Материал на проверке

«Практические приемы исследовательской деятельности с детьми 2-4 лет в домашних условиях.

0
0
Материал опубликован 5 January

9


Тема: «Практические приемы исследовательской деятельности с детьми 2-4 лет в домашних условиях.

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «№ 104» общеразвивающего вида г. Сыктывкар

Раннее развитие ребенка важный и ответственный момент в жизни родителей.

Большое значение для разностороннего развития малышей имеет совместная игровая деятельность детей и взрослых. Детей раннего возраста, в том числе с особенностями развития можно и нужно привлекать к совместным действиям со взрослыми. Малыши ещё мало чего умеют делать сами , но если их увлечь и привлекать к посильной деятельности это доставит им много приятных эмоций.

В совместную деятельность с детьми раннего возраста можно включать познавательно – исследовательскую деятельность.

С помощью данной деятельности мы развиваем у детей с раннего возраста восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать , выделять характерные , существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Учим выделять простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Как научить всему этому детей раннего возраста?

Все значительно просто и интересно, чем кажется на первый взгляд. Познавательно – исследовательская деятельность заключается в знакомстве детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Помимо этого, показывая ребенку различные опыты мы знакомим детей и с социальным миром.

В домашних условиях всегда найдется оборудование с которым можно организовать показ опыта, эксперимента. Можно организовать домашнюю лабораторию.

В целом, с детьми раннего возраста можно проводить исследовательскую деятельность с водой, снегом, воздухом.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в домашней среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Какие условии можно создать дома?

Вода является одним из самых интересных и разнообразных объектов для познания и исследования, а особенно с детьми раннего возраста.

Опыты с детьми раннего возраста с использованием воды:

Опыты с водой

«Вода льется из крана»

1.Открываем кран с водой.

2.Берем прозрачный стаканчик и наливаем в него воды.

3.Смотрим через стакан с водой (вода чистая и прозрачная).

Познакомить со свойствами воды:

- льется,

- чистая,

- прозрачная.

Прозрачный стаканчик. Кран с водой.

. Вода смывает грязь.

1.Открываем кран с водой.

2.Намыливаем руки мылом (предварительно можно испачкать руки краской).

3.Смываем грязь с рук (вода грязная).

Продолжать знакомить со свойствами воды: смывает грязь.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Мыло, краски.

Кран с водой.

Вода бывает холодной, теплой, горячей (демонстрация опыта).

1.Берем три емкости с водой: с холодной, теплой и горячей водой.

2.Проверяем на ощупь.

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает холодная, теплая, горячая.



Вода прозрачная, молоко нет (продемонстрировать ).

1.Наливаем в один стакан воду, в другой молоко.

2.Берем камешки.

3.Опускаем камешки в оба стаканчика.

4.Смотрим сквозь стаканчики (вода прозрачная, молоко не прозрачное).

Продолжаем знакомить со свойством воды: прозрачная.

Два прозрачных стакана.

Молоко, вода.

Камешки.

7. Растворимость веществ в воде ( продемонстрировать)

1.Берем два стакана с водой.

2.Ложим в один стакан речной песок, в другой сахарный.

3.Размешиваем и наблюдаем (речной песок опустился на дно, а сахарный песок растворился).

Раскрыть понятия о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Речной песок.

Прозрачные стаканчики.

Речной песок.

Сахарный песок.

Разноцветная вода.

1.Берем прозрачные баночки с чистой водой.

2.Добавляем в баночки: красную и синюю краску.

3.Рассматриваем.

4.Бросаем камешки в баночки.

5. Рассматриваем, что лежит в банках (вода грязная, не прозрачная)

Уточнить знания о свойствах воды: показать, как можно сделать воду цветной, в цветной воде предметы не видно.

2 прозрачных баночки. Вода.

Краски. Камешки.

. Цветные льдинки.

1.Берем стаканчики с подкрашенной водой (синяя, красная и т.д.).

2.Наливаем в разные формочки подкрашенную воду.

3.Выносим формочки на улицу на холод.

4.Рассматриваем (вода превратилась в цветные льдинки).

5.Заносим несколько льдинок в группу в тепло.

6.Наблюдаем (льдинки тают и превращаются в воду)

Показать детям, что на холоде вода замерзает, превращается в льдинки, а в тепле льдинки превращаются в воду.

Стаканчики. Краска.

Формочки для льда.

10 .Веселые путешественники.

1.Берем таз с водой.

2.Запускаем в таз с водой лодочки, кораблики.

3.Наблюдаем, как они плавают, создаем волны, ветер.

На опыте показать, что не все предметы тонут в воде, они могут плавать.

Таз с водой. Лодочки, кораблики.

11. Ловкие пальчики.

1.Берем два тазика с водой: один с водой другой пустой.

2.Мочим в тазу с водой поролоновые губки и отжимаем их в пустом тазике, переливая воду из одного тазика в другой.

