Методические рекомендации по проведению игр народных календарных праздников
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методические рекомендации
по проведению игр народных календарных праздников
Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна,
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2020
Пояснительная записка
Игра является естественным спутником жизни ребёнка и имеет особое, исключительное значение в его развитии и воспитании. Игра для детей - важный способ познания и обучения: приучает к общению между собой, взаимным услугам, возбуждению соревнования, взаимной критики, признанию достоинств и недостатков. Игры являются незаменимой школой физического, умственного и нравственного воспитания.
Последние годы возрос интерес к народной культуре, в образовательных учреждениях всё чаще стали проводить народные праздники, знакомя с ними детей. Каждый народный праздник – это свои обряды, песни, игры.
Актуальность данных методических рекомендаций подтверждается особым вниманием государства и педагогического сообщества к патриотическому воспитанию, которое не должно сводиться только к военно-гражданскому, но должно использовать ресурсы народной истории и культуры.
Новизна представленного материала заключается в охвате «народного календаря» русских праздников наших предков. Особенность данной разработки – все игры музыкальные (есть нотное приложение) из репертуара образцового коллектива фольклорного ансамбля «Толока».
Данные методические рекомендации помогут организаторам народных праздников подобрать игры, которые соответствуют выбранному сезонному празднику.
Методические советы на подготовительный период.
При подготовке к проведению народного праздника необходимо предусмотреть и продумать место проведения праздника, количество участников и их возраст. Предлагаемые игры предпочтительно проводить в просторном помещении, оптимальное количество участников в игре – 15 -25 человек, возраст – 5-12 лет.
Организация работы по патриотическому воспитанию средствами традиционной народной культуры требует достаточно большой подготовки:
организация культурно-предметной среды (хотя бы минимально: повесить рушники, домотканые дорожки, сделать солнышко – карусель и т.п.);
если нет ресурса фольклорного ансамбля, то группе организаторов необходимо заранее разучить песни и игры;
желательно, чтобы основные действующие лица были одеты в русские традиционные костюмы, или использовали элементы костюма (головные уборы, шали, кушаки, пояса и др.);
обязательно нужно продумать, как будет создаваться эмоциональный настрой на народный праздник: художественное и музыкальное оформление, пригласительные афиши или работа скоморохов-зазывал и т.п. Подберите побольше задорных, веселых народных песен, если есть возможность – пригласите баяниста.
Методические рекомендации на период проведения
Проводя занятия, направленные на изучение народной культуры, необходимо обязательно подчеркивать связь темы занятия с народным календарем, связанным с сезонными работами наших предков. Для этого необходимо проводить в начале занятия или мероприятия небольшую беседу, желательно, диалогового характера, чтобы дети не только слушали, но и пытались вспомнить, а какие примеры существования народных традиций существуют до сих пор. Возможно, в их семьях используют русские народные прибаутки, потешки, поют песни. Важно подчеркивать связь истории и современности, говорить о необходимости продолжения культурных традиций.
При проведении русских народных праздников необходимо учитывать возрастные особенности детей. Если мероприятие проводится в помещении, то продолжительность праздника не должна превышать 45-60 минут, на улице действие может длиться до 2 часов.
Следите, чтобы проведение праздника было действительно народным, т.е. чтобы все побывали в роли не только наблюдающих за интересным действием, а проявили себя в различных интерактивных ритуально-игровых действиях: театрализованном представлении (не только заранее подготовленном, но и, например, экспромтном), играх и конкурсах, хороводах, мастер-классах. Не забудьте о ярком, объединяющем всех, финале.
Народные игры.
I Осенние праздники.
Осенние календарные праздники начинаются с праздника Семеона-летопроводца, который празднуют 1 сентября по-старому, 14 сентября по новому стилю, а заканчиваются Кузьминками, которые празднуют 14 ноября. Если в начале осени игры и хороводы играли на улице, то с наступлением холодов веселье переносилось в помещение. Главной темой осенних игр и песен были уборка урожая и свадьба.
"Капуста"
Играющие становятся в большой круг, в середину становится ведущий, "сторож", вокруг него раскладывают различные предметы (например, деревянные ложки или игрушки). После окончания песни, играющие стараются схватить какой-нибудь предмет, а "сторож" ловит "воришку". Кого ведущий коснется рукой, тот становится "сторожем".
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли, в огород не прибегали,
Волк и лисица, бобер и куница, зайка усатый, медведь толстопятый.
Я на ка - муш-ке си-жу. Мел - ки ко-лыш-ки те-шу.
Прянишна доска.
