Мастер-класс на тему «Практические приёмы смыслового чтения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»
Автор: Немчанинова Татьяна Александровна.
Должность: учитель английского языка.
Тема: «Практические приёмы смыслового чтения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС».
Цель: объяснить и привести примеры приёмов смыслового чтения на уроках английского языка.
Аннотация:
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения мастер-класса на тему «Смысловое чтение на уроках английского языка», а именно – практические приёмы смыслового чтения. Она направлена на описание приёмов смыслового чтения на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах чтения. В методической разработке представлен педагогический опыт по данной теме, а именно – 6 приложений-заданий для работы с текстом на уроках английского языка, а также стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Данная разработка адресована учителям-предметникам 5- 11 класов общеобразовательных учреждений.
«Практические приёмы смыслового чтения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС».
Согласно ФГОС [1] важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Умения чтения в современном информационном обществе носят «метапредметный характер»,
а смысловое чтение направлено на понимание читателем смыслового содержания текста.
Процесс чтения состоит из трех этапов. Первый – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов. Второй – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третий – это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2, 3].
Итак, работа с текстом происходит поэтапно:
1. Этап перед чтением текста;
2. Текстовой;
3. Этап после чтения текста.
Этап перед чтением текста – этап активизации знаний учащихся, пробуждение их интереса к изучению текста. Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к тексту и формируют его либо с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии.
Этап перед чтением текста.
Приём ключевые слова. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску. Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте
При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка (приложении №1).
Звучит музыка «Phantom of the Opera».
1)Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова: Music, bridge, health, the secret power, to treat people
Учащиеся высказывают предложения о том, что говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.
2) Учащимся предлагаются верные и неверные утверждения:
- Do you believe that music treats people?
- There is not a single function of the body which cannot be affected by music. Do you think it is true?
-Rude music can do the harm to our health. Do you agree?
Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.
Прогнозирование содержание текста по заголовку. Этот прием работы заключается в предсказании содержания текста по заголовку (смотреть приложение №2).
1.Учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;
2.Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст, задавая себя вопрос: "Что я знаю по этой теме?"
3.Учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникшие у них еще до чтения.
4.Учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.
Мотивационные загадки (приложение №3).
Еще одной значимой задачей этого этапа является мотивация учащегося к изучению текста. Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Ученики должны догадаться о теме урока, отгадывая загадки и открывая таблички, тем самым усилить мотивацию учащихся к работе над текстом.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.
Один из вариантов, это учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
Второй вариант, можно использовать стратегию «Инсерт» (приложение №4). На стадии осмысления обучаемые знакомятся с новой информацией, анализируют, отмечают что-то новое для себя.
Также на текстовом этапе можно применить приём «Кластер».
Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь (приложение №5):
1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.
2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы.
3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Этап после чтения текста – это интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение, нарисовать постер / интеллект-карту и т. д.
Беседа по содержанию текста.
В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся предлагались задания, вовлекающие их в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:
нарисуйте, начертите (постер, интеллект-карта, лэпбук);
перескажите, расскажите, докажите (устная речь);
напишите, продолжите, закончите, дополните (письменная речь);
найдите эквиваленты, переведите, посоветуйте.
Можно использовать приём «Шесть шляп» (приложение № 6). Он используется при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп (можно прочитать со слайда).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
Стратегии чтения и понимания текста на примере английского языка при подготовке к ЕГЭ
Чтение является составной частью ЕГЭ. Раздел «Чтение»- объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение - трудный вид речевой деятельности. Целью обучения в школах являются следующие виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое, аналитическое. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:
1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming).Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста.
2.Изучающее чтение – чтение с полным пониманием прочитанного (readingfordetailedcomprehensionили readingfordetail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.
3. Поисковое и просмотровое чтение с извлечением необходимой информации (reading for specific information или scanning).Цель - выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию.
Если стоит задача отбора текстов по определенной тематике, то в этом случае мы применяем такой приём «быстрого чтения» как поиск ключевых слов по заданной тематике.
Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др., используются приемы поискового чтения: прочитайте вопрос, фокусируя внимание на содержащиеся в нем слова, которые и будут сигналами для нахождения ответа.
Для полного понимания текста применяются приёмы аналитического чтения. Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.
Используются следующие приемы аналитического чтения:
1. Внимательно прочитайте заголовок текста. Как правило, в нем (если это не художественное произведение) заявляется тема высказывания, которая конкретизирует план содержания текста.
2. Бегло просмотрите начало и конец текста для определения модели построения текста: основная идея может содержаться в его начале и тогда весь текст строится по принципу от общего к частному или в конце — от частного к общему.
3. В каждом абзаце текста найдите ключевое предложение (topic sentence), которое развивает основную идею текста. Как правило, оно находится в начале абзаца и представляет собой утверждение обобщенного характера. Все остальные предложения либо подтверждают, либо опровергают его.
4. Если у вас появились трудности при понимании абзаца из-за незнания новых слов, просто продолжайте читать дальше. Очень часто контекст подскажет вам значение незнакомых слов.
5. Иногда главная идея текста заключена в предложении, которое не поняли. Если это предложение очень длинное, определите в нем главное и придаточные предложения.
Как правило, основная идея заключена в главном предложении.
Если и в главном предложении есть много незнакомых для вас слов, то, определив подлежащее, сказуемое и дополнение, можно понять суть этого предложения. Придаточные предложения дадут дополнительную информацию и расширят понимание основной идеи текста.
Если в придаточных предложениях много новых слов, попытайтесь вычеркнуть слова, передающие второстепенную информацию и определить значимую часть этих придаточных предложений. Часто придаточные предложения отделены от главного запятой или вводятся словами which, who, that и несут дополнительную информацию. Попытайтесь, вычеркнув сопутствующие идеи, определить основную мысль.
Обратите внимание на важные грамматические и пунктуационные знаки, которые могут изменить значение предложения. Точка с запятой в английском предложении показывает, что после неё идёт объяснение предыдущей части предложения. Запятая в английском предложении может обозначать синонимический ряд объясняемого слова.
СЛОВА-СИГНАЛЫ, облегчающие понимание сути предложения: FROM… ТО —
указывают на начало и конец периода, NOT ONLY .. .BUT ALSO, AS WELL AS, BOTH — указывают, что обе части предложения одинаково важны, INSTEAD OF — указывает на то, что произошло нечто, противоположное ожидаемому, IN ORDER ТО — как и if, указывают, что какое-то событие должно произойти перед другим событием, AS A RESULT, BECAUSE OF — указывает на причину происходящего действия; таком предложении вы можете увидеть причину и следствие, UNLIKE, ON THE ONE HAND… ON THE OTHER HAND, IN CONTRAST — указывает на отличие одного от другого, LIKE (не глагол!) — указывает на сходство предметов.
СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА помогут вам быстрее понять суть предложения.
1-относительно: • as for • as regards/ regarging • as to • concerning • in connection with
|
2-если • at any rate • if
|
3-однако at the same time however nevertheless still
|
4-следовательно as a result consequently in consequence
|
5- ввиду того, что in view of concerning that
|
6- главнымобразом chiefly mainly finally
|
7 -в заключении • in conclusion
|
|
Знание служебных слов, вводящих герундиальные обороты, поможет ученикам при понимании смысла предложения:
• by — тем, что
• of — о том, что
• to -тому, что
• in — в том, что, к тому, что
• in addition to — крометого, что
• in spite of — несмотря на то, что
• besides — кроме того, что
• due to — в следствии того, что, благодаря тому, что
• owing to — благодаря тому, что
Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.
· Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
· Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
· Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
· Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
Предтекстовый этап.
· установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
· найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап.
· просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
· скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
· отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап.
· зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
· подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
· При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Упражнения для обучения поисковому чтению.
· определите тему или проблему текста (статьи);
· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
· найдите абзацы, посвященные указанной теме;
· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
· найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным;
· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
· выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
Требования, предъявляемые к учебным текстам.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:
В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
В 5-7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах - названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.
Для успешного овладения чтением необходимо:
· подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
· тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,
· быть доступными с точки зрения языковых трудностей,
· отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,
· содержать проблему.
Что делать с незнакомыми словами?
· Приготовьтесь к тому, что вам будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.
· Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.
· Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.
· Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.
· Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.
· Определите части речи и члены предложения в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.
(Приложение №1)
Приём догадка темы урока по ключевым словам.
Звучит музыка «Phantom of the Opera».
1)Детям предлагается догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. На доске ключевые слова:
Music
Bridge
Health
The secret power
To treat people
Учащиеся высказывают предложения о том, что говорится в тексте, в сильных группах можно составить рассказ-предложение из нескольких предложений.
2) Учащимся предлагаются верные и неверные утверждения:
- Do you believe that music treats people?
- There is not a single function of the body which cannot be affected by music. Do you think it is true?
-Rude music can do the harm to our health. Do you agree?
Далее учащиеся читают текст про себя. Учитель просит оценить достоверность утверждений, используя информацию текста.
Music is Bridge to Good Health.
Music influences almost every aspect of the listener's body and mind. All of us can point to one time or another in our lives when music impacted our emotions. Maybe it was the quiet classical music during a romantic dinner. Perhaps it was a wild dance of rap. Music plays a central role in different moments of our life. It helps us to feel the importance of the moment.
According to Dr Adam Goldstein of Stanford University, who asked people to study the impacts of emotions, music was on the first place because it affects some areas of the brain which influences our feelings, emotions. We just feel the impact of music on our emotions. It also affects our heart, blood pressure, brain development etc. «There is not a single function of body which cannot be affected by music» says author David Tarne in his book The Secret Power of Music.
Doctors prove that certain types of music are powerful to treat people. They have a joke «A melody a day keeps a doctor away». Music helps to resist illnesses, raise endorphins. Especially classical music does it, because it helps people to feel calm and relaxed. The result of statistics is that at the age of seventy, 50 per cent of American men are seriously ill, 80 per cent of people, listening to classical music regularly, are not only alive, but active and working. Rude music can do harm to our health, because it destroys our brains.
But each of us is unique and has different tastes in music. And it depends on us what to choose – health or something different.
(Приложение № 2)
Приём прогнозирование содержание текста по заголовку / по фотографиям /картинкам.
Christmas.
The 25th of December is Christmas Day. It is a happy holiday for a lot of people in different countries. Some weeks before Christmas English people are busy. They send greeting cards to all their relatives and friends. You can buy Christmas cards or you can make them.
People buy a Christmas tree and decorate it with toys, coloured balls and little coloured lights.
On Christmas Eve people put their presents under the tree. When children go to bed, they put their stockings near their beds.
At night Father Christmas comes. He has got a big bag of presents for children. He puts the presents into the children’s stockings.
Every year there is a very big Christmas tree in the centre of London, in Trafalgar Square. In the evening before Christmas people like to come to Trafalgar Square to look at the tree. On Christmas Eve the streets in London are decorated, too.
The shops are very busy on Christmas. People want to buy presents for their family and friends. And they buy a lot of food and drink for all the Christmas parties.
People open their presents on Christmas morning and they all are happy with what they get.
For Christmas dinner people eat turkey, potatoes and green vegetables. Then they have the Christmas pudding. At five o’clock it’s time for tea and Christmas cake.
On Christmas people wish their nearest and dearest a merry Christmas.
The day after Christmas is Boxing Day. People usually visit their relatives and friends. They do not work on that day.
(Приложение № 3)
Приём мотивационные загадки по теме «Спорт».
Ученики должны догадаться о теме урока, отгадывая загадки и открывая таблички.
1) You can do it on the skating- rink (Skate) .
2) A game which can be played on the table (Ping-pong).
3) We had them in Sochi (the Olympic Games).
4) It is a game played with an oval ball (Rugby).
5) If you want to be a sportsman you should do it hard (Train).
(Приложение №4)
Приём «ИНСЕРТ» по теме «Спорт».
«V» - уже знал (знала)
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - есть вопрос
CURLING. This game appeared in the Winter Olympic Games in 1998 in Nagano, Japan. Curling, born in Scotland in the 16th century, was played on frozen ponds using simple stones.
Nowadays it is a popular and unusual kind of sport. Each team consists of 4 players (3 leads and 1 skip). They play on a frozen pitch and should deliver the rock to the centre of a target as close as possible. A target is drawn on the ice (called «the house»). The rock is a round block of stone with a handle and it is 19. 96 kilos. Also, the leads sweep the ice with brooms in front of the rock to make its way better (easier). Points are calculated, basing on the number of stones that finish close to the centre of the house. Only one team can score in the end. Each team has 73 min to play for 10 ends.
FREESTYLE SKIING. Freestyle skiing is acrobatic jumps with very short skis. It is a very exciting but dangerous kind of sport because it is difficult to control your body, ski down from the hill, performing different acrobatic elements. There are two kinds of freestyle skiing (specialties). Moguls: for men and women. Aerials: for men and women. The judges watch the keeping of the line and the position of the body, the controlling of the skis and carving. The sum of scores provides the final result. The sport appeared in the Winter Olympic Games in 1988.
SHORT TRACK SPEED SKATING. It is a race on the ice on a short track at a super high speed. Everyone is against everyone. The event is fast and spectacular. The aim is to finish the distance at the shortest time. The quickest is the winner. Short track has been an Olympic discipline since Albertville 1992, Italy. Athletes compete individually or in pairs. The distances are 500, 1000 and 1500m for men and women.
(Приложение №5)
Осмысление текста через приём «Кластер».
The National Flag of the UK.
The national flag of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is the most obvious symbol of the United Kingdom. It is called the Union Jack.
«Jack» is an old word which means «sailor». It explains the name of the flag. King James III (1566-1622) ordered the Union Flag to be flown on the main mast of all British ships, except was the ships. So the flag was flown at the front of the ships.
Union Jack is a mixture of several overlaid flags. It combines three flags representing England, Scotland and Ireland.
These flags are the crosses of the Patron Saint of England (St. George's Cross – red cross on a white ground), the flag of the Patron Saint of Scotland (St. Andrew's Cross – white diagonal cross on a blue ground) and the flag of the Patron Saint of Northern Ireland (St. Patrick's Cross – red diagonal on a white ground).
St. David of Wales is not represented in the flag probably because Wales is a principality, not a kingdom.
После прочтения текста учащиеся заполняют «Кластер» самостоятельно в тетрадях или по группам, или коллективно на доске.
(Приложение № 6)
Приём «Шесть шляп».
Music is Bridge to Good Health.
Music influences almost every aspect of the listener's body and mind. All of us can point to one time or another in our lives when music impacted our emotions. Maybe it was the quiet classical music during a romantic dinner. Perhaps it was a wild dance of rap. Music plays a central role in different moments of our life. It helps us to feel the importance of the moment.
According to Dr Adam Goldstein of Stanford University, who asked people to study the impacts of emotions, music was on the first place because it affects some areas of the brain which influences our feelings, emotions. We just feel the impact of music on our emotions. It also affects our heart, blood pressure, brain development etc. «There is not a single function of body which cannot be affected by music» says author David Tarne in his book The Secret Power of Music.
Doctors prove that certain types of music are powerful to treat people. They have a joke «A melody a day keeps a doctor away». Music helps to resist illnesses, raise endorphins. Especially classical music does it, because it helps people to feel calm and relaxed. The result of statistics is that at the age of seventy, 50 per cent of American men are seriously ill, 80 per cent of people, listening to classical music regularly, are not only alive, but active and working. Rude music can do harm to our health, because it destroys our brains.
But each of us is unique and has different tastes in music. And it depends on us what to choose – health or something different.
Каждая группа учащихся получает «шляпу». Прием «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности:
1) «Белая шляпа»- в тексте нужно найти факты.
• 80% of people, listening to classical music, are active and working
2) «Желтая шляпа»- позитивное мышление. В тексте нужно найти позитивную информацию.
• Music helps to resist illnesses.
3) «Черная шляпа»- негативное мышление. В тексте нужно найти негативную информацию.
• Rude music can do harm to your health.
4) «Красная шляпа» – эмоции. Учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
5) «Зеленая шляпа» – творческое начало и новые идеи. Учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.
6) «Синяя шляпа» - обобщение. Группа подводит итоги, делает выводы.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.
Учитывая особенности современного ритма жизни, становится понятно, что доступ к информации и способность эффективно ее переработать является одним их главных критериев успеха. И сегодня я, как учитель, вижу одной из своих главных задач, научить находить, грамотно использовать необходимую информацию. Важно уметь быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять имеющиеся способности.
Список использованных ресурсов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать. – Саратов: Лицей, 2005.
3. Сальникова Т. П. Методика обучения чтению – М.: ТЦ Сфера, 2001.
4. Николаевская М. Ю. Смысловое чтение на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 33. – С. 52–55. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771128.htm.