Практико-ориентированные задания как средство формирования познавательных УУД учащихся на уроках математики

7
0
Материал опубликован 9 May 2021

Практико-ориентированные задания как средство формирования познавательных УУД учащихся на уроках математики

Динамичные социально-экономические процессы, протекающие в России, существенно повышают потребность общества в творчески мыслящей личности, способной учиться в течение всей жизни, умеющей применять полученные знания на практике.

ФГОС всех уровней общего образования ориентирует образовательный процесс на развитие личности, на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система ЗУН, а универсальные учебные действия, связанные с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Математика обладает высоким потенциалом развития у учащихся познавательных УУД. Она учит детей: строить логическое рассуждение, создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, строить модель на основе условий задачи, переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот, строить схему, алгоритм действий.

Познавательные УУД на уроках математики, как показывает наш опыт, достаточно успешно формируются в процессе выполнения практико-ориентированных заданий.

По международным исследованиям PISA (2015 г.) российские школьники по математической грамотности занимают 32 место, что связано в том числе и с неумением решать практико-ориентированные задачи.

В задачах, представленных в PISA, имеются избыточные данные - учащиеся должны выбрать те, которые нужны для решения задачи (это вызывает затруднения у российских школьников, так как в учебниках математики используются все данные из условия задачи). Учебники математики содержат незначительный процент заданий практико-ориентированной направленности.

Это обусловило необходимость целенаправленной работы учителя в данном направлении.

В результате чего определена цель: изучение теоретических аспектов проблемы использования практико-ориентированных заданий, составление сборника заданий данного типа и его апробация в основной школе.

Задачи:

изучить нормативно-методическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий;

выявить требования к составлению практико-ориентированных заданий;

составить сборник практико-ориентированных заданий для школьников и апробировать его на уроках.

Практико-ориентированные задания – это задания, направленные на формирование умений действовать в социально-значимой и личностно-значимой ситуации, используя предметные знания, умения, навыки. Практико – ориентированное задание имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?».

Составление практико-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя математики редко используют их на уроках.

Преимущества практико-ориентированных заданий вижу в следующем:

деятельностный характер заданий;

значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

структура задается определенными элементами.

При составлении практико-ориентированных заданий использую определенную структуру:

стимул;

задачная формулировка или план деятельности;

источник информации;

бланк для выполнения заданий;

инструмент проверки.

Стимул мотивирует ученика на выполнение задания. Он, как правило, представляет собой описание практической ситуации. Стимул может иметь глобальный, социальный или личностный контекст (приложение1, задание1). Формулировка этого задания носит как личностный, так и социальный контекст. Выполнение задания носит не отвлеченный смысл, а становится важным для каждого ученика. Дальше ученику необходим четкий план действий, благодаря которому он придет к ответу. Это и будет задачной формулировкой. При выполнении практико-ориентированного задания всегда необходим источник информации. Это может быть статья в научном журнале, текст учебника, информация, найденная в интернете или заранее заготовленная учителем. Текст может содержать избыточную информацию или наоборот недостаточную.

В данном случае должна быть предложена информация о количестве вдыхаемого воздуха взрослым человеком, о чистоте этого воздуха. Чтобы проверка задания отвечала заранее сформулированным критериям, нужно подготовить бланки ответов, можно в них проставить количество баллов для каждого пункта плана. А затем проверить выполненное задания с помощью инструмента проверки. В качестве инструмента проверки могут выступать:

Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

В зависимости от типа и цели учебной деятельности использую различные типы практико-ориентированных заданий: задача-сравнение, задача – поиск, задача – структурирование, задача – исследование, задача на избыточность, задача на недостаточность.

Практико - ориентированные задания использую на различных этапах урока. На этапе открытия новых знаний предлагаю учащимся решить практико-ориентированное задание проблемного характера.

Приведу пример. При изучении темы «Умножение десятичных дробей» можно предложить учащимся задачу (приложение 1, задание 2).

В качестве справочной информации предлагается прейскурант цен на различные товары, удовлетворяющие списку. Возникает проблема неумения умножать десятичные дроби. Для ее решения учащимся предлагается текст учебника, опорные схемы и примеры умножения десятичных дробей. Результат нужно оформить в соответствующую таблицу и сравнить с модельным ответом.

Практико-ориентированные задания подходят для любого типа урока. Однако составить практико-ориентированное задание иногда бывает проблематично для какой-то отдельной темы, так как нужно учитывать практический аспект таких заданий.

