работы над проектом:

Этапы

Содержания

1 этап-подготовительный





2 этап – основной



















3 – этап заключительный

- Определение целей и задач.

- Изучение методической литературы по данной теме, материалов сети интернет.

- Определение продукта проекта.


1.Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Профессии»

- Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть»

-Беседа о профессиях родителей, рассказ о профессии мамы (папы).

-Экскурсия «Кто работает в детском саду»

-Сюжетно – ролевые игры «Больница» «Магазин»

-Д/и «Отгадай профессию»

-Развивающая настольная игра «Профессии»

-Рисование «Кем я хочу стать»

1.Работа с родителями:

- Оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама и папа на работе»

- Консультация для родителей "О профессиях детям "


- Обобщение и анализ результатов проекта.

- Выявление полученных знаний детей в ходе проектной деятельности.

- Подведение итогов работы над проектом.






Продукт проекта:

Пополнение картотеки по теме «Профессии»;

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм;

Стенгазета «Профессии наших родителей»;

РППС уголок «Больница», «Магазин»;


Выводы и самоанализ работы над проектом: в процессе запуска проекта и выступления детей перед друг другом, дети стали более осознанно говорить о профессии родителей. Стали знать специфику работы, узнали, что у кого -то из детей тоже мама или папа работают в такой профессии и это повлияло на благоприятный фон в группе. Ответы детей стали развернутыми, полными.


















Список литературы


Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.

Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.

Белоногова, Г.  Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82-92.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.

Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60-68.

Ковардакова, М. А.  Дошкольник и мир профессий: Железная дорога [Текст]: программа и методические рекомендации / М. А. Ковардакова, И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королёва, И. П. Никитина. – М.:  АРКТИ, 2010.

 Козлова, А. В.  Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.

 Меремьянина, О.Р. и др. Методические рекомендации «Становление нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей – работников железнодорожного транспорта» [Текст] / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко, Н. Б. Шулепова. – Барнаул, 2010.

 От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.





















Приложение


Конспект беседы «Профессии моих родителей»


Цель: закрепить знания детей о профессиях людей и родителей.

Задачи:

формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении;

развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку;

воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.

Материалы и оборудование: плакат " Профессии наших мам и пап ", карточки с изображений различных профессий, загадки.

Организация детей: дети сидят на стульчике, полукругом, напротив воспитателя.

Ход беседы:

Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много. Профессия должна приносить радость и самому человеку, и окружающим людям.

На доске картинки с изображением разных орудий труда, дети выбирают отгадку и ещё несколько орудий труда для данной профессии.

1.Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.

Как мал её шажок!

Зовётся он стежок.

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку) - Портной


2.Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень:

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло (нож) - Повар


3.Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое) - Продавец


4.Шар земной внесли в автобус!

Оказался это … (глобус) - Учитель


5.Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни -

Зелёный, жёлтый, красный (светофор) - Милиционер


6. Тревожный номер «01»,

Ты не останешься один (пожарная служба) - Пожарный


7. Бывают сладкие,

Бывают горькие,

Но очень нужные тогда,

Когда заболит голова (таблетки) - Врач


Игра «Угадай, какая профессия у человека»

Весы, прилавок, товар - … (продавец);

Каска, шланг, вода - … (пожарный);

Сцена, роль, грим - … (артист);

Читальный зал, книги, читатель - … (библиотека);

Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной);

Плита, кастрюля, вкусное блюдо - … (повар);

Доска, мел, учебник - … (учитель);

Руль, колёса, дорога - … (водитель);

Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель);

Кирпичи, цемент, новый дом - … (строитель);

Болезнь, таблетки, белый халат - … (врач);

Ножницы, фен, модная причёска - … (парикмахер);

Корабль, тельняшка, море - … (моряк);

Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик)

Чтобы освоить любую профессию и знать о ней много, что ребятки нужно делать?

(ответ детей)

Ребята, утром в детский садик вас приводят родители, а куда они потом сами отправились? (на работу) А вы знаете где работают ваши родители? Как называются их профессии? Например, я работаю в детском саду, а профессия моя -воспитатель. Расскажите и вы, где работают ваши папы и мамы, какие у них профессии?

Дети выходят к доске с плакатом, и показывая на фотографию своей мамы, или своего папы и рассказывает где и кем работают его родители.

Ребята спасибо вам за старания, Вы сегодня молодцы!



Экскурсия «Кто работает в детском саду?»


Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде сотрудников детского сада.

Задачи:

Показать взаимосвязь между разными видами труда;

Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;

Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения.

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по нашему детскому саду. И прежде чем мы в него отправимся, ответьте мне на несколько вопросов. Вы наверно, никогда не задумывались, что такое детский сад? Давайте попробуем вместе разобраться, что представляет собой такой знакомый вам детский сад. Как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Дети: чтобы мы здесь играли, занимались, чтобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе.

Воспитатель: ребята, а скажите мне, что было бы, если бы все детские сады закрылись?

Дети: мы бы сидели дома и очень скучали бы по своим друзьям. Вместе всегда весело.

Воспитатель: а вы любите свой детский сад?

Дети: Мы любим свой детский сад.

Воспитатель читает стихотворение С. Питиримова “Детский сад”

Я люблю свой детский сад,
В нем полным – полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Может, сто их. Может двести.
Хорошо, когда мы вместе!

