Практическая работа Использование различных биохимических методов для определения качества воды на уроках и внеурочной деятельности по биологии
Практическая работа
Использование различных биохимических методов для определения качества воды на уроках и внеурочной деятельности по биологии.
Целевая аудитория: обучающиеся 8-9 классов
Практическую работу по данной теме можно использовать как на уроках биологии, так и внеурочное время, на дополнительных занятиях, расширяющих кругозор и понимание сложных биохимических процессов.
Актуальность работы: в работе представлен широкий спектр биохимических приборов для определения качества воды.
Для реализации этих методов необходимо использовать разные биологические приборы.
Использование биологических приборов для определения качества воды позволяют повысить точность определения.
Качество воды-это химические, физические и биологические показатели воды, основанные на стандартах ее использования.
Показатели качества воды:
1.Органолептические показатели (прозрачность, цвет, запах, вкус)
2.Химические показатели ( водородный показатель, кислотность, содержание хлора, жесткость воды и др.)
3. Санитарно-бактериологические показатели (микробиологические и паразитологические).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение химических показателей воды с помощью эколого-биологических приборов
ЗАДАЧИ:
1.Овладеть простейшими методами анализа воды
2.Освоить навыки ведения экспериментальных наблюдений и оформление результатов
3.Научиться анализировать полученные данные и делать выводы.
ПРОБЫ ВОДЫ
1.Дистиллированнная вода прошла несколько способов очистки.
2.Минеральная вода
3.Вода водопроводная, которую очистили через фильтр для очистки воды(фильтрованная)
4.Водопроводная вода из-под крана
ОПЫТ№1 Определение PH- фактора воды
1способ-Определить PH-фактор воды(лакмусовые бумажки).
Цель: научиться определятьPH-фактор воды с помощью лакмусовых бумажек
Задачи: 1.Определить PH-фактор воды с помощью лакмусовых бумажек из различных источников
2. Сделать записи в таблицу, сравнить с эталоном шкалы для PH-фактора
3.Оформить вывод о том, какую среду имеет каждый источник воды
4. Сравнить показатели PH-фактора исследуемых проб воды с СанПиН 2.1.4.1074—01( Санитарными нормами для питьевой воды) и сделать вывод о соответствии или не соответствии исследуемых проб воды нормативам воды(Смотреть САНПИН)
1-Дистиллированная | 2-Минеральная | 3-Фильтрованная | 4-Водопроводная из-под крана |
| | | |
ВЫВОД:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ОПЫТ№2 Определение PH- фактора воды
2способ-Определить PH-фактор воды специальным прибором- ph тестером
Цель: научиться определятьPH-фактор воды с помощьюph–тестера.
Задачи: 1.Определить PH-фактор с помощьюph–тестера у воды
из различных источников.
2. Сделать записи в таблицу, сравнить с эталоном шкалы для PH-фактора.
3.Оформить вывод о том, какую среду имеет каждый источник воды.
4. Сравнить показатели PH-фактора исследуемых проб воды с СанПиН 2.1.4.1074—01( Санитарными нормами для питьевой воды) и сделать вывод о соответствии или не соответствии исследуемых проб воды нормативам воды(Смотреть САНПИН)
1-Дистиллированная | 2-Минеральная | 3-Фильтрованная | 4-Водопроводная из-под крана |
| | | |
ВЫВОД:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ОПЫТ№3 Определение PH- фактора воды
3 способ-Определить PH-фактор воды с помощью химического индикатора
Цель: научиться определятьPH-фактор воды с помощью химического индикатора
Задачи: 1.Определить PH-фактор с помощью химического индикатора у воды из различных источников.
2. Сделать записи в таблицу, сравнить с эталоном шкалы для PH-фактора.
3.Оформить вывод о том, какую среду имеет каждый источник воды.
4. Сравнить показатели PH-фактора исследуемых проб воды с СанПиН 2.1.4.1074—01( Санитарными нормами для питьевой воды) и сделать вывод о соответствии или не соответствии исследуемых проб воды нормативам воды(Смотреть САНПИН)
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1.Ополосните колориметрическую пробирку несколько раз анализируемой водой. Налейте в пробирку анализируемую воду до метки «5 мл».
2.Добавьте из флакона-капельницы 3-4 капли (около 0,10 мл) раствора универсального индикатора и встряхните пробирку.(Смотреть фото на следующей странице)
3.Проведите визуальное колориметрирование пробы. Для этого пробирку с пробой поместите на белое поле контрольной шкалы. Освещая пробирку рассеянным белым светом достаточной интенсивности, наблюдайте окраску пробы сверху вниз. Определите ближайшее по окраске поле контрольной шкалы и соответствующее ему значение рН.
4.Сравните с эталоном, запишите результаты в таблицу и сделайте необходимые выводы
ВЫВОД:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1-Дистиллированная | 2- Минеральная | 3-Фильтрованная | 4-Водопроводная из-под крана |
| | | |
ОПЫТ№4 Определение PH- фактора воды
4 способ-Определить PH-фактор воды с помощью АКВА-ТЕСТА(индикаторные тест-полоски)
Цель: научиться определятьPH-фактор воды с помощью АКВА-ТЕСТА(индикаторные тест-полоски)
Задачи: 1.Определить PH-фактор с помощью АКВА-ТЕСТА(индикаторные тест-полоски)у воды из различных источников.
2. Сделать записи в таблицу, сравнить с эталоном шкалы для PH-фактора.
3.Оформить вывод о том, какую среду имеет каждый источник воды.
4.Определить другие показатели воды: наличие хлора, нитратов, нитритов, карбонатную жесткость воды из различных источников
4. Сравнить показатели PH-фактора и других показателей на тест полосках исследуемых проб воды с СанПиН 2.1.4.1074—01( Санитарными нормами для питьевой воды) и сделать вывод о соответствии или не соответствии исследуемых проб воды нормативам воды(Смотреть САНПИН )
Источники воды | Показательph | Наличие хлора | Наличие нитратов | Наличие нитритов | Карбонаты(жесткость воды) |
1-Дистилированная | | | | | |
2-Минеральная | | | | | |
3-Фильтрованная | | | | | |
4-Водопроводная | | | | | |
ВЫВОДЫ:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………