Работа по решению практико-ориентированных заданий выполняется учащимися как индивидуально, так в парах и в группах. При работе в группе ребята часто выполняют мини-проекты.

Несмотря на то, что в учебниках по математике мало практико-ориентированных заданий, в текстах ОГЭ такие задания включены в варианты уже несколько лет. Это, например, задания на нахождение оптимального варианта из нескольких возможных после выполнения расчетов (приложение1, задание3).

Используя практико-ориентированных заданий в своей работе, добилась повышения уровня самостоятельности при освоении нового материала и выполнении практических задач, понимание учащимися возможности применения полученных знаний в конкретных ситуациях.

При сдаче ОГЭ в 2016 году 90% учащихся справились с заданиями практического содержания (задания № 2, 5, 7, 8, 15 в последней переработке вариантов).

Проводимый мною мониторинг «Сформированности познавательных УУД» показал: рост количества учащихся с оптимальным уровнем (13%-33%); снижение числа учащихся, имеющих низкий уровень сформированности познавательных УУД (37%-20%) (приложение 2, диаграмма 1); рост количества учащихся, умеющих строить рассуждения от общих закономерностей к частным явлениям (приложение 2, диаграмма 2); рост числа учащихся, умеющих обозначать символом и знаком предмет или явление (приложение 2, диаграмма 3), строить схему, алгоритм действий (приложение 2, диаграмма 4), осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями (приложение 2, диаграмма 5).



Приложение 1.

Задание 1.

В воздухе, котором мы дышим, всегда имеется пыль. Когда мы дышим через нос, пыли задерживается на 60 % больше, чем тогда, когда мы дышим через рот. Во сколько раз при дыхании через нос пыли задерживается больше, чем при дыхании ртом. Сколько кубометров воздуха необходимо взрослому человеку в течение часа, сколько при этом пыли попадает в организм? Что вы знаете о политике нашего государства относительно проблемы чистого воздуха?

Задание 2.

На день рождения Андрея приглашены гости. Мама дала Андрею 3000 рублей и попросила купить для угощения гостей продукты по списку:

1,5 кг шоколадных конфет,

1,3 кг печенья,

4 кг фруктов

торт.

Задание 3.

Например, для перевозки 5 т груза на 350 км можно воспользоваться услугами трех транспортных компаний: СеверТранс; КолаТранс; Транзит. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?

Компания-перевозчик

Стоимостьперевозки (руб. за 10 км)

Грузоподъемность автомобиля (т)

СеверТранс

80

1,6

КолаТранс

110

2,2

Транзит

140

2,8




Приложение 2.


Диаграмма 1. Динамика сформированности познавательных УУД



t1620550559aa.gif





Диаграмма 2. Динамика сформированности умения строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям



t1620550559ab.gif




Диаграмма 3. Динамика сформированности умения обозначать символом и знаком предмет или явление


t1620550559ac.gif



Диаграмма 4. Динамика сформированности умения строить схему, алгоритм действий

t1620550559ad.gif


Диаграмма 5. Динамика сформированности умения осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

t1620550559ae.gif

Приложение 3

Сборник практико-ориентированных заданий для учащихся 5-9 классов.

5 класс

Задание 1.

Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Задания:

Придайте недостающей величине некоторое разумное значение.

Решите задачу, используя придуманное значение.



Задание 2.

Перед Вами таблица, в которой указаны некоторые параметры объектов Солнечной системы.

Планета

Расстояние от Солнца,км

Диаметр,км

Меркурий

57 900 000

4 840

Венера

108 100 000

12 100

Земля

149 500 000

12 740

Марс

225 800 000

6 794

Юпитер

777 800 000

139 800

Сатурн

14 260 000 000

116 000

Уран

28 680 000 000

50 800

Нептун

44 940 000 000

48 600

Плутон

59 080 000 000

2 280

Солнце


1 390 000

Задания:

Вычислите расстояние от Солнца до планет Солнечной системы в масштабе 1 см – 5 млн км.

Приведите интересные факты о солнечной системе.

Задание 3.

Бывают такие ситуации, когда нам необходимо измерить длину какого-либо предмета, а линейки под рукой нет. В этой ситуации можно воспользоваться элементами своего тела, если Вам известны их длины. Заполните следующую таблицу, предварительно проведя измерения с помощью линейки или сантиметровой ленты.

Измеряемое тело

Длина в миллиметрах

Указательный палец


Ширину указательного пальца


Расстояние от конца локтя до конца среднего пальца


Расстояние от конца локтя до середины косточки, выступающей на руке между предплечьем и кистью руки


Длину ступни от конца пятки до конца большого пальца


Длину верхней фаланги большого пальца.




Задания:

1. Переведите полученные значения в сантиметры, представив их десятичной дробью.

2. Расположите эти дроби в порядке возрастания.

3. Измерьте длину, ширину и высоту спичечного коробка, используя собственную систему мер.

4. Проверьте результат линейкой.

5. Определите, насколько Вы ошиблись.



Задание 4.

В таблице, которую Вы видите ниже, представлена информация о некоторых странах мира.

t1620550559af.png

t1620550559af.png

Задания:

1. Как Вы думаете, в каких единицах измерения приведены данные в двух последних столбцах данной таблицы. Поясните свой ответ.

2. Запишите названия стран в порядке возрастания численности их населения.

3. В каких странах площадью меньше площади Японии, численность населения превышает показатель этой страны.

4. Какая из этих стран самая густонаселенная?



Задание 5.

t1620550559ag.pngЗадания:





t1620550559ag.png

Задания:

Приведите в соответствие годам рождения и смерти потомков Владимира Мономаха век.

Изобразите координатный луч, на котором расположите полученные века, выбрав произвольный единичный отрезок.

Какой длины должен быть единичный отрезок, чтобы луч вошел на тетрадный лист, включая начало координат?

Отметьте на данном координатном луче расположение Владимира Мономаха и Александра Невского.

Вместе с родителями выясните, кем приходился Александр Невский Владимиру Мономаху?



Задание 6.

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.

3. Составьте круговую диаграмму, отражающую распределение ежемесячного бюджета Вашей семьи.



Задание 7.

Перед тобой часть текста отчета некоторой строительной фирмы: «В текущем месяце на услуги связи было израсходовано двенадцать тысяч сто семьдесят пять рублей, на уборку территории фирмы - двадцать две тысячи восемьдесят рублей, на закупку материалов - пятьсот двадцать тысяч восемьсот сорок пять рублей, на заработную плату персонала - восемьсот девять тысяч двести рублей».

Задания:

Составь таблицу, содержащую две колонки «Статья расходов», «Сумма».

Посчитай общую сумму расходов этой фирмы в текущем месяце.

Запиши статьи расхода в порядке убывания соответствующих сумм.

Придумай название этой фирме.



Задание 8.

Мама заготовила на зиму варенье: 6 банок по 3 кг малинового, 12 банок по 2 кг вишневого, 6 банок по 750 г облипихового, 8 банок по 1,5 кг смородинового.

Задания:

Выясни, сколько всего кг варенья заготовила мама.

Рассчитай, по сколько кг варенья в месяц нужно есть, чтобы хватило до лета.

Сколько сахара потратила мама, если на 1 кг ягод идет 1,2 кг сахара?

Выясни, чем полезно варенье и какое самое полезное?

Задание 9.

Вы отправились путешествовать по реке на катере. Скорость катера 18 км/ч. Вам нужно доехать до ближайшего села и вернуться обратно. Сколько времени вы потратите на дорогу, если расстояние до села 63,55 км, а скорость течения реки 25 км/ч?

Задания:

Решите задачу.

Найдите величину, которая не соответствует реальности. Как это число можно преобразовать, используя один символ?

Решите задачу с новыми данными.



Задание 10.

Представь, что утебя завтра день рождения. Мама попросила купить сладости и фрукты к празднику и дала тебе 1500 рублей. Составь список возможных продуктов, чтобы стоимость покупки не превышала имеющуюся сумму.

Задания:

Изучите прейскурант цен:

Продукт

Цена за кг

Продукт

Цена за кг

Яблоки

95

Торт «Тонита»

285

Апельсины

135

Торт «Взбитые сливки»

320

Бананы

75

Торт «Черепаха»

340

Мандарины

156

Конфеты «Батончики»

395

Виноград

136

Конфеты «Сникерс»

450

Арбуз

49

Пирожное «Картошка»

22,5

Груши

167

Пирожное «Корзинка»

25

Выбери из списка те продукты, которые ты любишь больше всего. Подумай, какое количество каждого вида продукта нужно купить, чтобы хватило всем гостям.

Посчитай, какую сумму ты потратишь на покупку, и сколько денег останется.