Закреплять знания о свойствах воды: жидкая, впитывается и течет.

2 тазика.

Поролоновые губки разного размера и формы.

12. Перелей водичку.

1.Берем две банки: одна с водой, другая пустая.

2.Переливаем воду с помощью воронки.

3.Переливаем воду с помощью стаканчика с носиком.

Упражнять переливать воду из одной емкости в другую при помощи воронки и стаканчика с носиком.

2 банки.

Вода.

Воронка. Стаканчик с носиком.

13. Почему осенью бывает грязно?

Цель: Подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Ход опыта: В чашку с землёй набрызгать воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.


Опыты с яйцом

1. «Знакомство с куриным яйцом»

 Цель. Расширение представлений детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности

Опыт №1 «Знакомство с внешними признаками куриного яйца».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на яйца. Каким цветом яйцо? (ответ). Какая форма у яйца? (овал). Скажи яйцо твердое или мягкое? (ответ). Теперь мы с вами знаем внешние признаки яйца.

Опыт №2 « Содержимое сырого яйца »

Воспитатель. Ребята, вы узнали, как внешне выглядит куриное яйцо, а вы бы хотели заглянуть внутрь яичка?

Воспитатель. Берет аккуратно яйцо и вытряхивает все содержимое яичка в чашечку.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что в центре? Какой желток? (желтый, круглый). Что вокруг желтка? Какой белок? (жидкий, прозрачный). Попробуйте, проткните ложечкой желток. Что случилось? (он порвался и разлился). Значит желток в сыром яйце, это жидкость в тонкой пленочке. Ребята, посмотрите на скорлупу яйца. Какая она? Попробуйте ее сломать.

Воспитатель. Ребята, мы с вами познакомились с куриным яйцом. А теперь, я вам расскажу о некоторых удивительных свойствах яйца.

Опыт №3 «Сырое или вареное»

Воспитатель. Ребята, посмотрите в моей тарелочке лежат яйца. Сколько их здесь? (два) Одно яйцо сырое, а другое вареное. Скажите, чем они похожи? А чем отличаются? Получается, что по внешним признакам нельзя отличить вареное яйцо от сырого. Как, вы, думаете, как определить?

Воспитатель. Ребятаслушайте и запоминайте! Когда яйцо вареное, оно хорошо крутится, потому что всё содержимое яйца сварено и находится в твёрдом состоянии. Когда яичко не вареное, то оно – не крутится, потому что содержимое яйца находится в жидком состоянии и не даёт яйцу раскрутиться. Проверим? Я буду крутить яйцо на тарелочке, а вы скажите, какое оно, договорились?

Воспитатель крутит поочередно яйца на тарелке. Дети говорят свои предположения.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.

Опыты №4 «Тонет – не тонет

Материалы и оборудование:

Литровая банка

Сырое куриное яйцо

Поваренная соль

Ход эксперимента:

Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.

Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Утопи и съешь

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?



Опыты с крупами, мукой.

1.“Какая из видов крупы проходит через сито”,

2. “Рассматривание под лупой видов крупы”.

Цель: Познакомить с видами круп, приготовлением из них каш для здоровья человека. Развитие художественно – творческих способностей, посредством игр с крупой.

2.Опыты с мукой “Напечем мы пироги”

Цель: Познакомить со свойствами муки (мягкая, белая, легкая, оставляет отпечатки).

3. Опыты с сахаром ( с солью) (растворение в воде- горячей и холодной)

Цель: Познакомить со свойствами сахара ( соли), формой, цветом, растворимостью в воде.

Опыты с воздухом

1. Надувание мыльных пузырей

1.Наливаем в тарелку 0.5 стакана мыльного раствора.

2.Ложим в тарелочку небольшой предмет, а сверху накрываем стеклянной воронкой.

3.Дуем в трубочку воронки, как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку, освободив из-под нее пузырь.

Упражнять пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

Тарелка. Стеклянная воронка, палочки с кружочками на конце. Цветочек.

2. Ветер по морю гуляет

1.Берем таз с водой.

2.Опускаем в таз парусник и дуем на парус с разной силой. 3. Наблюдаем

Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.

Вода. Парусник.

Литература:

Николаева С. Н. Парциальная программа « Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Ситез, 2016.-112с.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.

Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.





Приложение 1

Материалы и оборудование познавательного центра для детей 2-3 лет.



Прозрачные стаканчики по количеству детей плюс на опыты– 30 шт.

Небольшие тазики – 2 шт.

Прозрачные банки с крышками и для горячей воды – 3 шт.

Краски, кисточки

Глубокие тарелки (миски) – 2 шт.

Формочки для льда, песка

Пипетки, шприцы, рез.груша

Поролоновые губки.

Речной песок, сахарный песок, ванильный сахар.

Резиновые игрушки, лодочки, кораблики, парусник.

Камешки.

Воронка для воды.

Стаканчик с носиком.

Стеклянная воронка.

Мыльные пузыри.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.