Воспитатель: Ну что ребята. После такого доброго стихотворения, пора бы и отправиться в наше путешествие по детскому садику. Ребята, подскажите, кто же самый главный в детском саду?

Дети: Заведующая.

Воспитатель: Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

Воспитатель: Заведующая заботится, чтобы в детском саду была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое. И мы начинаем путешествие с кабинета заведующей.

Экскурсия в кабинет заведующей. Рассказ заведующей о том, чем она занимается в детском саду.

Воспитатель: Ребята, а кто в детском саду одет в специальную одежду, белый фартук и белый колпак?

Дети: Повар.

Воспитатель: Что делает повар?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, он готовит для нас вкусную и полезную еду.

Экскурсия на кухню.

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся дальше. А кто отвечает за то, чтобы ваши кроватки всегда были с чистым постельным бельем, полотенца всегда были чистые?

Ответ детей

Экскурсия в прачечную

Воспитатель: Много людей трудятся для того, чтобы детям в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них и спокойно работали. Кто вас встречает в детском саду каждое утро?

Дети: Воспитатели.

Воспитатель: а как их зовут?

Дети: Наталья Владимировна и Виктория Сергеевна

Рассуждения детей.

Возвращение в группу.

Воспитатель: Я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я вас всех очень люблю, я всегда жду встречи с вами.

Воспитатель: Кто знает, почему профессия воспитатель так называется?

Дети: Воспитатель воспитывает детей.

Воспитатель: а как мы вас воспитываем?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы вас учим одеваться, мыть правильно руки, учим культурно вести себя за столом, учим играть. Что еще мы вас учим делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

Воспитатель: Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. А кто каждый день помогает воспитателю?

Дети: Помощник воспитателя, младший воспитатель.

Воспитатель: а как зовут помощника воспитателя?

Дети: Наталья Сергеевна.

Воспитатель: Как можно помочь младшему воспитателю и как вы ей помогаете?

Дети перечисляют, как они помогают младшему воспитателю. Воспитатель читает стихотворение «Помогай няне убирать посуду со столов».

Все поели, поднялись
И к игрушкам разошлись.
Стали дети развлекаться.
Кто же будет убираться?
Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка, быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!

Воспитатель: Детский сад - ваш второй дом, здесь вы проводите целый день с утра до вечера. Пусть вам будет здесь хорошо, весело, счастливо.



Картотека сюжетно ролевых игр


«Больница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врачи, медсестры, больные.

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д.

Предварительная работа: Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, и т.д.


«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: продавцы, кассир, покупатели.

Игровые действия: продавцы разлаживают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Продукты»,

Предварительная работа: Экскурсия в магазин с родителями. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров.


Д\И «Отгадай профессию»


Цель игры: закреплять умение называть профессию, находить лишний предмет труда по определенному виду профессии объяснять, почему он лишний.

Задачи:

Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда;

Развивать навыки рассматривать предметы, выделяя особенности их использования в труде, связывая их качества и свойства с назначением;

Упражнять детей в умении отгадывать загадки о знакомых профессиях;

Воспитывать познавательный интерес к профессиям взрослых.

Правила игры: в игре участвует педагог и ребенок. Ребенок внимательно слушает задания, выполняет его.

Описание хода игры: предложить ребенку отгадать загадку, показать ребёнку картинки. Спросить, как называется профессия взрослого, и попросить найти лишний предмет, который не нужен данному специалисту для его труда. Попросить ребёнка объяснить, почему он так думает.


Консультация для родителей «Рассказываем о профессиях детям»

Знакомство детей с профессиями можно начинать с 3 летнего возраста. В 5-6 лет ребенок продолжает социализироваться в обществе, у детей возрастает интерес к окружающему миру, особенно к миру профессий взрослых.

Детям о профессиях можно рассказать при помощи чтения книг, виртуальных экскурсий (видео экскурсии в интернете), обучающих и развивающих мультфильмов, любимый детьми сериал «Три кота» подборка мультиков о профессиях, рассказывает детям о самых разных профессиях в увлекательной форме.

Обязательно надо рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Рассказ можно построить по следующему плану: название профессии, чем занимается человек этой профессии, какие трудовые действия совершает, что нужно знать и уметь для того, чтобы работать по профессии, какие качества характера необходимы для этой профессии, какие инструменты и спецодежда используются в работе.

С 5 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.

Еще одним способом описать ребенку взрослый мир профессий является сюжетно-ролевая игра при помощи сюжетно – ролевой игры ребенок познают мир профессий, играя в них. В 5-6 лет ребенок играет в различные профессии: врач, продавец, повар, шофер, воспитатель, строитель, рыбак, моряк и т. д

В детском саду в течение года мы знакомим детей с миром профессий в различных видах деятельности: беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество: рисование, лепка, аппликация, конструирование, экскурсии, дидактические и сюжетно – ролевые игры

С сентября по октябрь мы познакомились с профессиями детского сада: воспитатель, няня, повар, мед. сестра, музыкант, дворник, с трудом фермера, пекаря, с профессиями нашего города, с профессией металлург, строитель, шофер. Нам предстоит познакомиться еще со многими профессиями, уважаемые родители приглашаем вас отправиться в увлекательное путешествие по миру профессий.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации