Практическая работа Тема: «Бензин и дизельное топливо»
Практическая работа
Тема: «Бензин и дизельное топливо»
Цель: определить качество бензина и дизельного топлива.
Приборы и оборудование: пробирки с образцами бензина и дизельного топлива, перманганат калия, фильтровальная бумага.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Чем дизтопливо отличается от различного марок бензина
Оба вида горючего получают способом фракционной перегонки нефти. Технология основана на разнице в температурах кипения соединений. Для получения топлива сырье заливают в емкости, которые по форме напоминают колонны, и начинают нагревать. При этом происходит расщепление нефти на фракции, которые испаряются, но не воспламеняются.
Сначала на дистилляцию уходят легкие соединения, а при повышении температур — более тяжелые. «Весом» здесь считается число атомов углерода. Бензины начинают выделяться при нагревании примерно от +40°C до +200°C, а для получения дизельного топлива потребуется от +200°C до +350°C. В конце процесса остается жидкий остаток — мазут.
Плотность бензина меньше, а углеродная цепочка короче: 5–12 атомов. Из-за этой легкости испарение нефтепродукта начинается раньше. Количество атомов углерода у дизтоплива превышает 12, поэтому солярка выделяется дольше и становится тяжелой фракцией.
Бензин легко отличить от дизтоплива: достаточно капнуть на кожу. Первый испарится и подсушит место нанесения. От солярки останется масляный след.
Отличается дизтопливо и по скорости вспыхивания. Поджигать ДТ придется в течение нескольких секунд. Вспыхивание бензиновых паров происходит мгновенно.
На практике дизельное топливо применяют для мощности и длительной рутинной работы. Поэтому в баки автобусов, тягачей, военной и спецтехники, кораблей заливают солярку. Бензин же используют для больших оборотов, повышенной скорости и динамики. Это объясняет, почему на этом топливе ездят спорткары.
Характеристика бензина марка Аи-95
Октановое число, не менее: моторный метод 85
Октановое число, не менее: исследовательский метод 95
Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010
Содержание марганца, мг/дм3, не более отсутствует
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5
Испытание на медной пластине выдерживает, класс 1
Внешний вид Чистый, прозрачный
Плотность при 15 °С, кг/м3 725-780
Характеристика бензина марка Аи-80
Октановое число, не менее: моторный метод 76
Октановое число, не менее: исследовательский метод 80
Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010
Содержание марганца, мг/дм3, не более 50
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5
Испытание на медной пластине Выдерживает, класс 1
Внешний вид Чистый, прозрачный
Плотность при 15 °С, кг/м3 700-750
Характеристика дизтоплива
Цетановое число, не менее 45 и выше
Фракционный состав: 3-6 мм2/с
50% перегоняется при температуре, °С, не выше
90% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 280 °С
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 360 °С
Температура застывания, °С, для климатической зоны:
умеренной -10 °с
холодной —
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:
умеренной 40 °с
холодной 62 °с
Температура вспышки, °С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин -5 °С
для дизелей общего назначения —
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: 0,2%
вида I 0,5%
вида II
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01%
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 40 мг/100 см3
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5 мг КОН/100 см3
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более до 6
Зольность, %, не более 0,01%
Коксуемость 10 %-го остатка, %, не более до 860 г/м3
Коэффициент фильтруемости, не более до 3
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более 0,20%
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт №1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО БЕНЗИНА
(заполнить таблицу)
| БЕНЗИН | ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО |
ВНЕШНИЙ ВИД | | |
ЦВЕТ | | |
ЗАПАХ | | |
НА ОЩУПЬ | | |
БЕНЗИН
По запаху. Подозрение должен вызвать и необычный запах: например, можно унюхать нафталин, сероводород, меркоптановую серу (резкий запах сжиженного газа) — насторожить должен любой запах, который не характерен для нефтепродуктов.
На ощупь. Попробуйте капнуть бензином на руку — чистый продукт сушит кожу, а не размазывается жирным пятном — признак примеси дизтоплива.
ДИЗТОПЛИВО
По цвету и запаху. Как и в случае с бензином, признаком подделки является нетипичные цвет, запах: настоящий дизель чуть темнее подсолнечного масла и имеет приятный масляный запах, а темный цвет и вонь, как от мазута — признак подделки.
По внешнему виду. Если вы набрали дизель в прозрачную емкость, обратите внимание на дно — там не должно быть признаков воды или песчинок.
Особую осторожность нужно соблюдать зимой: даже при низкой температуре дизтопливо должно оставаться жидким, а любое сгущение либо наличие белых хлопьев — признак выпавших парафинов.
На ощупь. Дизтопливо должно быть маслянистым и жирным, если нет, — оно сильно разбавлено с бензином.
Опыт №2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА И ДИЗТОПЛИВА
(заполнить таблицу)
| БУМАГА | KMnO4 |
А 95 | | |
А 80 | | |
ДИЗТОПЛИВО | | |
БЕНЗИН
По цвету. Простой анализ можно сделать и своими силами: добавьте в бензин марганцовки, и если он приобрел розовый цвет, значит, в нем есть примеси воды.
ВЫВОД: в ходе лабораторной работы я научился …