Оформи результат в таблицу:

Название продукта

Количество

Стоимость




.



Итого:





Задание 11.

Нам часто приходится измерять длину различных объектов. Мы используем для этого различные инструменты. А интересно, как производили измерения наши предки? Какие единицы измерения были?

Изучите материал о старинных мерах длины:

Тело человека всегда при нем, и разные его части можно вполне использовать для измерений. Так и делали в стародавние времена.

Самые маленькие расстояния измерялись ладонью и пальцами. На Руси меряли вершками, это примерно 4,5 сантиметра. Вершок – это ширина среднего и указательного пальцев руки или длина двух верхних фаланг указательного пальца взрослого человека.

Если положить ладонь на стол, то ее ширина без большого пальца будет равна старинной мере длины, которая так и называется - ладонь. А вот с другим названием – пядь – история посложнее. В старорусском языке был глагол пети, это значит натягивать. От него и произошло название пяди. Чтобы ее получить, надо растопырить (натянуть) пальцы руки как можно сильнее. Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев называли малой пядью, а между кончиками большого пальца и мизинца – большой. Она равнялась приблизительно 18 см. Ладони у всех разные, поэтому для большей точности все измерения должен проводить один человек. Например, на подворье  мера всему – рука хозяина.

Сейчас одежда покупается в магазинах, а вот каких-нибудь триста лет назад ее шили самостоятельно или у портного. Тогда и тканей покупали много, а измеряли аршинами и локтями, чтобы не допустить обмана. Аршином называется длина руки от подмышки до кончиков пальцев (71 см), а локтем соответственно до локтя (44 см). Специально ничего не придумывали. Так ведь удобно измерять полотно: зажать в пальцах и другой рукой оттянуть край до локтя или плеча.

А вот канаты или бечеву  отмерять хорошо по-другому. Одной ладонью захватить конец и растянуть веревку между широко разведенными руками – получается маховая сажень. А если на конец каната наступить ногой, а потом натянуть его между ступней и высоко поднятой противоположной рукой, то получается уже косая сажень, которая равна 2,1 метра. Наверняка в сказках и былинах всем встречались богатыри, у которых «косая сажень в плечах». Какие же они были огромные!

Самый простой измеритель земли, конечно же, шаг. У взрослого человека ширина шага около 70 сантиметров. Так меряли пахоту или сенокос. Еще одна единица измерения земли – верста («поворот плуга»), то есть это длина борозды (между поворотами плуга), которую вол может пройти в один раз не утомляясь.

Сопоставьте старинные меры длины и современные и заполните таблицу:

Старинная мера длинны

Современный эквивалент









Значение какой величины в тексте вы не нашли? Где можно найти эту величину?

Как вы думаете, где в жизни мы можем использовать эти знания?



Задание 12.

Вы отправились в поход на велосипедах. В первый день было пройдено 20 км пути. Рассчитайте скорость движения, если за пять дней нужно пройти всего 120 км и вернуться обратно.

Задания:

Подумайте, что нужно знать, чтобы найти скорость?

Продумайте оптимальное количество времени для движения и отдыха.



Задание 13.

В таблице приведены площади самых крупных субъектов России в кв.км

Название региона

Площадь, кв.км

Республика Коми

416,8

Красноярский край

2366,8

Архангельская область

413,1

Ямало-ненецкий автономный округ

769,3

Ханты-Мансийский автономный округ

534,8

Республика Саха (Якутия)

3083,5

Забайкальский край

431,9

Иркутская область

774,8

Чукотский автономный округ

721,5

Камчатский край

464,3

Магаданская область

462,5

Задания:

Расположите регионы в порядке возрастания площади.

Найдите площадь Кемеровской области, если ее площадь меньше площади самого крупного региона на 2988 кв.км.



Задние 14.

Тебе в комнате делают ремонт. Помоги родителям рассчитать количество линолеума и обоев, необходимых для этого, и примерную стоимость.

Задание:

Вычислите площадь пола и стен вашей комнаты (ислючая окна и двери).

Рассчитайте стоимость линолеума и обоев (цену 1 кв.м можно узнать в Интернете)

Найди общую стоимость этих материалов.



Задание 15.

На рисунках изображены знаменитые здания:

t1620550559ah.jpgt1620550559ai.jpg

t1620550559aj.jpg

Задания:

Проведите оси симметрии на каждом рисунке.

Попробуйте выяснить, как называются эти строения.



6 класс

Задание 1.

Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:

% обучающихся, имеющих оценку «5»-

% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -

% обучающихся, имеющих оценку «3» -

% обучающихся, имеющих оценку «2» -

Источник информации (таблица):

Количество обучающихся в школе

(чел.)

«5»

(чел.)

«4» и «5»

(чел.)

«3»

(чел.)

720

36

288

360

Составьте диаграмму согласно полученным данным.



Задание 2.

Три рассказа занимают 66 страницы. Первый занимает 18 страниц, а второй в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ? Постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книге (в процентах).


Задача 3.

Определите наименьшие затраты семьи (семья состоит из 3 человек) для поездкив аквапарк города Новосибирска.

Задания:

Установите расстояние, которое будет пройдено автомобилем от г. Прокопьевска до г.Новосибирска.

Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.

Найдите стоимость билета в аквапарк на весь день, учитывая то, что семья будет обедать и ужинать в аквапарке.


Задание 4.

Денис собирал пустые бутылки в парке, за что получал от руководства парка 1 рубль за каждую бутылку. Собранные бутылки он сдавал в пункт приема стеклотары. Денис начал работать 15 июня, а 10 июля у него день рождения, к которому он мечтает купить себе скейт стоимостью 2340 рублей.

Задания:

1. Составьте буквенное выражение, с помощью которого можно вычислить количество денег, заработанных Денисом с начала работы до дня рождения, если каждый день он будет собирать одинаковое количество бутылок.

2. Какие данные необходимо еще знать, чтобы однозначно

решить это уравнение?

3. Какое количество бутылок в день должен собирать Денис, чтобы накопить необходимую сумму?

4. Подумайте, что мы можем еще сделать, чтобы сделать нашу планету чище.

Задание 5.

В спортивной секции по легкой атлетике занимаются 30 человек. Тренер проводил отбор на городские соревнования по результатам забега на 100 м. Он поставил такое условие: на соревнования поедут только те, чье время будет выше среднего по всем участникам среди девочек и среди мальчиков. В таблице приведены результаты забега.




Номер участника

Пол участника

Время,с


1

Ж

73


2

Ж

75


3

М

62


4

М

58


5

М

61


6

Ж

69


7

М

65


8

М

56


9

Ж

65


10

Ж

80


11

Ж

64


12

Ж

69


13

Ж

71


14

М

70


15

М

54


16

Ж

58


17

М

62


18

Ж

67


19

М

60


20

Ж

58

21

Ж

69

22

М

62

23

М

57

24

М

53

25

М

60

26

М

72

27

М

64

28

М

63

29

М

69

30

Ж

68



Задания:

1. Найдите среднее арифметическое времени забега среди девочек и среди мальчиков отдельно.

2. Сколько девочек и сколько мальчиков попали на городские соревнования.

Задание 6.

Мама решила приготовить домашнее мороженое Даше на день рождения. В рецепте мороженого сказано: «Возьмите 4 части сливок, 2 части сахара, 2 части меланжа (смешанные яйца), взбейте в миксере, добавьте щепотку ванили. Смесь перелейте в металлическую форму и поставьте в емкость, заполненную льдом. Перемешивайте массу до полного застывания мороженого»

Задания:

1. Сколько килограммов каждого вида продукта понадобится маме, чтобы каждому досталось по 150 г мороженного? На празднике будет 10 человек.

2. Оцените с точки зрения себестоимости, выгодно ли делать мороженое в домашних условиях или проще купить готовое.

Задание 7.

У предпринимателя Василия 15 небольших продовольственных магазинов, расположенных по всему городу П. Василий закупил на базе 3285 шоколадных батончиков. Удастся ли ему распределить этот товар поровну между всеми своими магазинами? Если да, то

учитывая, что батончиков должно быть не менее трех видов. Полезны ли шоколадные батончики, продаваемые в современных магазинах?

Задания:

Выясни, какой признак делимости поможет при решении задачи? Попробуй его сформулировать.

Изучи прейскурант цен на шоколадные батончики:

Название

Масса

Цена

Шоколадный батончик MARS

50 г

11,20

Шоколадный батончик SNICKERS супер

100 г

17,50

Батончики БАУНТИ Трио

85,5 г

15,50

Шоколад ALPEN GOLD с орехом и изюмом

100г

16,00

Шоколад MILKA молочый с цельным фундуком

100г

17,40

Шоколад NESTLE Classic молочный и белый

100г

21,50

Шоколад молочый ALPEN GOLD с цельным орехом

200г

46,50

Выбери самый дешевый вариант покупки и заполни таблицу:

Название батончика

Цена

Количество

Стоимость













Итого




Найди в дополнительных источниках информацию о вреде и пользе шоколада.

