Практикум для учителя
Найти и извлечь информацию из текста
1.Объясните, почему Плутон исключили из числа планет Солнечной системы?
Ответ: Он не расчистил себе путь вокруг Солнца и ро его орбите летает много разных объектов.
2. В каком году и кем было принято решение об изменение в составе Солнечной системы?
Ответ: в 2006 Международный астрономический союз принял решение
Интегрировать и интерпретировать сообщение текста
3. По результатам ученые предоставили
А) информацию, подкрепленную доказательной базой
Б) неподтверждённое предположение
В) Гипотезу ответ А
4. Можно ли предположить, что международный астрономический союз, исходя из основных 3 принципов, лишит звание «планеты» другие крупные тела Солнечной системы?
Ответ: нет, все остальные планеты полностью подходят под описание 3 основных принципов
Осмысливать и оценивать сообщение текста
5. Разделяете ли вы оценку экспертов Международного астрономического союза?
Ответ: Нет, не разделяю, т.к. … (рассуждение на тему, приведение конкретных фактов)
6. Как вы думаете, повлияет ли это решение на развитие космонавтики и астрономии в России.
Леонид Лапцуй
Ночь северная в звездном одеянье.
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
То океана мощное дыханье.
Мелькнет совой короткий стужий день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему сейчас подняться в небо лень.
Прекрасна эта краткая заря,
Она - как всплеск блестящей, мокрой щуки!
И тихо все. Смолкают в вдалеке все звуки.
Таинственна ночная жизнь зверья.
Сидит лисица у норы песцовой.
Спит куропатка под кустом в снегу.
Следы мышей во мраке ищут совы.
Крадётся волк, согнувшийся в дугу.
Движенье в стаде. Возглас пастуха.
И гром ружья. Взволнованы олени.
А территория таинственно тиха,
Лишь по снегам перебегают тени.
И, как о свете дня воспоминанье,
Вдруг северное вспыхнуло сиянье.
Перевод В. Афанасьева
- Внимательно прочитайте текст. Попробуйте прочувствовать его дух и дать заголовок (название) стихотворению. (истинное название ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ)
- Определите о какой природной зоне идет речь. (В стихотворении дается характеристика природной зоны тундры через описание особенностей полярной ночи, используя для этого упоминание территории, описываемой в стихотворении (Ямал)
- Опишите географическое положение и характер территории, подкрепляя словами из текста.
- Очевидна прибрежность территории и, в следствие этого, сильное влияние океана на природу полуострова (то океана мощное дыханье)
- На равнинный характер поверхности указывают упоминаемые холмы (Там, за холмами).
- В настоящий момент зимние месяцы (И, как о свете дня воспоминанье, Вдруг северное вспыхнуло сиянье)
- Определите в данный момент над территорией какая погода. (Антициклоническая, т.к. автор упоминает о тенях, перебегающих по снегам, косвенно говорит о наличии источника света в ночи – луны. Второй источник света - северное сияние. Их наличие является указанием на отсутствие облаков, и, следовательно, на высокое атмосферное давление из-за нисходящих токов воздуха. В первой строке стихотворения есть указание на звездное небо (в звездном одеянье), а звезды видны только на безоблачном небе).
- Опишите животный мир, как и в связи с чем ведут себя животные данной природной зоны?
- Почему территория таинственно тиха?
- Изобразите план местности или нарисуйте картину к стихотворению «Полярная ночь», отображая все географические особенности, указанные в тексте.
Шкалу оценивания результатов выполнения заданий:
Вопрос № 1 (вводный вопрос, который настраивает детей на работу, он не оценивается);
Вопросы № 2-3 (Базовые знания по географии) – оценка «3» (полное раскрытие ответа, с пояснениями и приведениями фактов, доказательств);
Вопрос № 3-4 (Анализ и установление причинно-следственных связей) - оценка «4» (умозаключение, умение делать выводы)
Вопрос №5 (оценивается не умение красиво рисовать, а пространственное и абстрактное мышление, которое необходимо для географа) – оценка «5»;