Практические материалы по формирующему оцениванию на учебных занятиях по русскому языку в 5 и 6 классах
6 класс. Русский язык
Тема урока: Возвратное местоимение СЕБЯ
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
«Опросик» (устная работа в парах) Сколько разрядов местоимений в русском языке? Сколько всего личных местоимений? Как изменяются личные местоимения? Верно ли утверждение: «Личные местоимения 3 лица изменяются по родам»? Верно ли утверждение: «Личные местоимения 3 лица относятся к одному из 3 родов»? Верно ли утверждение: «Личные местоимения изменяются по числам»? Верно ли утверждение: «Личные местоимения бывают единственного или множественного числа»? Определите число и падеж у местоимения у меня. Определите число и падеж у местоимения для них. Определите число, рол и падеж у местоимения с ней. Кто считает, что освоил тему «Личные местоимения», ставит на полях тетради « +» |
Обучающиеся устно отвечают на вопросы, осуществляют взаимопроверку по заданным параметрам. 9 разрядов 8 личных местоимений По падежам Нет Да Нет Да Ед. ч, в род. пад. Множ. ч., в в род. пад. Ед. ч., ж.р., в тв. пад., |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Осуществление взаимоконтроля |
Тема урока: Существительные общего рода (2 урок в теме)
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
3.Движение темы |
Отработка способа действия по теме |
Организация творческой работы «Конструирование предложений» Предлагаю поработать с фамилиями и должностями хорошо знакомых людей! (это наш любимый завуч Тамара Сергеевна, директор Ольга Юрьевна и я) Введите данные сочетания слов в предложения. Обязательно употребите прилагательное и глагол в прошедшем времени |
Конструирование предложений. … завуч Шустова … … директор Шарыпова … … учитель Туголукова … |
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание. |
Осуществление самоконтроля |
Тема урока: Склонение числительных 40,90,100
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
Фронтальная работа «Мне покорились падежи» Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже, обозначить окончания. Обучающиеся работают в тетрадях, двое (мальчик и девочка) у доски, не видя друг друга. |
Обучающиеся письменно работают в тетрадях, двое (мальчик и девочка ) у доски, не видя друг друга 17 велосипедов (в дат. пад.) 19 томов (в твор. пад.) 9 крыш (в род. пад.) 11 мальчиков (в дат. пад.) 30 дисков (в твор. пад.) 8 тарелок (в род. пад.) 13 учениц (в дат. пад.) 18 лет (в твор. пад.) 5 стульев (в дат. пад.) 16 метров (в дат. пад.) |
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, самооценивание, взаимооценивание |
Осуществление самоконтроля по заданным параметрам Семнадцати велосипедам девятнадцатью томами девяти крыш одиннадцати мальчикам тридцатью дисками восьми тарелок тринадцати ученицам восемнадцатью годами пяти стульям шестнадцати метрам Осуществление контроля за работой одноклассников группами (мальчики проверяют работу девочек, девочки – мальчиков) |
Тема урока: Закрепление темы «Н и НН в прилагательных»
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
Комплексная работа с текстом. Обучающиеся получают листы с заданиями, с которыми работают на этом этапе урока. Как можно было бы озаглавить текст? Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор. Какое слово должно открывать данный текст? А. однажды Б. иногда В. издавна Г. время от времени Подберите синонимы к слову отважный. Подберите антоним к слову отважный. Укажите основы в предложениях 1, 2, 6, 7. Замените словосочетания звери…ые повадки, орли…ые крылья, лебеди…ая шея, ути…ая походка синонимичными им по образцу: журавлиный клюв – клюв журавля. Между 5 и 6 предложениями сделайте вставку, подходящими по смыслу предложениями или предложением. |
Работа с листами заданий. (1)… люди подмечали особенности животных. (2) Звери…ые повадки нашли отражение в сказках, поговорках и крылатых выражениях. (3) Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крылья за спиной. (4) Красивую шею называют лебеди…ой. (5) Некрасивую походку – ути…ой. (6) Такими выражениями богат русский язык. (7) В них сказалась исти…ая народная мудрость. |
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, самооценивание |
Осуществление самоконтроля по заданным параметрам «Звериные повадки» Звериные, орлиные, лебединой, утиной –одна «н», т.к. в суффиксе «и» перед «н»; истинная – «нн», т.к. одна «н» в корне, другая – в суффиксе. В Смелый, храбрый Трусливый Люди подмечали Повадки нашли отражение Русский язык богат Мудрость сказалась Повадки зверей крылья орла шея лебедя походка утки Творчество обучающихся. |
Тема урока: Дробные числительные
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
2.Интрига |
Создание проблемной ситуации |
«Опросик» Устно и письменно обучающиеся отвечают на вопросы учителя Когда встречались с дробями? Из каких частей состоят дроби? Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные части |
Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Осуществление самоконтроля |
5 класс. Русский язык
Тема урока: «А действие стремится к результату!» (Виды глагола)
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
2.По следам домашних заданий |
Создание проблемной ситуации Повторение изученного ранее учебного материала |
Организация работы на развитие мыслительных процессов обучающихся (памяти и внимания) Чтение текста (2 раза) Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи. Трогаются вешние воды. Идёт лёд. Организация фронтальной работы по анализу текста |
Запоминание и записывание текста по памяти, проверка его. Выполнение заданий на повторение, записанных на доске. Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения. Объяснить постановку тире в первом предложении Какой глагол соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание? Какие слова характеризуются неравенством букв и звуков? Как могли бы озаглавить текст? Почему? Выписать слова с подчеркнутыми буквами и самостоятельно в домашней работе объяснить их написание. Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Объяснить сою точку зрения. |
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание. |
Осуществление самоконтроля Выделение, осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить и закрепить; осуществление самоконтроля |
Тема урока: «Глагол, он действовать привык!» (Глагол как часть речи)
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
5.Первичное закрепление |
Первичный контроль |
Организация диалога с обучающимися «Опросик» Как изменяются все глаголы русского языка? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Организация самостоятельной работы обучающихся Записать предложения, найти глаголы и указать их непостоянные морфологические признаки Организация творческой самостоятельной работы обучающихся. Распространить данные предложения. |
Решение учебной задачи с помощью ответов на поставленные вопросы Подведение итогов под руководством учителя. Решение учебной задачи с помощью самостоятельного анализа языкового материала Приближалась буря. Ветер крепчает. Солнце скоро сядет. Выполнение творческой работы самостоятельно с последующей проверкой. |
Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Умение с достаточной полнотой и точностью письменно выражать свои мысли |
Выделение, осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить; осуществление самоконтроля Выделение осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить; осуществление самоконтроля Контроль, коррекция при необходимости |
Тема урока: Сказало существительное: «Я слово удивительное!»
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
2.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
«Опросик» (устная фронтальная работа) На какие группы современная наука делит части речи? Какие самостоятельные части речи знает современная наука? Какая самостоятельная часть речи не изменяется? Какая служебная часть речи связывает слова в составе предложения и словосочетания? Какая часть речи, по-вашему, самая главная? Почему? |
Обучающиеся устно отвечают на вопросы, осуществляют самопроверку |
Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Осуществление самоконтроля |
Селиванова Галина Геннадьевна