Урок русского языка с применением техник формирующего оценивания «Соединительные О и Е в сложных словах» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Этапы деятельности |
Деятельность педагога с указанием технологий, техник, методов, приемов |
Деятельность учащегося |
Достигнутый образовательный результат, который прописан в планируемых результатах |
||||||||||||||
Формирование потребности |
1. Актуализация знаний Цели для учителя: - актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; - актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; - мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Учитель проводит повторение необходимых теоретических и практических фактов, необходимых при изучении данной темы в виде фронтальной работы. Задание1. Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами и выделите в каждом корень. Водитель, вода, водичка, водопад, упаду, водить, падать Что вас удивило? Какое слово оказалось в разных группах? Почему? СЛАЙД 3 Как образуются такие слова? А как называются такие слова? СЛАЙД 4 Слова, имеющие 2 корня, называются сложными 2. Формирование потребности Цели для учителя: - установление тематических рамок («могу»). Задание 2. Конструктор1. СЛАЙД 5 Каждый ряд получает свой набор морфем для конструирования сложных слов. Ваша задача образовать сложные слова, используя предложенные «части слова» Объясните, какие гласные вы использовали для образования слов и почему Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. На доске появляются таблички с ответами СЛАЙД 6 проверьте правильность по эталону и оцените свою работу с помощью сигнальных карточек: Зелёная: правильно составил слова и смог объяснить, почему выбрал такую гласную(о или е) Жёлтая: правильно составлены слова но не объяснён выбор гласной Красная: ошибся в составлении хотя бы одного слова
|
Актуализация знаний Цели для учащихся: - фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания, предложенные учителем. Предполагаемый ответ обучающихся: Вод-а, вод-ич-к-а, водопад Водитель, водить Упаду, падать, водопад Слово водопад имеет 2 корня. Способом сложения основ 2. Формирование потребности Цели для учащихся: - включение в учебную деятельность. - пеш- + -ход- +о+а+е+и Выполняют задание по рядам: у каждого ряда по 2 слова. Нужно записать получившиеся слова в тетради. Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:
|
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта |
||||||||||||||
Формирование образа желаемого результата |
Итак, что необходимо знать, чтобы правильно образовывать сложные слова? А в какой форме нам лучше зафиксировать это правило, чтобы легко запомнить и удобно использовать: - записать правило текстом - в виде опорной карточки - схемы Удобнее, конечно, записать это правило в форме карточки-схемы и использовать её в качестве помощника. Итак, мы на этом уроке будем работать с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» и запишем это правило в виде карточки-схемы. (записать тему на доске) |
Правило образования сложных слов Выбирают форму правила Записывают тему в тетради |
|||||||||||||||
Мотивация |
Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») Эта тема входит в обязательный минимум проверяемых орфографических умений, поэтому включена в различные проверочные и контрольные работы. Зачем нужно знать, как пишутся сложные слова? |
Цели для учащихся: Мне нужно это знать, чтобы: - чтобы справиться с контрольной работой и получить хорошую отметку - чтобы быть грамотным человеком и писать без ошибок |
|||||||||||||||
Целеполагание |
Какую вы поставите сегодня для себя цель ? Запишите её в тетрадь Что нужно сделать на этом уроке, чтобы достичь цели? |
- Выяснить условия выбора гласной в сложных словах - Научиться правильно писать сложные слова Научиться находить сложные слова в тексте, уметь выделять правильно корни, находить соединительную гласную, объяснять ее выбор |
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
||||||||||||||
Планирование |
Как вы обычно изучаете новый материал? А я предлагаю сегодня на уроке самим выяснить условия выбора соединительных гласных О и Е в сложных словах. Для этого мы вместе с вами проведём исследование слов и сделаем вывод. Согласны? |
- читаем правило в учебнике - выполняем упражнения для закрепления |
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
||||||||||||||
Выполнение действий |
Запишите 4 слова: Ледокол землекоп кашевар птицелов Обозначьте в словах корни Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают последнюю букву 1-го корня? После каких согласных пишется гласная О, а после каких Е? Как это можно изобразить в схеме? Схема оформляется на доске и в тетради О ТВЁРД Е Мягк Шипящ Ц Расскажите правило правописания О и Е по получившейся схеме. Давайте закрепим правило, выполняя упражнение 215 (те слова, которые уже использовались, пропустим) А теперь проверим, как вы поняли это правило: вставьте пропущенные буквы и обозначьте условие выбора соединительной гласной (карточки с пропусками О и Е) СЛАЙД 7 Снег_пад, мух_мор, мор_ходное училище, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон. Или дать список слов виде конструктора СЛАЙД 8 Составьте слова и обозначьте орфограмму: Снег. Падать - снегопад Муха. Морить - мухомор Ходить. Море - мореход Лазать. Верх - верхолаз Ловить. Мышь - мышеловка. Водить.Путь -путеводитель Носить. Бронь. - броненосец Вечный. Зелёный. - вечнозелёный Тысяча. Лет - тысячелетие Склонить. Небо. - небосклон Проверьте себя по эталону. СЛАЙД 9 Оцените свой уровень достижений по цветограмме и поставьте в листе
|
Записывают слова, выделяют корни Ледокол землекоп кашевар птицелов (д) (л,) (ш) (ц) Гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ. Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц В сложных словах соединительная гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ, а соединительная Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц Водопад, лесоруб, газопровод (ударение на 2-й корень), общежитие, атомоход, пулемёт, садовод, путешествие Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:
|
применять знания и умения по фонетике, морфемике и словообразованию участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания |
||||||||||||||
Анализ результата |
Сравните свой уровень понимания изученной темы в контрольной карточке У кого уровень знаний стал выше? У кого не получилось прироста? Какие рекомендации для улучшения вы выберете из предложенного списка на вашем контрольном листочке? |
Сравнивают свои результаты в начале урока и в конце. Фиксируют изменения. Выбирают из предложенных утверждений подходящие для себя фразы и отмечают их на листочке
|
|||||||||||||||
Способ фиксирования учащимся «прироста» знаний умений |
Сигнальные карточки в соответствии с цветограммой Контрольный листок достижений |
Цели для учащихся: - самооценка результатов деятельности; - осознание метода построения, границ применения нового знания. Обучающиеся заполняют лист достижений. Обсуждают полученные результаты. Выбирают домашнее задание по своему уровню |
- применение приемов самоконтроля при решении учебных задач участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта |
Приложение 1.
Карточки с домашним заданием
Уровень 1
Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах.
1. Читаю (произношу) слово.
2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.
3. Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий,
на шипящий или ц – е.
4. Записываю слово.
5. Проверяю написание: выделяю корни, подчёркиваю орфограмму-букву.
1. Пчеловод, землекоп, самосвал, лесоруб, свинопас, водолаз, водонос, медовар, сталевар, верхолаз, скалолаз, скороход, броненосец, мореход.
Спиши сложные слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы. Какие орфограммы есть в конце этих слов? Подчеркни эти орфограммы.
2. По лексическому значению определи сложные слова. Запиши их и выдели орфограмму:
1) Аппарат, который сам летает по воздуху, – это ... .
2) Поток воды, который падает с большой высоты, – это ... .
3) Человек, который пашет землю, – это ... .
4) Разновидность мышей, которые роют землю, называется ... .
5) Военный корабль с ракетами на борту – это ... .
6) Военный корабль, закованный в броню, – это ...
7) Одежда, которая греет тело, называется ... .
8) Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня, – это ... .
9) Кастрюля, которая быстро варит, – это ... .
3. Составь сложные слова из ”рассыпанных“ корней. Запиши. Выдели корни. Подчеркни соединительные буквы и условия орфограммы
Рыб, ход, птиц, нос, лов, вар, утк, сам, лёд, гол, кол, снег, вал, сен.
Уровень 2.
Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы.
Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой.
Напиши, как ты назовёшь человека, у которого
добрая душа острый ум великая душа ясные глаза мягкое сердце тёмные волосы
Запиши так: Человек (какой?) ..., ...
Прочитай фамилии. Как ты думаешь, это сложные слова? Докажи. Какие части ты выделишь в словах, чтобы это доказать?
Боголюбов, Водовозов, Мокроусов, Скороходова, Добронравов, Миловидова, Милосердов, Миролюбова, Долгоносов, Краснощёкова, Белоусова.
Подбери имя к каждой фамилии. Запиши фамилии по алфавиту. Выдели корни в сложных словах. Подчеркни соединительную букву.
Уровень 3.
2. Ты любишь читать сказки? Тогда это задание для тебя. Объясни, почему некоторых сказочных героев так зовут:
Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Черномор, Людоед
3. Перепишите эти слова в таком порядке: сначала простые, с одним корнем, а потом сложные, с двумя корнями.
Злоупотребление, непроизвольный, невосприимчивый, жертвоприношение, тысячелетие, малоподвижность, взаимоотношения, самочувствие, целеустремленность, взаимопонимание, расположение, малознакомый, законопослушный.
Посмотрите, какие из этих слов кажутся вам трудными. Сделайте все, чтобы их запомнить. Через некоторое время напишите эти слова как словарный диктант.
Приложение 2
Задание |
Уровень выполнения |
Конструктор 1 |
Цвет (буквой) |
Конструктор 2 |
Цвет (буквой) |
Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился: |
|
Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня |
Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой
Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой
Уровень 3. Задание на листе с солнышком
Задание |
Уровень выполнения |
Конструктор 1 |
Цвет (буквой) |
Конструктор 2 |
Цвет (буквой) |
Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился: |
|
Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня |
Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой
Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой
Уровень 3. Задание на листе с солнышком
Задание |
Уровень выполнения |
Конструктор 1 |
Цвет (буквой) |
Конструктор 2 |
Цвет (буквой) |
Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился: |
|
Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов |
|
Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня |
Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой
Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой
Уровень 3. Задание на листе с солнышком
Урок русского языка в __6__ классе
по теме «_Соединительные О и Е в сложных словах ».
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
- формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- расширение словарного запаса
Метапредметные:
- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- составлять связное высказывание по опорной схеме
Предметные:
Предметные результаты 6 класс
Выпускник научится: • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) • адекватно понимать , интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) • опознавать самостоятельные части речи и их формы • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания • использовать орфографические словари |
Выпускник получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления • опознавать различные выразительные средства языка • писать доверенности и другие жанры • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
- формирование умений правильно писать соединительные гласные –о- и –е- в сложных словах, используя опорную карточку.
- создание опорной карточки для правила.
Цель урока - Создать условия для формирования предметных компетенций (знать определение сложных слов, способы их образования; уметь правильно писать соединительную гласную в сложных словах; знать понятия «корень», «однокоренные слова»; находить сложные слова в тексте); решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения, используя сложные слова.
Урок русского языка в 6 классе
PPTX / 272.29 Кб