Закрыть [9]

Практикум по организации и проведению русских народных игр

0
0
Материал опубликован 26 March

План-конспект

группового урока по предмету: «Игровые технологии»

для студентов 2 СКД группы

специальность: 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»,

вид: «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

 

 

Дата проведения: 24 марта 2025 года

Место проведения: МБУК «Историко-культурный центр», этнографическая локация «Шацкая слободка».

Преподаватель: Кудинова Е.А.

Концертмейстер: Семенец С.В.

Тема занятия: Практикум по организации и проведению русских народных игр.

Тип занятия: нетрадиционный.

Форма урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений и навыков.

Вид занятия: практико-ориетированный урок

Цель: систематизация и закрепление предметных знаний, умений и навыков в области организации и проведения русских народных игр.

Задачи занятия:

Обучающие: обеспечить усвоение обучающимися знаний по дисциплине «Игровые технологии», а также закрепить навыки практической деятельности в области методики проведения народных игр, активизация познавательной активности обучающихся.

Развивающие: способствовать развитию творческой активности, умения слушать, памяти, развитию навыков коммуникации.

Воспитывающие: способствовать воспитанию дисциплинированности, формированию навыков коллективной работы, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Планируемые результаты: в ходе учебного занятия обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.1 Разработать и организовать социально-культурные проекты и программы.

ПК 1.2 Организовать культурно-просветительную деятельность.

ПК 1.3. Обеспечить дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.

ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.

ПК 1.5. Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.

ПК 2.5 Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.

ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.

Оборудование: веревка, 2 платка, платочек, ленточка, клубочки с нитками, петушки на палочке.

Время занятия: 2 учебных часа.

План занятия:

 

Организационный момент. (2 мин)

Повторение пройденного материала: прием вопрос-ответ. (5 мин)

Игра «Бабка». (5 мин)

Основной ход урока:

- сообщение темы занятия, постановка цели и задач урока. (2 мин)

- трансформация из преподавателя в Алену-хороводницу. (1 мин)

- Представление концертмейстера - гармониста. (1 мин)

- Построение обучающихся в круг. (2 мин)

- Игра на тактильный контакт «Обнимашки в хороводе» (5 мин)

- «Ручеек на выбывание». (5 мин)

- «Калечена Малечина». – 4 участника (5 мин)

- «Заря-заряница». (10 мин)

- «Аленушка – Иванушка» (5 мин)

- «Ивашка – синяя рубашка» - (10 мин.)

- «Рыбак и рыбки». (10 мин)

- «Платочек» (10 мин)

Рефлексия (5 мин)

Вручение призов – петушки на палочке (2 мин)

Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня в замечательный весенний день в преддверии праздника Всероссийский день работника культуры я пригласила вас на необычный урок – урок посиделки в горнице у наших друзей работников Историко-культурного центра. Наш урок пройдет в локации «Шацкая слободка».

На прошлом занятии мы изучили особенности русских народных игр, познакомились с основными звеньями игры и рассмотрели методику проведения народных игр.

Но прежде чем мы перейдем к практической деятельности, повторим изученный материал. Я вам задаю вопрос, вы отвечаете. Напоминаю, что у нас на уроке действует правило поднятой руки.

Проверка домашнего задания.

Вопрос - ответ.

- назовите синонимы понятию «народная» или «фолькорная игра» с точки зрения В. Даля? (забава, потеха, веселье)

- перечислите особенности русской народной игры (отражение менталитета людей, их традиций, быта, активный характер, связь с народными праздниками, наличие сатиры и юмора, простота игрового реквизита, сопровождение различными текстами, разнообразие площадок, демократичные и понятные правила, разновозрастной характер участников, высокий уровень популярности и распространённости).

- назовите звенья игры (подготовительное, основное, заключительное)

- перечислите названия русских народных игр, с которыми мы с вами познакомились на прошлом занятии («Ивашка –синяя рубашка», «Пустое место» «Платочек», «Маня – Ваня», «Бабки»)

Ответы обучающихся, оценка их работы

У вас было домашнее задание подобрать и выучить по 3 русские народные загадки для игры «Бабка». Напоминаю вам правила игры: играющие загадывают друг другу загадки, при этом загадка произносится вслух, а отгадывать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее.

Участник, не отгадавший три загадки, штрафуется: ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т. д.). Итак, 1-2-3, начало игры!

Проверка домашнего задания, игра «Бабка»

Подведение итогов

Ребята, как вы думаете, почему эта игра получила именно такое название?

