Практическая работа Тема: «Бензин и дизельное топливо»

0
0
Материал опубликован 2 June

Практическая работа


Тема: «Бензин и дизельное топливо»

Цель: определить качество бензина и дизельного топлива.

Приборы и оборудование: пробирки с образцами бензина и дизельного топлива, перманганат калия, фильтровальная бумага.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Чем дизтопливо отличается от различного марок бензина


Оба вида горючего получают способом фракционной перегонки нефти. Технология основана на разнице в температурах кипения соединений. Для получения топлива сырье заливают в емкости, которые по форме напоминают колонны, и начинают нагревать. При этом происходит расщепление нефти на фракции, которые испаряются, но не воспламеняются.

Сначала на дистилляцию уходят легкие соединения, а при повышении температур — более тяжелые. «Весом» здесь считается число атомов углерода. Бензины начинают выделяться при нагревании примерно от +40°C до +200°C, а для получения дизельного топлива потребуется от +200°C до +350°C. В конце процесса остается жидкий остаток — мазут.

Плотность бензина меньше, а углеродная цепочка короче: 5–12 атомов. Из-за этой легкости испарение нефтепродукта начинается раньше. Количество атомов углерода у дизтоплива превышает 12, поэтому солярка выделяется дольше и становится тяжелой фракцией.

Бензин легко отличить от дизтоплива: достаточно капнуть на кожу. Первый испарится и подсушит место нанесения. От солярки останется масляный след.

Отличается дизтопливо и по скорости вспыхивания. Поджигать ДТ придется в течение нескольких секунд. Вспыхивание бензиновых паров происходит мгновенно.

На практике дизельное топливо применяют для мощности и длительной рутинной работы. Поэтому в баки автобусов, тягачей, военной и спецтехники, кораблей заливают солярку. Бензин же используют для больших оборотов, повышенной скорости и динамики. Это объясняет, почему на этом топливе ездят спорткары.


Характеристика бензина марка Аи-95


Октановое число, не менее: моторный метод 85

Октановое число, не менее: исследовательский метод 95

Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более отсутствует

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5

Индукционный период бензина, мин, не менее 360

Массовая доля серы, %, не более 0,05

Объемная доля бензола, %, не более 5

Испытание на медной пластине выдерживает, класс 1

Внешний вид Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3 725-780


Характеристика бензина марка Аи-80

Октановое число, не менее: моторный метод 76

Октановое число, не менее: исследовательский метод 80

Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более 50

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5

Индукционный период бензина, мин, не менее 360

Массовая доля серы, %, не более 0,05

Объемная доля бензола, %, не более 5

Испытание на медной пластине Выдерживает, класс 1

Внешний вид Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3 700-750


Характеристика дизтоплива

Цетановое число, не менее 45 и выше

Фракционный состав: 3-6 мм2/с

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

90% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 280 °С

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 360 °С

Температура застывания, °С, для климатической зоны:

умеренной -10 °с

холодной —

Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:

умеренной 40 °с

холодной 62 °с

Температура вспышки, °С, не ниже:

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин -5 °С

для дизелей общего назначения —

Массовая доля серы, %, не более, в топливе: 0,2%

вида I 0,5%

вида II

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01%

Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 40 мг/100 см3

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5 мг КОН/100 см3

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более до 6

Зольность, %, не более 0,01%

Коксуемость 10 %-го остатка, %, не более до 860 г/м3

Коэффициент фильтруемости, не более до 3

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 0,20%


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Опыт №1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ  НАСТОЯЩЕГО БЕНЗИНА

(заполнить таблицу)



БЕНЗИН

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

ВНЕШНИЙ ВИД



ЦВЕТ



ЗАПАХ



НА ОЩУПЬ




БЕНЗИН

По запаху. Подозрение должен вызвать и необычный запах: например, можно унюхать нафталин, сероводород, меркоптановую серу (резкий запах сжиженного газа) — насторожить должен любой запах, который не характерен для нефтепродуктов.

На ощупь. Попробуйте капнуть бензином на руку — чистый продукт сушит кожу, а не размазывается жирным пятном — признак примеси дизтоплива.


ДИЗТОПЛИВО

По цвету и запаху. Как и в случае с бензином, признаком подделки является нетипичные цвет, запах: настоящий дизель чуть темнее подсолнечного масла и имеет приятный масляный запах, а темный цвет и вонь, как от мазута — признак подделки.

По внешнему виду. Если вы набрали дизель в прозрачную емкость, обратите внимание на дно — там не должно быть признаков воды или песчинок.

Особую осторожность нужно соблюдать зимой: даже при низкой температуре дизтопливо должно оставаться жидким, а любое сгущение либо наличие белых хлопьев — признак выпавших парафинов.

На ощупь. Дизтопливо должно быть маслянистым и жирным, если нет, — оно сильно разбавлено с бензином.


Опыт №2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА И ДИЗТОПЛИВА

(заполнить таблицу)



БУМАГА

KMnO4

А 95



А 80



ДИЗТОПЛИВО




БЕНЗИН

По цвету. Простой анализ можно сделать и своими силами: добавьте в бензин марганцовки, и если он приобрел розовый цвет, значит, в нем есть примеси воды.


ВЫВОД: в ходе лабораторной работы я научился …


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.