Конспект в подготовительной группе «Права ребенка»
Вы
Конспект «Права ребенка»
в подготовительной группе.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цели: Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Формировать представление о собственных правах.
Задачи: Знакомить детей с основными правами и обязанностями,
Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;
Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;
Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.
Ход занятия:
Все берутся за руки и проговаривают:
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
- Сегодня мы с вами обсудим серьезную тему: «Права ребенка».
Но сначала давайте проговорим правило:
Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И красиво мы сидим.
Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги) А вы знаете, какие права есть у детей?
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей. Дети называют основные права детей: право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.)
1часть. Право на имя.
- Ребята, отгадайте загадку:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
-Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека.
Воспитатель показывает свидетельство о рождении.
-Ребята, что это за документ? (ответы детей). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).
Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.
Игра «Назови ласково»
(дети сидя на стульчиках передают по кругу мяч, называя ласково друг друга).
- А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия – родная, Виктор – победитель.
Давайте вспомним имена сказочных героев, и вместе попробуем объяснить, почему их так назвали?
Незнайка (он ничего не знает);
Корова Бурёнка (коричневая, бурая);
Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:
Девочка белая как снег (Белоснежка);
Девочка с синими глазами (Синеглазка);
Очень тихий человек (Тихоня);
Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
Мальчик, который много знает (Знайка);
Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
Девочка из снега (Снегурочка);
Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
– Замечательно всё объяснили.
А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает: а вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей)
Хочу вас попросить сделать домашнее задание, кто не знает, спросите у своих родителей, что означает ваше имя.
2 часть. Право на семью.
- А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (воспитатель показывает на стенде картинку право на семью). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.
Семья- это радость, тепло и уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – там, где верят, желают добра.
Семья – там, где любят и ценят тебя.
Семья – это люди. Семья – это дом.
Семья – это мир, обогретый теплом.
Семья – это счастье. Семья – это свет.
Дороже семьи ничего в жизни нет.
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап? (дети называют мам и пап).
Физкультминутка
Этот пальчик - бабушка, (загнуть большой палец)
Этот пальчик-дедушка, (указательный)
Этот пальчик-мама, (средний)
Этот пальчик-папа, (безымянный)
Этот пальчик - я (мизинец)
Все мы дружная семья! (все пальцы 4р)
- Семья – это главное в жизни человека.
Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
3 часть Право на медицинское обслуживание
- Что означает право на медицинское обслуживание?
(когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»
Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.
Физминутка «Буратино».
4 часть. Право на жилье.
Показ игрушечного домика.
- Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).
- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?
-вытирай ноги, входя в дом;
- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;
- не пиши и не черти на стенах;
- не играй и не шуми на лестнице;
- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.
- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
5 часть. Итог
Ребята, давайте вспомним, о каких правах детей мы сегодня с вами поговорили.
Рассмотрим картинку о правах ребенка.
стихотворение
Каждый ребёнок право имеет
Лечиться в больнице, если болеет,
Право на питание, на образование,
Право на внимание, на место проживания,
Право имеет на имя красивое,
На радость, на счастье, на детство счастливое.
-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.
До свидания!