Ответы обучающихся

Основной ход урока

Итак, переходим к непосредственно к основной части урока. Тема нашего сегодняшнего занятия «Практикум по организации и проведению русских народных игр». Сейчас я при помощи волшебного платочка из преподавателя специальных дисциплин Елены Анатольевны Кудиновой превращусь в Алену-хороводницу, и мы начнем наши забавы и потехи. А поможем нам поиграть и от души позабавиться наш веселый гармонист Сережа, он же Сергей Васильевич Семенец – большой молодец!

Преподаватель надевает платок

Добры молодцы, да красны девицы, приглашаю вас взяться за руки и сделать большой-большой круг! Так как большинство народных игр именно проводится в таком положении.

Звучит русская народная веселая музыка, обучающиеся образуют круг

На прошлом занятии мы с вами рассмотрели особенности фольклорных игр и изучили методику их организации и проведения. Сегодня мы с вами закрепим полученные знания, умения и навыки на практике.

И первая игра, в которую мы поиграем называется «Обнимашки в хороводе». Для этой игры нам нужно сделать 2 круга – внутренний и внешний. Под музыку внутренний круг двигается по часовой стрелке, а внешний – против. Помните, что мы в хороводе и идем красиво и плавно, как только перестает звучать музыка, а гармонист может в любой момент перестать играть, игроки из внутреннего круга поворачиваются к игрокам внешнего и обнимаются. Затем игра продолжается далее. Всем ясно? Итак, 1-2-3, музыка звучи!

Проведение игры «Обнимашки в хороводе»

А теперь я прошу вас образовать пары и выстроится друг за другом затылок в затылок. Думаю, вы догадались в какую русскую народную игру мы сейчас будем играть?

Ответы обучающихся

Правильно, игра называется «Ручеек». Все знаю правила проведения с детства. Но сегодня я их немного модернизировала. Пока звучит музыка мы двигаемся в «ручейке», но как только музыка прекратит звучать, все игроки опускают руки, кто оказался внутри «ручейка» выбывает из игры и садится на свое место. Победителем становится самая быстрая и шустрая пара. Давайте попробуем! 1-2-3, начало игры!

Проводится игра «Ручеек на выбывание», победители, как правило это 2 или 4 человека, становятся участниками следующей игры

Поздравляю вас, победители! Вы стали участниками следующей игры, она носит замысловатое название «Калечина-Малечина». В русских народных играх очень часто применяется реквизит. Для этой игры нам понадобятся деревянные палочки, они называются «малечины». Правила игры просты.

Объяснение правил (Приложение 1)

Проведение игры «Калечина-Малечина»

Засиделись мы, ребята, нам подвигаться бы надо! Приглашаю всех в круг, продолжаем дальше забавиться!

Обучающиеся образуют круг

Следующая игра называется «Заря-заряница» или «Пустое место», в ней тоже используется простой и доступный реквизит - ленточка. И особенность этой игры в том, что здесь имеет место быть закличка. Сейчас мы с вами разучим следующие слова:

Заря-заряница, красная девица

По полю ходила

Ключи обронила!

1-2-3! Беги!

Разучивание слов. Объяснение правил игры

Проведение игры «Заря-заряница» (Приложение 1)

Добры молодцы, ответьте мне, при помощи чего в игре мы выбираем водящего?

Ответ обучающихся

Правильно, при помощи считалки. У вас было задание выучить считалку. Сейчас как раз самое время применить ваши знания! Я при помощи считалки выберу того, кто посчитает и выберет Аленушку и Иванушку.

Выбираем обучающегося. При помощи считалки обучающийся выбирает Аленушку, Иванушку.

Алена-хороводница объясняет правила игры

Проводится игра «Аленушка-Иванушка» (Приложение 2)

Есть у меня еще одна игра с платочком, называется она «Ивашка – синяя рубашка». При помощи считалки мы выберем водящего, он и будет Ивашкой. Его задача будет проста, наощупь узнать одного из игроков, которого он выберет рандомно.

Выбор водящего, разучивание слов, объяснение правил (Приложение 2)

Проведение игры, подведение итогов

 

 

Следующая игра называется «Рыбак и рыбки». В этой игре нам тоже понадобится реквизит веревка с мешочком, наполненным песком. Сейчас выберем рыбака при помощи считалки.

Выбор водящего при помощи считалки

Слушаем внимательно правила и разучиваем слова.

Объяснение правил игры, разучивание слов

Проведение игры «Рыбак и рыбки» (Приложение 2)

Подведение итогов игры

Мы с вами знаем, что в народной игровой культуре очень много поцелуйных игр, мы с вами в них уже играли неоднократно на других занятиях. Сегодня я научу вас играть в новую поцелуйную хороводную игру «Платочек». Естественно, нам понадобится платочек и водящий. Слушаем внимательно правила.

Объяснение правил игры «Платочек» (Приложение 2)

Проведение игры

Итак, подводя итоги урока, мы можем сказать, что русские народные игры бесценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, а главное дарят радость.

4. Рефлексия.

И сейчас я предлагаю оценить наш сегодняшний урок, необычным способом, выбрав один из разноцветных клубочков. Красный клубочек – оценка отлично, желтый - хорошо, зеленый – удовлетворительно, черный – неудовлетворительно.

Мониторинг настроения обучающихся, оценка урока, беседа о том, какая игра больше всего понравилась и почему

Вижу, что в целом у всех оценка положительная. Я вас благодарю за работу на уроке, получаете отличные оценки, вы все молодцы! А кто у нас молодец, тот получает леденец!

Вручение призов - петушки на палочке (5 мин)

5. Домашнее задание

Я вновь трансформируюсь из Алены-хороводницы в Елену Анатольевну и прошу вас записать домашнее задание к следующему уроку.

Вам необходимо записать в рабочую тетрадь фольклорные игры, в которые мы сегодня играли. Правила игры, которая вам понравилась больше всего, описать.

Также к следующему уроку нужно подобрать русскую народную игру, разучить ее, если нужно подобрать реквизит и уметь провести ее на своих сокурсниках.

На этом наш урок окончен, до свидания, ребята!

 

 

Приложения

Приложение 1

«Калечина-малечина»

Участники игры выбирают по жребию или по считалке «малечину», то есть игрока, который берёт заранее приготовленную палочку с заострённым концом, ставит её на кончик указательного пальца или на ладонь.

Придерживая её другой рукой, говорит заветные слова, обращаясь к малечине:

Калечина –малечина,

Сколько часов до вечера?

После этого он старается как можно дольше продержать палочку в вертикальном положении. С этого момента, другие участники ведут счет. Если палочка потеряет равновесие, малечиной становится другой игрок, тоже выбранный по жребию. Выигрывает тот из участников игры, кто дольше всех продержит палочку.

«Калечина –малечина» -очень старинная славянская игра, она позволяет проводить состязания, может использоваться во всевозможных эстафетах. Эта игра развивает координацию движений, умение концентрировать внимание, ловкость, выдержку, чувство соперничества. Участники могли усложнять правила, и удерживали калечину-малечину на локте, колене и даже на мыске ноги

 

Подвижная игра «Заря - заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Приложение 2

 

«Аленушка и Иванушка»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, Иванушке завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать её: «Алёнушка, ты где?». Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята, и игра начинается сначала. У Аленушки может быть в руках колокольчик, для сложности.

«Ивашка-синяя рубашка»

Выбирают по считалке Ивашку. Он стоит в центре круга, ему завязывают глаза. (Ведущий может его покружить.) Все стоящие идут по кругу со словами: Ивашка, Ивашка, синяя рубашка! Руки, ноги обыщи и по имени скажи! 1-2-3!

Ритмично произносим слова хором, или припеваем простым напевом. Как только песня закончилась, хоровод останавливается. Ивашка вытягивает руки, идёт вперёд и ищет, на кого-то наткнётся. Найдя человека, пытается на ощупь отгадать, кого поймал. Если отгадал, пойманный становится Ивашкой. Если нет- "Ивашка" ещё раз водит.

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, становится новым водящим.

«Платочек»

Все стоят в хороводе. В центр выходит парень с платком. Выбирает девицу которая ему понравилась и накидывает ей платок на плечо. Девица выходит в круг и начинает плясать с платочком, но так, чтобы парень не смог выхватить платочек из рук девицы. Парень в свою очередь обходительно пляшет перед девицей, показывает свою удаль и манеры, но при этом же старается девицу отвлечь и внезапно выхватить платочек. Если парень смог это сделать, то девица его целует в щёчку, ну или послаще.

Получив поцелуй, парень встаёт в хоровод, а девице черёд передать платочек следующему "водящему". Она подкидывает высоко вверх платок, а парни срываются с места и ловят его. Если никто не поймал, то в наказание за халатность парни отжимаются (для начала раз 30 будет достаточно). А если парень поймал платочек, то он начинает игру сначала. Идет выбирать себе девицу.

 

 

12

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.