Задание 8.

На схеме представлена схема дорог, соединяющих населенные пункты А и В. Проложи кратчайший маршрут для квадракоптера между пунктами А и В.



t1620550559ak.gift1620550559al.gif

t1620550559am.pngt1620550559am.png

t1620550559am.png

Задания:

Выясни, скольким километрам будет равен маршрут, если масштаб на плане таков, что 1 см равен 4,5 км.

Найдите, что означают условные знаки на плане местности.

Как ты думаешь, дорога на машине будет иметь такую же длину, как и маршрут квадрокоптера, и почему?



Задание 9.

На территории Кемеровской области находится заповедник Кузнецкий Алатау, расположенный в центральной части одноименного горного массива, в Тисульском и Новокузнецком районах. Заповедник основан в 1989 году и занимает площадь 416,3 тысяч га. На его территории есть леса, луга и водоемы. Выясните, какую площадь занимает каждый из видов ландшафта, если площадь лугов в 17 раз меньше площади лесов и в 10 раз больше площади водоемов.

Задания:

Составь уравнение по условию задачи и реши его.

Выясни, истоки каких крупных сибирских рек находятся на территории этого заповедника.

Задание 10.

На твое день рождения родители купили два торта. Один торт мама разрезала на 16 кусочков, а второй – на 12. Как думаешь, лучше съесть 4 кусочка от первого торта или 3 от второго?


Задание 11.

Чтобы приготовить яблочный пирог, нужно смешать следующие ингредиенты в нужных количествах: яблоки - t1620550559an.gif мука - t1620550559ao.gifяйца – 3 штуки, сахар - t1620550559ap.gif молоко – 0,1 кг, разрыхлитель – 10 г, корица – 5г, масло сливочное – 0,05 кг. Определи массу готового пирога.

Задания:

Переведи массу всех ингредиентов в одни единицы измерения.

Выясни, сколько весит ингредиент, масса которого не указана.

Найди общую массу ингредиентов.

Подумай, хватит ли одного пирога на 15 человек?


Задание 12.

Вы отправились с родителями в путешествие в другой город. Расстояние, которое вам нужно преодолеть, - 400 км. Рассчитай, во сколько вы пребудете в этот город, если выехать в 6.15 и двигаться 100 км со скоростью 60 км/ч, 150 км со скоростью 90 км/ч и остальное расстояние со скоростью 120 км/ч.

Задания:

Реши задачу.

Определи по карте, какой город находится примерно на таком же расстоянии от вашего города, как указано в задаче.

Скорректируй ответ, если добавить условие о том, что семья остановится на 20 минут отдыха.


Задание 13.

Ты знаешь, что на нашей планете 6 материков и мы живем на самом крупном из них – Евразии. Определи площадь каждого из

выберите наиболее дешевый вариант покупки батончиков, них, если Африка составляет t1620550559aq.gifот площади Евразии, Северная Америка - t1620550559ar.gifот территории Африки, Южная Америка – 90% от площади Северной Америки, Антарктида – 0,7 от площади Северной Америки, а площадь Австралии можно получить, если площадь Южной Америки поделить на 2 и отнять 0,5 млн. кв. км.

Задания:

Определи площадь каждого материка.

Выясни, каких данных не хватает в задаче.

В тексте найди нужную тебе информацию:

«Благодаря своим размерам, Евразия как материк, имеет самый разнообразный рельеф на планете. Сам материк считается самым высоким материком на планете.Именно в Евразии находятся самые большие равнины по своей площади и самые высокие и обширные горные системы. Равнины занимают 11 млн. кв. км, что составляет 20% всей площади Евразии».


Задание 14.

На диаграмме представлены площади крупнейших стран мира

t1620550559as.png

Задания:

Определи общую площадь этих государств.

Посчитай, какой процент составляет площадь каждого государства от общей площади

Построй круговую диаграмму, соответствующую полученным данным.


Задание 15.

Число хвойных деревьев в парке относится к числу лиственных как 1 : 19. Сколько процентов деревьев в парке составляют лиственные?




7 класс

Задача 1.

