Вебинар для учителей и преподавателей. Смешанное обучение в практике цифрового учителя (Фрагмент стенограммы №5)

1
0
Материал опубликован 10 October 2019 в группе

Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с бесплатного вебинара «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя». Вебинар для учителей-предметников, преподавателей высших и средних учебных заведений, руководителей ОУ, методистов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провёл Георгий Осипович Аствацатуров, кандидат исторических наук, автор образовательного сайта «Дидактор», региональный координатор Центра дополнительного образования города Краснодара.

В ходе бесплатного вебинара были представлены эффективные приёмы медиадидактики, которые позволяют учителю сделать смешанное обучение школьников более цельным и результативным.

Внимание! Вебинар «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя» и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для бесплатного просмотра на нашем сайте.

 

...Естественно, предполагается и очная форма работы в классе. Здесь мы тоже можем говорить о новых подходах к работе. Конечно, и без смешанного обучения мы защищаем проекты, организуем дискуссии, семинары, но, прежде всего, в смешанном обучении предполагается защита цифровых проектов, которые мы время от времени отслеживали, и даже можем подразумевать какие-то итоги. Здесь иначе можно представить защиту таких проектов.

Когда мы говорим о подготовке к очной работе в классе, используя при этом режим перевёрнутого обучения, важно тот материал, который ученики изучили дома, максимально проговорить в классе. То есть организовать не просто семинар по каким-то вопросам, а затронуть все темы, все аспекты изучения того материала, который давался ученикам.

Если мы организовали дискуссию, то об этом важно объявить ученикам заранее или разослать почтой тему дискуссии, поставить проблемные вопросы. Я бы советовал вам после изучения материала предложить ученикам сформулировать вопросы, которые они могли бы задать учителю или своим товарищам. Вы наверняка знаете, что есть такой приём педагогической техники «Задай вопрос». Предложите ученикам сформулировать вопрос к конкретному материалу, где описываются какие-то факты, события, вопросы репродуктивного характера, чтобы они сформулировали несколько вопросов типа «Кто?», «Что?», «Когда?», «Сколько?». Или предложить сформулировать вопросы развивающего характера «Почему?», «Как?». Если стоит вопрос «Как?». Ученики должны описать какие-то процессы, происходящие с тем или иным предметом, явлением. На вопрос «Почему?» предполагается описать какие-то причинно-следственные связи. Эти вопросы можно вынести на доску либо дети могут озвучить, а товарищи им ответить.

Конечно, самыми сложными являются вопросы третьего уровня: «Что общего?», «В чём разница?» или «В чём особенности?». Тогда мы предполагаем некий синтез, добычу новых знаний, сравнение. Так мы чётко увидим, насколько ученики усвоили тот материал, который мы дали изучать дома. Если мы им предложим задавать себе такие вопросы дома, формулировать эти вопросы, то мы им поможем лучше разобраться в теме. Чем чётче, лаконичнее составлен вопрос, тем лучше ученик знает этот материал, если он им плохо владеет, то вряд ли он хорошо сформулирует вопрос.

Говоря методическим языком, в системе Л.В. Занкова есть понятие «зона ближайшего развития». Ученик формулировал вопрос, обозначил то, что знает, и указал зону ближайшего развития, то есть то, что хотел бы ещё узнать. Ученики формулируют вопросы дома, и на семинаре мы сможем их обобщить. Вполне возможно, что вопросы даже будут повторяться, мы можем их вынести для общего обсуждения, и от такого режима работы эффективность действительно будет выше.

Во время очной работы в классе мы можем провести инструктаж. Одно дело –онлайн или по электронной почте инструктировать учеников, а другой уровень – инструктаж в классе. Мы вживую можем объяснить ученику, на что ему обратить внимание, где у него какая-то неудача; мы инструктируем, готовим учеников уже к будущему такому перевёрнутому уроку, то есть даём такой промежуточный инструктаж по каждой теме. Итак, мы предполагаем некое задание ученикам, и должны провести чёткий инструктаж по следующей теме, когда они в режиме перевёрнутого обучения будут уже дома изучать материал.

Повторюсь, мы можем работать не на одном, а на нескольких сервисах. И когда мы готовим учеников к такому режиму работы, чем чётче мы их проинструктируем, тем больше будет эффект.

Работе в микрогруппах, технологиям интерактивного обучения посвящено много трудов; естественно, важно перенести их в практическую плоскость («Как мы будем работать с учениками, организуя эти рабочие группы?», «Как они будут работать в онлайн-режиме»?). Я бы предложил при работе в группах ученикам провести некую пропедевтику того, чего бы они хотели дальше, поставить проблемные вопросы. Не нужно стесняться ставить перед учениками вопросы по технологии смешанного обучения («Что им понравилось?», «Как бы они хотели представить на следующем уроке учебный материал?»).

Я и без цифровых технологий очень часто перед учениками ставил такие вопросы («Что им понравилось?», «Что не понравилось?»). Работа в группа вовсе не означает работу только над проектом или учебной задачей, – это и вынесение каких-то важных аспектов, предложений для улучшения нашей работы...

 

Это был фрагмент выступления с  вебинара «Современные технологии обучения – смешанное обучение в практике цифрового учителя». Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию доступны для бесплатного просмотра.

Также данный вебинар входит в программу курса повышения квалификации «Повышение эффективности образовательного процесса с помощью мультимедийных инструментов. От планирования урока до оценивания результатов» (72 часа), по итогам которого выдается удостоверение о повышении квалификации от Учебного центра «Урок».

 

n1569411490.png

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации