Проектно-исследовательская работа «Практико-ориентированные проекты на создание программы действий, направленных на решение выявленных экологических и социальных проблем в природе»
Павлюк Эльвира Ивановна
Учитель английского языка МОУ СШ № 33, первая категория
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Волгоградская область, г. Волгоград
Авторская внеурочная программа внеурочной деятельности по теме: «Практико-ориентированные проекты на создание программы действий, направленных на решение выявленных экологических и социальных проблем в природе, разработка проекта пришкольного участка с героями Смурфиками»
Данная внеурочная система занятий посвящена новым идеям и приемам, которые по той или иной причине помогут раскрыть личность в лицах своих кукол-Смурфиков, чтобы все увидели, что они несут положительную энергетику, что они-замечательные герои, созданные руками талантливого скульптора. Практико-ориентированные проекты на создание программы действий, предлагают нашему вниманию наиболее известные скульпторы, изображающие волшебных героев. Многие герои сказок были увековечены в скульпторах, стоящих на площадях, в детских парках, на территориях школы или на берегах рек.
Практико-ориентированные проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Как правило, результат ориентирован на экскурсии. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального всплеска, и ее необходимости усилить и внедрить в свой значимый проект. Следует понять, для кого и для чего этот проект создается и зачем он нужен.
Структура проекта обязательно включает:
• насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
• активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, изо-деятельность);
• ежедневные рефлексии;
• обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, просмотр рекомендованных спектаклей, изготовление костюмов, совместное участие в презентациях);
• презентация с показом того, что научились делать дети. Последний этап проекта:
Защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит взаимодействие учебных и творческих задач, мыслительной, речевой и художественной деятельности.
Совместная проектная деятельность детей и родителей:
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, учитель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Правило первое – информированность:
Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта.
Правило второе - добровольность и возможность выбора:
При организации деятельности по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование тех родителей, кто выразит такое желание.
Правило третье - чувство успешности:
Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Алгоритм реализации совместных проектов:
Перед детьми ставится проблема. Обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности. Разрабатывается схематический план реализации проекта.
Второй этап - это проектная деятельность педагогов, детей и родителей:
Педагог выступает в роли советника и непосредственного участника проекта семьи.
Третий этап - заключительный:
На этом этапе происходит презентация проектов: оформленные видеосъемки, фотоколлажи…
Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс в результативную и созидательную творческую работу. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, носит практико-ориентированный характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема определения роли проекта для учителя:
Учителя должны усвоить, что, приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме. В данном случае. Стартовые умения формируются под четким руководством самого папы-скульптора.
Первый проект «Мой папа- скульптор» (cредний этап)
Я используя метод проектов в сотрудничестве и сотворчестве учителя, детей и родителей. На этапе разработки, вместе с учащимися делаем наблюдения, совершаем экскурсии, связанные с темой проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Интересы школьников ситуативные, у них не сформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении. Создание максимально возможного технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, видеофильмы и другие вспомогательные материалы). Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Цель:
Способствовать развитию познавательного и логического мышления к пластической передаче образа скульптора в мультипликационных героях - «Смурфики».
Раскрытие творческих способностей, внимания через все доступные средства, формирующим базис работы скульптора с конкретными материалами (твердых или пластичных, в зависимости от назначения).
Задачи:
Развить объемное изображение предметов;
Развить наблюдательность и зрительную память;
Развить эмоциональную отзывчивость к образу;
Учить выделять выразительные средства (объемную форму, характер движения, выражение лица, характер образа, выразительность материала);
Пробудить интерес к поисковой деятельности работы скульптора;
Взрастить в детской душе уважение и восхищение работой своего родителя;
Взрастить бережное отношение как к произведению искусства;
Ожидаемые результаты:
Дети знают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор»;
Умение ребёнка видеть выразительные средства, видеть выразительность образа в мимике, в движениях;
Умение фантазировать, придумывать рассказы про скульптурные образы;
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с учителем;
Развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности;
Предварительная работа:
Поход в семью, где живет скульптур.
Подборка объемных форм, характер движений, выражение лица, характер героев-Смурфиков.
Реализация проекта:
«Как скульптор планирует свою практическую деятельность и работает с конкретными материалами (твердыми и пластичными)?».
«Наблюдения за работой скульптура в творческой мастерской».
а. «Кто такой скульптор?».
б. «Какими материалами и инструментами скульптур пользуется?».
в. «Как скульптор передает замысел автора?» (через материалы, форму, манеру исполнения и др.)?».
г. «Как выглядит творческая мастерская скульптура?».
д. Нужно ли скульптуру развитое образное мышление?
е. «Какими знаниями и умениями обладает скульптур?».
ж. «Какой карьерный путь может быть у скульптора?».
з. «С какими трудностями может столкнуться скульптор?».
и. «Что вдохновило скульптура на создание этих образов Смурфиков?».
к. «Создадут ли приятную атмосферу образы Смурфиков на пришкольном участке?».
Рекомендуемая литература:
1. Ватагин, В. Изображение животных. – М., 1957.
2. Курбатова, И. Советская скульптура. – М «Искусство»1964.
3. Ланг, И. Скульптура. – М., 2000.
4. Виноградова, Г.Г. Изобразительное искусство в школе. – М., «Просвещение»1990.
5. Кузин, В.С, Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство 1-2 кл.: -М: Дрофа,1995.
6. Программа по учебному предмету «Скульптура» г. Вологда 2010.
7. Неёлов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: Моногр. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 200 с.
8. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А. Б. Воронцова. – М.:Просвещение, 2010.
Второй проект «Животные радуют нас своими забавными, неуклюжими повадками» (средний этап)
Цель проекта:
Формировать познавательный интерес к обитателям уголка природы.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к «братьям меньшим».
Тип проекта:
Познавательный практико-ориентированный.
Участники проекта:
Ученики среднего этапа.
Постановка проблемы:
Кто такой хомячок?
Что любит этот зверек?
Какие есть особенности у хомячка?
Какие бывают хомяки?
Как живет хомячок в природных условиях?
Задачи:
Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.
Выяснить, что и как ест хомяк.
Учить замечать, как хомяк ухаживает за собой.
Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня.
Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду к себе в гнездо – запасать.
Закрепить представление о внешнем облике зверька.
Уточнить способы перемещения хомяка.
Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка.
Показать, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть.
Предварительная работа:
Поход в семью, где есть хомячки.
Подборка иллюстраций и книг о хомячках.
Реализация проекта:
Опыт: «Хорошо ли хомяку в домашних условиях» - учить замечать, как хомяк ведет себя в обстановке, какие совершает действия, правильно оценивать их.
Цикл наблюдений за хомячком в уголке природы:
1. «Кто это?».
2. «Что и как ест хомяк?».
3. «Как хомяк делает запасы?».
4. «Хомяк чистоплотный зверек».
5. «Как хомяк отдыхает?».
6. «Чем хомяк отличается от мышонка?».
7. «Как передвигается хомяк?».
8. «Когда хомяка трудно заметить?».
9. «Устроим хороший дом для хомяка».
10. Просмотр видеофильма «Хомяки».
11. Чтение художественной литературы о хомячках.
12. Игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет?», «Кто это?», «Собери картинку», «Узнай по описанию».
13. Заготовка корма для хомяка.
14. Презентация проекта. Оформление выставки рисунков «Жизнь хомячка в уголке семьи». Оформленное видео, в котором рассказывается жизнь хомяков.
Рекомендуемая литература:
Митителло, А.В. Хомячок. Наглядное пособие по уходу.
Мередит, С. Хомячки.Домашние любимцы. Издательство Росмэн-Пресс, 2000.
Рохманов, А.И. Кормление. Уход. Разведение.
Сабатес, Б. Г. Твой хомячок. Уход за домашним любимцем.
Тропникова. М. Домашние любимцы.
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара, 2010.
Фёдоров, И.Д. Учебная литература, 2010.
Гурич, Е. М. Индивидуальная исследовательская работа с учащимися, 2008. – № 4. – с. 26–42.