Температура воздуха изменялась в течение дня от 7° до 26° Цельсия (дается график изменения температуры). Изобразите график функции, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по Фаренгейту, соответствующая температуре на графике.



t1620550559at.gif



Задание 2.

Поезд движется со скоростью 60 км/ч. Какой путь пройдет поезд за t часов?

Задание:

Составьте равенство, соответствующее условию задачи.

Заполните таблицу:

t

2ч

1,5ч

0,3ч

t1620550559au.gif

S








Постройте график зависимости расстояния от времени (подумайте, сколько клеток будет соответствовать единичному отрезку на каждой из осей).



Задание 3.

Тебе к школе нужно купить куртку и форму. Разница в цене между курткой и формой 1500 рублей. К сезону подготовки к школе куртка подешевела на 10%, а форма – на 20%. После этого куртку и форму можно приобрести за 8000 рублей. Какова цена куртки и формы?

Задания:

Ответь на вопрос задачи.

Составь список канцтоваров и подсчитай, хватит ли оставшихся денег на канцтовары, если общий бюджет составлял 10000 рублей.



Задание 4.

На схеме представлено распределение мест в кинотеатре вместе с их стоимостью.

t1620550559av.png

Задания:

Посчитайте, сколько заработает кинотеатр на этом сеансе, если забронированные места, кроме двух, выкупят по 300 рублей, исключая первый ряд.

Сколько руб­лей за­пла­тят за 5 би­ле­тов на этот сеанс пя­те­ро друзей, если они хотят си­деть на одном ряду и вы­би­ра­ют самый де­ше­вый вариант?



Задание 5.

В таб­ли­це представлены цены (в рублях) на не­ко­то­рые товары в трёх магазинах: 

Магазин

Орехи (за кг.)

Шоколад (за плитку)

Зефир (за кг.)

«Машенька»

600

45

144

«Лидия»

585

65

116

«Камея»

660

53

225

 

Лариса Кузь­ми­нич­на хочет ку­пить 0,4 кг орехов, 5 пли­ток шоколада и 1,5 кг зефира. В каком ма­га­зи­не стоимость такой по­куп­ки будет наименьшей, если в «Камее» про­хо­дит акция: скид­ка 20% на орехи и зефир, а в «Машеньке» скидка 10% на все продукты?



Задание 6.

Платеж за по­треб­ле­ние электроэнергии осу­ществ­ля­ет­ся по двух­та­риф­но­му счетчику. Тариф за­ви­сит от вре­ме­ни суток. Общая сумма пла­те­жа складывается из сумм по каж­до­му из двух тарифов. Кви­тан­ция на опла­ту содержит сле­ду­ю­щую таблицу.t1620550559aw.pngВычислите общую сумму пла­те­жа за ука­зан­ный в таб­ли­це расход электроэнергии.



Задание 7.

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на за­ви­си­мость тем­пе­ра­ту­ры (в гра­ду­сах Цельсия) от вы­со­ты (в метрах) над уров­нем моря.

 

t1620550559ax.png

Задания: 

Определите по графику, на сколь­ко гра­ду­сов тем­пе­ра­ту­ра на вы­со­те 200 мет­ров выше, чем на вы­со­те 650 метров.

Попробуй сформулировать зависимость между температурой и высотой над уровнем моря словами.

Перечисли самые важные вещи, которые нужно взять в горы.


Задание 8.

Оt1620550559ay.png
бхват ство­ла секвойи равен 4,8 м.

Задания:

Вычислите диаметр ствола и округлите до десятых.

Вычислите площадь сруба такого дерева.

Найдите дополнительную информацию об этом дереве.





8 класс

Задание 1.

У садовника имеется 32 метра провода, которым он хочет обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов.



t1620550559az.gif











Задание 2.

Короткое плечо шлаг­бау­ма имеет длину 1 м, а длин­ное плечо – 3 м. На какую вы­со­ту (в метрах) опу­стит­ся конец ко­рот­ко­го плеча, когда конец длин­но­го плеча под­ни­ма­ет­ся на 1,8 м?





t1620550559ba.png

Задание 3.

Че­ло­век, рост ко­то­ро­го равен 1,8 м, стоит на рас­сто­я­нии 16 м от улич­но­го фо­на­ря. При этом длина тени че­ло­ве­ка равна 9 м. Опре­де­ли­те вы­со­ту фо­на­ря (в мет­рах).

 

t1620550559bb.gift1620550559bc.png

Задание 4.

