«Практические приемы исследовательской деятельности с детьми 2-4 лет в домашних условиях.
9
Тема: «Практические приемы исследовательской деятельности с детьми 2-4 лет в домашних условиях.
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «№ 104» общеразвивающего вида г. Сыктывкар
Раннее развитие ребенка важный и ответственный момент в жизни родителей.
Большое значение для разностороннего развития малышей имеет совместная игровая деятельность детей и взрослых. Детей раннего возраста, в том числе с особенностями развития можно и нужно привлекать к совместным действиям со взрослыми. Малыши ещё мало чего умеют делать сами , но если их увлечь и привлекать к посильной деятельности это доставит им много приятных эмоций.
В совместную деятельность с детьми раннего возраста можно включать познавательно – исследовательскую деятельность.
С помощью данной деятельности мы развиваем у детей с раннего возраста восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать , выделять характерные , существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Учим выделять простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Как научить всему этому детей раннего возраста?
Все значительно просто и интересно, чем кажется на первый взгляд. Познавательно – исследовательская деятельность заключается в знакомстве детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Помимо этого, показывая ребенку различные опыты мы знакомим детей и с социальным миром.
В домашних условиях всегда найдется оборудование с которым можно организовать показ опыта, эксперимента. Можно организовать домашнюю лабораторию.
В целом, с детьми раннего возраста можно проводить исследовательскую деятельность с водой, снегом, воздухом.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в домашней среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Какие условии можно создать дома?
Вода является одним из самых интересных и разнообразных объектов для познания и исследования, а особенно с детьми раннего возраста.
Опыты с детьми раннего возраста с использованием воды:
Опыты с водой
«Вода льется из крана»
1.Открываем кран с водой.
2.Берем прозрачный стаканчик и наливаем в него воды.
3.Смотрим через стакан с водой (вода чистая и прозрачная).
Познакомить со свойствами воды:
- льется,
- чистая,
- прозрачная.
Прозрачный стаканчик. Кран с водой.
. Вода смывает грязь.
1.Открываем кран с водой.
2.Намыливаем руки мылом (предварительно можно испачкать руки краской).
3.Смываем грязь с рук (вода грязная).
Продолжать знакомить со свойствами воды: смывает грязь.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Мыло, краски.
Кран с водой.
Вода бывает холодной, теплой, горячей (демонстрация опыта).
1.Берем три емкости с водой: с холодной, теплой и горячей водой.
2.Проверяем на ощупь.
Подвести детей к пониманию того, что вода бывает холодная, теплая, горячая.
Вода прозрачная, молоко нет (продемонстрировать ).
1.Наливаем в один стакан воду, в другой молоко.
2.Берем камешки.
3.Опускаем камешки в оба стаканчика.
4.Смотрим сквозь стаканчики (вода прозрачная, молоко не прозрачное).
Продолжаем знакомить со свойством воды: прозрачная.
Два прозрачных стакана.
Молоко, вода.
Камешки.
7. Растворимость веществ в воде ( продемонстрировать)
1.Берем два стакана с водой.
2.Ложим в один стакан речной песок, в другой сахарный.
3.Размешиваем и наблюдаем (речной песок опустился на дно, а сахарный песок растворился).
Раскрыть понятия о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
Речной песок.
Прозрачные стаканчики.
Речной песок.
Сахарный песок.
Разноцветная вода.
1.Берем прозрачные баночки с чистой водой.
2.Добавляем в баночки: красную и синюю краску.
3.Рассматриваем.
4.Бросаем камешки в баночки.
5. Рассматриваем, что лежит в банках (вода грязная, не прозрачная)
Уточнить знания о свойствах воды: показать, как можно сделать воду цветной, в цветной воде предметы не видно.
2 прозрачных баночки. Вода.
Краски. Камешки.
. Цветные льдинки.
1.Берем стаканчики с подкрашенной водой (синяя, красная и т.д.).
2.Наливаем в разные формочки подкрашенную воду.
3.Выносим формочки на улицу на холод.
4.Рассматриваем (вода превратилась в цветные льдинки).
5.Заносим несколько льдинок в группу в тепло.
6.Наблюдаем (льдинки тают и превращаются в воду)
Показать детям, что на холоде вода замерзает, превращается в льдинки, а в тепле льдинки превращаются в воду.
Стаканчики. Краска.
Формочки для льда.
10 .Веселые путешественники.
1.Берем таз с водой.
2.Запускаем в таз с водой лодочки, кораблики.
3.Наблюдаем, как они плавают, создаем волны, ветер.
На опыте показать, что не все предметы тонут в воде, они могут плавать.
Таз с водой. Лодочки, кораблики.
11. Ловкие пальчики.
1.Берем два тазика с водой: один с водой другой пустой.
2.Мочим в тазу с водой поролоновые губки и отжимаем их в пустом тазике, переливая воду из одного тазика в другой.
Закреплять знания о свойствах воды: жидкая, впитывается и течет.
2 тазика.
Поролоновые губки разного размера и формы.
12. Перелей водичку.
1.Берем две банки: одна с водой, другая пустая.
2.Переливаем воду с помощью воронки.
3.Переливаем воду с помощью стаканчика с носиком.
Упражнять переливать воду из одной емкости в другую при помощи воронки и стаканчика с носиком.
2 банки.
Вода.
Воронка. Стаканчик с носиком.
13. Почему осенью бывает грязно?
Цель: Подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Ход опыта: В чашку с землёй набрызгать воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Опыты с яйцом
1. «Знакомство с куриным яйцом»
Цель. Расширение представлений детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности
Опыт №1 «Знакомство с внешними признаками куриного яйца».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на яйца. Каким цветом яйцо? (ответ). Какая форма у яйца? (овал). Скажи яйцо твердое или мягкое? (ответ). Теперь мы с вами знаем внешние признаки яйца.
Опыт №2 « Содержимое сырого яйца »
Воспитатель. Ребята, вы узнали, как внешне выглядит куриное яйцо, а вы бы хотели заглянуть внутрь яичка?
Воспитатель. Берет аккуратно яйцо и вытряхивает все содержимое яичка в чашечку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что в центре? Какой желток? (желтый, круглый). Что вокруг желтка? Какой белок? (жидкий, прозрачный). Попробуйте, проткните ложечкой желток. Что случилось? (он порвался и разлился). Значит желток в сыром яйце, это жидкость в тонкой пленочке. Ребята, посмотрите на скорлупу яйца. Какая она? Попробуйте ее сломать.
Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с куриным яйцом. А теперь, я вам расскажу о некоторых удивительных свойствах яйца.
Опыт №3 «Сырое или вареное»
Воспитатель. Ребята, посмотрите в моей тарелочке лежат яйца. Сколько их здесь? (два) Одно яйцо сырое, а другое вареное. Скажите, чем они похожи? А чем отличаются? Получается, что по внешним признакам нельзя отличить вареное яйцо от сырого. Как, вы, думаете, как определить?
Воспитатель. Ребята, слушайте и запоминайте! Когда яйцо вареное, оно хорошо крутится, потому что всё содержимое яйца сварено и находится в твёрдом состоянии. Когда яичко не вареное, то оно – не крутится, потому что содержимое яйца находится в жидком состоянии и не даёт яйцу раскрутиться. Проверим? Я буду крутить яйцо на тарелочке, а вы скажите, какое оно, договорились?
Воспитатель крутит поочередно яйца на тарелке. Дети говорят свои предположения.
Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.
Опыты №4 «Тонет – не тонет
Материалы и оборудование:
Литровая банка
Сырое куриное яйцо
Поваренная соль
Ход эксперимента:
Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.
Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Утопи и съешь
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Опыты с крупами, мукой.
1.“Какая из видов крупы проходит через сито”,
2. “Рассматривание под лупой видов крупы”.
Цель: Познакомить с видами круп, приготовлением из них каш для здоровья человека. Развитие художественно – творческих способностей, посредством игр с крупой.
2.Опыты с мукой “Напечем мы пироги”
Цель: Познакомить со свойствами муки (мягкая, белая, легкая, оставляет отпечатки).
3. Опыты с сахаром ( с солью) (растворение в воде- горячей и холодной)
Цель: Познакомить со свойствами сахара ( соли), формой, цветом, растворимостью в воде.
Опыты с воздухом
1. Надувание мыльных пузырей
1.Наливаем в тарелку 0.5 стакана мыльного раствора.
2.Ложим в тарелочку небольшой предмет, а сверху накрываем стеклянной воронкой.
3.Дуем в трубочку воронки, как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку, освободив из-под нее пузырь.
Упражнять пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.
Тарелка. Стеклянная воронка, палочки с кружочками на конце. Цветочек.
2. Ветер по морю гуляет
1.Берем таз с водой.
2.Опускаем в таз парусник и дуем на парус с разной силой. 3. Наблюдаем
Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.
Вода. Парусник.
Литература:
Николаева С. Н. Парциальная программа « Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Ситез, 2016.-112с.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Приложение 1
Материалы и оборудование познавательного центра для детей 2-3 лет.
Прозрачные стаканчики по количеству детей плюс на опыты– 30 шт.
Небольшие тазики – 2 шт.
Прозрачные банки с крышками и для горячей воды – 3 шт.
Краски, кисточки
Глубокие тарелки (миски) – 2 шт.
Формочки для льда, песка
Пипетки, шприцы, рез.груша
Поролоновые губки.
Речной песок, сахарный песок, ванильный сахар.
Резиновые игрушки, лодочки, кораблики, парусник.
Камешки.
Воронка для воды.
Стаканчик с носиком.
Стеклянная воронка.
Мыльные пузыри.