Участники садятся на лавку или стулья, поставленные в ряд. Водящий ходит перед лавкой. После окончания песни, водящий трогает кого-нибудь их игроков за колено, и они бегут вокруг лавки в разные стороны - кто первый сядет на свободное место. Кто не успел, становится водящим.
Прянишна доска, с целого пенька,
С целого пенька сбрось-ка паренька.
Пря-нич-на дос-ка,с це- ло- го пень-ка.
II Зимние Святки.
Зимние Святки - это три зимних праздника: Рождество, Новый год (Васильев день) и Крещенье. Игр на Святки было множество. Особенно распространены были игры с козой и с колечком или "золотом".
"К нам коза пришла"
Двое играющих делают ворота, через которые остальные участники проходят, взявшись за руки. На словах песни: «…а самого маленького оставили», ворота закрываются, ловя кого-нибудь. Кто пойман, присоединяется к стоящим в воротах, образуя круг. Игра продолжается, теперь участники проходят во все образовавшиеся ворота.
К нам коза пришла, Коляду привела,
По за каменью, по за раменью,
Сама прошла, всех детей провела.
А самого маленького оставила (говорком)
Ключик.
Играющие сидят в ряд, сложив руки вместе. Пока поется песня, водящий обходит всех играющих и одному из них незаметно кладет ключик. После слов: "Ключик, быстренько вставай и замочек открывай!", игрок, у которого находится ключик, должен выскочить к водящему. Зада остальных играющих - помешать ему.
Я по горенке иду, ключик золотой несу,
Кто же, кто же угадал, куда ключик мой упал.
Ключик, быстренько вставай и замочек открывай.
Ш Масленица.
Игры на масленичной неделе проводились на улице. Как правило, это были подвижные игры, игры соревновательного характера, слова при этом часто не пели, а говорили речитативом.
Звонарь и жмурка.
Играющие становятся в круг, в центре двое ведущих - звонарь с колокольчиком и жмурки с завязанными глазами. Задача жмурки поймать звонаря, задача звонаря – всегда звенеть в колокольчик и убегать от жмурок. Игра начинается после того, как все дружно скажут слова: " Дили-дон, дили-дон, отгадай откуда звон"
Горелки.
Самая популярная народная игра. Как правило все дети знают слова этой игры. Вариантов игры "Горелки" много, вот один: играющие становятся парами взявшись за руки (как в ручеёк), водящий - горелка – стоит впереди всех с платком в вытянутой вперёд руке.
После окончания песни, игроки последней пары, разорвав руки, бегут, каждый по своей стороне. Кто первый возьмет платок, будет горелкой, второй игрок вместе с предыдущим горелкой становятся первой парой.
IV Встреча Весны.
Весенние праздники и обряды начинались в марте, в дни весеннего равноденствия, продолжались в апреле, заканчивались в мае. Все ритуальные действия совершались для того, чтобы весна пришла быстрее. Игры проводились на свежем воздухе: на улице, во дворе.
"В небе жаворонок пел"
Играющие становятся в круг, водящий ходит за кругом с колокольчиком в руке. После окончания песни водящий кладёт колокольчик между двумя играющими, которые говорят слова: "Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год", и бегут по кругу в разные стороны – кто первый возьмет колокольчик, тот становится водящим.
"По дубочку постучишь"
Играющие становятся парами и двигаются по кругу с песней. В центре стоит водящий и показывает руками то, о чем поют: машет руками, показывает хохолок и т.п., все повторяют движения водящего. После окончания песни, все должны быстро поменяться парами, а водящий выбрать себе пару. Кто останется без пары, становится водящим.
Методические рекомендации на период подведения итогов
Для того, чтобы дети воспринимали народные праздники как часть не только истории, но и существенную часть культуры и гражданского самосознания современного жителя России, необходимо подвести итоги мероприятия или годичного цикла направленных занятий и праздников, чтобы закрепить в сознании участников народную мудрость: «Умрет традиция – умрет народ». Конечно, делать это надо, не насаждая этот вывод, а выстраивая беседу так, чтобы дети сами сделали такое логическое заключение.
Если позволяет формат мероприятия, не лишним будет провести рефлексию, что понравилось, что не очень, в каких играх, конкурсах принимать участие было интереснее, познавательнее конкретно для каждого ребенка. Необходимо и при подведении итогов прослеживать связь с современностью: обсудить, как именно ребята будут соблюдать народные традиции, о чем расскажут своим сверстникам, а может, и своим детям в будущем.
Список литературы
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. – С-Пб., 1994.
Потешки. Считалки. Небылицы. – М.: Современник, 1989.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М. Просвещение, 1995.
Горбункова Ольга Ивановна
Кузнецова Татьяна Викторовна