Про­ек­тор пол­но­стью осве­ща­ет экран A вы­со­той 80 см, рас­по­ло­жен­ный на рас­сто­я­нии 120 см от про­ек­то­ра. На каком наи­мень­шем рас­сто­я­нии (в сан­ти­мет­рах) от про­ек­то­ра нужно рас­по­ло­жить экран B вы­со­той 330 см, чтобы он был пол­но­стью освещён, если на­строй­ки про­ек­то­ра оста­ют­ся не­из­мен­ны­ми?

t1620550559bd.png

Задание 5.

Колесо имеет 18 спиц. Углы между соседними спицами равны. Найдите угол, который образуют две соседние спицы. Ответ дайте в градусах.

t1620550559be.png

Задание 6.

В 32 м одна от другой растут две сосны. Высота одной 37 м, а другой - 13 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками.



9 класс

Задание 1.

Представьте себе такую ситуацию: Вы купили однокомнатную квартиру, но бывшие хозяева не поддерживали порядок, поэтому полы в квартире пришли в негодность. У вас после покупки квартиры осталось 15 тысяч рублей, которые Вы планируете потратить на ремонт пола. При этом желательно не тратить денег на ремонт пола в течение 5 лет.

Есть варианты:

1. Сменить дощатый пол и покрасить его обычной эмалью. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.

2. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

линолеумом. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.

3. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его ковровым покрытием. В этом случае требуется покупка моющего пылесоса, чтобы поддерживать пол в чистоте. В ванную комнату необходимо постелить линолеум.

В таблице приведены цены за различные варианты покрытия пола и срок службы данного покрытия.

Вид покрытия

Количество

Цена(руб)

Срок службы

Доски для пола

1 м2

150

20-30 лет

Эмаль коричневая

1 банка (3 кг) для покраски 10 м2 пола

140

2 года

Линолеум

1 м2

190

10 лет

Ковровое покрытие

1 м2

250

8 лет

Палас

1 м2

180

5 лет



План квартиры:

t1620550559bf.png

Задания:

1. Вычислите площади пола в каждом помещении.

2. Учитывая имеющуюся сумму, составьте смету покупки необходимых материалов для ремонта пола.

Задание 2.

На праздник тебе необходимо сделать колпак по выкройке, имеющей вид:

t1620550559bg.gif















Задания:

Построить выкройку для колпака по своим размерам, если градусная мера угла сектора равна 60°, а длина дуги равна обхвату головы.

Все построения выполнить с помощью циркуля и линейки.

Разработать орнамент на колпак из геометрических фигур.



Задание 3.

Зная длину сво­е­го шага, че­ло­век может приближённо под­счи­тать пройденное им рас­сто­я­ние s по фор­му­ле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага.

Задания:

Измерь длину своего шага.

Рассчитай, используя вышеуказанную формулу, сколько твоих шагов входит в 1 км.



Задание 4

На карте по­ка­зан путь Лены от дома до школы. Лена из­ме­ри­ла длину каж­до­го участка и под­пи­са­ла его. Ис­поль­зуя рисунок, опре­де­ли­те длину пути (в м), если мас­штаб 1 см : 10 000 см.

t1620550559bh.png



Задания:

Вычислить путь Лены.

Составить карту собственного пути до школы, выбрав нужный масштаб.



Задание 5.

На рисунке изображен дом с некоторыми размерами. Все размеры даны в метрах.

t1620550559bi.png

Задания:

Вычислить высоту лестницы, которая равнялась бы высоте дома.

Вычислить количество реек на лестнице, если ширина одной рейки 16см, а расстояние между рейками 40 см.

Задание 6.

Геофизики на вершине горы произвели взрыв. Звук взрыва услышали у подошвы горы в точке К через 4с. после взрыва. Найдите высоту горы, если из точки К её вершина видна под углом 29°30´, а скорость звука 331 м/с.

t1620550559bj.jpg

Задание 7.

Нефтяной пласт находится на глубине 2200м. Определить длину колонны нефтяной скважины, если она бурится под углом 65° к горизонту?

t1620550559bk.jpg

Задание 8.

Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте расположено окно?

Задание 9.

Среди 210000 жителей города t1620550559bl.gif не интересуется футболом и никогда не смотрит его по телевизору, а остальные являются футбольными болельщиками. Среди футбольных болельщиков t1620550559bm.gif смотрело по телевизору финальный матч Чемпионата Европы. Сколько жителей города не посмотрело этот матч?




33


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации