Конспект занятия «Грибы» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ГРИБЫ»
для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
(для подгруппы детей 6 человек)
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие». «Ознакомление с окружающим миром»
Цель: Дать базовые понятия по теме «Грибы»
Задачи:
- Уточнить представления детей о разновидностях грибов, о том где они растут, что грибы бывают съедобные и несъедобные;
- умении различать грибы по внешнему виду;
- составлять целое из частей; познакомить с правилами сбора грибов;
- воспитывать бережное отношение к лесу. (Лес живое существо и в природе нет ничего ненужного)
Оборудование: Интерактивная доска, презентация с картинками к сказке; ноутбук с музыкой «Звуки леса», игра на интерактивной доске «Собери гриб и назови его» (можно заменить разрезными картинками (разрезать на 8 неравномерных кусочков, грибы берём все упомянутые в сказке);
СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Воспитатель: Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в лесную сказку. Помогать нам будет наш знакомый - солнечный зайчик? Мы сейчас все закроем глазки скажем волшебное слово «Трям» и окажемся в волшебном лесу!!!
Дети: Закрывают глазки, говорят: «Трям», воспитатель включает тихую музыку «Звуки леса», включает экран проектора с изображением леса.
Воспитатель: (читает сказочным голосом) Вот мы и Волшебный лес! Сказка начинается!
Лесная сказка «БЕЛЬЧОНОК И СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙКА»
В этот день в лесу наш знакомый Солнечный зайчик бродили по лесу и освещал то один уголок леса то другой в поисках чего-то интересного, заглянул он и в дупло огромного дерева и увидел, что в дупле спал маленький Бельчонок.
Воспитатель меняет слайд.
Солнечный зайчик пощекотал ему ушко, потом пощекотал ему носик и Бельчонок открыл глазки.
- Кто тут? Спросил он недовольно.
- Это я, Солнечный лучик, пришел поприветствовать тебя!
- Здравствуй! Бельчонок был воспитанным и очень вежливым, а ещё он был очень любопытным и поэтому сразу спросил:
- А что ты тут делаешь?
- Гуляю по лесу! Я очень люблю гулять, и искать разные интересности! Ответил Солнечный зайчик. Бельчонок привстал со своей кроватки из мха и еловых иголочек и умылся, ведь он был воспитанным бельчонком.
- Какие такие интересности? После утреннего умывания спросил Бельчонок.
-Я тоже хочу посмотреть интересности!
- С удовольствием тебе всё покажу, что я сегодня нашёл, побежали!
И друзья отправились в путешествие. Отправимся и мы с ними!
Воспитатель меняет слайд.
Спустившившись с дерева Солнечный зайчик подвёл Бельчонка к небольшому холмику и прошептал:
– Смотри! Бельчонок подбежал поближе, чтобы рассмотреть, что же ему показывает Лучик. Это был огромный красивый гриб!
Воспитатель меняет слайд.
Гриб был и впрямь удивительным! Очень важным, белая упругая толстая ножка, коричневая шляпка.
- Этот гриб называется БЕЛЫЙ ГРИБ, а ещё его именуют «царём грибов». Есть даже русская народная поговорка, «белый гриб — всем грибам полковник».
- Ой какой он красивый! Можно я откушу кусочек я не завтракал? Сказал бельчонок.
- Конечно можно! Ведь это САМЫЙ полезный и вкусный гриб! Ответил Солнечный зайчик. Бельчонок отломил от шляпки кусочек и позавтракал.
- Да это самый вкусный гриб, который я пребывал!
Воспитатель меняет слайд.
Ой смотри, а там под берёзками ещё гриб, побежали посмотрим! И друзья отправились в берёзовую рощицу которая росла рядом с лесоМ в котором жил бельчонок. Там они рассмотрели свою новую находку.
Воспитатель меняет слайд.
У этого гриба ножка очень похожа на берёзку такая же тонкая и с черненькими прожилками а шляпка коричнегового оттенка.
- Можно я откушу кусочек и от этого грибочка? Спросил бельчонок.
- Конечно можно! Ведь это тоже съедобный и вкусный гриб! Называется он ПОДБЕРЁЗОВИК Ответил Солнечный зайчик. Бельчонок отломил кусочек и побежал дальше за солнечным лучиком.
Воспитатель меняет слайд.
И вот они уже на лесной полянке около весело шуршавших своими листиками осинок. Там они тоже нашли грибок. Очень похожий на тот что рос около берёзок, но всё же немного отличавшейся от него. И цветом шляпки и тем что был немного крепче и объемнее.
Воспитатель меняет слайд.
- А этот гиб называется ПОДОСИНОВИК сказал Солнечный зайчик. Название «подосиновик» связывают не только с характерным местом произрастания этих грибов, но и с цветом шляпок, напоминающим осеннюю окраску осиновых листьев. Он тоже съедобный и полезный, Бельчонок отломил кусочек и от этого грибочка так как они уже долго гуляли, а прогулки как вы знаете развивают аппетит))) и побежал дальше.
А Лучик уже ждал Бельченка около другого лесного чуда! И это был не один гриб, а целое семейство.
Воспитатель меняет слайд.
- А это ОПЯТА, дружные ребята. Название происходит от характерного местообитания этих грибов: большинство их растёт на пнях или поваленных деревьях. Это тоже съедобные грибы.
Воспитатель меняет слайд.
Чуть подальше в ельничке лучик показал Бельченку следующую свою находку.
- Это МАСЛЁНОК своё название получил из-за маслянистой, скользкой на ощупь шляпки. Маслята чаще всего растут около ёлочек или сосенок.
Воспитатель меняет слайд.
А чуть подальше в травке лучик показал бельчонку ВОЛНУШКУ Гриб получил свое такое название из – за волнистой, бархатистой поверхности шляпки. Растет в смешанных и лиственных лесах, Любит сырость и чуть заболоченные места.
Воспитатель меняет слайд.
- А сейчас я тебе покажу ЛИСИЧКУ! предложил Бельчонку Солнечный зайчак.
Бельчонок остановился как вкопанный я не хочу лисичку, она меня съест, я её боюсь. -- Да нет же, сказал лучик, это другая лисичка! Это гриб так называется, это съедобная лисичка! Бельчонок, чуть-чуть подумав, побежал за лучиком и увидел удивительные грибочки они были рыженькие и очень симпатичные и как оказалось очень вкусные
Воспитатель меняет слайд.
А рядом на лесной лужайке они нашли чудесные грибочки шляпки которого были и жёлтого, и зелёного и фиолетового и красных цветов, а назывались все эти грибочки СЫРОЕЖКИ и эти грибочки попробовал бельчонок и они ему очень понравились не зря они называются сыроежками.
Воспитатель меняет слайд.
Воспитатель меняет слайд.
Воспитатель меняет слайд.
Воспитатель меняет слайд.
Долго гуляли по лесу друзья очень много чудес они увидели
Воспитатель меняет слайд.
И тут Бельчонок увидел очень интересный гриб, но когда он подошел к нему, Лучик испуганно воскликнул!
- Нет-нет-нет не трогай этот гриб! Это самый опасный и самый ядовитый гриб называется он БЛЕДНАЯ ПОГАНКА.
Воспитатель меняет слайд.
Бельчонок с испугом отпрянула от этого гриба и чуть не сбил другой гриб
- Ой-ой-ой опять вскрикнул лучик и этот гриб нельзя трогать а это другой ядовитый гриб называется - МУХОМОР.
Воспитатель меняет слайд.
- Так значит не все грибы можно кушать? Удивился Бельчонок.
- Конечно, можно кушать только знакомые грибочки, а незнакомые лучше обойти сторонкой может в лесу их кто-то другой скушает, сказал Лучик.
Вот эти грибы трогать нельзя!!!
Воспитатель меняет слайд.
МУХОМОР
Воспитатель меняет слайд.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА.
Это ядовитые грибы!!!
Воспитатель меняет слайд на вид леса.
Воспитатель: Тем временем солнечный денёк заканчивался и наш весёлый Солнечный лучик должен был вернуться к солнышку. Бельчонок попрощался с ним и вернулся к своему гнёздышку, а что произошло с ним дальше, ребята, попробуйте сочинить сами и рассказать свои истории в следующий раз. И ещё вам задание – в солнечное утро со взрослыми сходите в ближайший лес, поищите в траве грибочки, может и вам повезёт! Может среди них и вы найдёте белый гриб – как он ещё называется?
Воспитатель выключает музыку и включает игру.
Дети: Ответы
Воспитатель: Сейчас предлагая вам поиграем в игру
Игра «СОБЕРИ ГРИБ И НАЗОВИ ЕГО»
(На интерактивной доске изображение грибов, разделенного на части)
Воспитатель: Дети, помогите, пожалуйста, собрать гриб и назовите его.
Дети: Все дети, подходят к доске и собирают по одному грибочку, после чего называют его и по желанию рассказывают про гриб то что знают или запомнили из сказки.
Воспитатель: Это гриб съедобный или несъедобный?
Дети: Ответы
Воспитатель: Ребята что нового вы сегодня узнали?
Дети: Ответы
Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка?
Дети: Ответы
Воспитатель: Кто из героев сказки вам понравился больше и почему?
Дети: Ответы
Воспитатель: Молодцы! И ещё вам надо запомнить самый главный закон леса!
Как вы думаете какой?
Дети: Ответы
Воспитатель: Молодцы! В природы нет ничего ненужного.
Не надо уничтожать ядовитые грибы.
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные — не трогай!
Но и ногами не сбивай…
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах — яд!
Но для зверья лесного все ж
Тот гриб полезен и хорош.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Татьяна