12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паткина Тамара Николаевна202
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
5

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника

План учебного занятия

Преподаватель:

Время проведения:

Аудитория:

Дисциплина: ОБЖ

Тема занятия: Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений.

Форма занятия: эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы

Методы проведения: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, самостоятельная работа в группах, тестирование.

Цели занятия: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии, изучить общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при угрозе совершения террористического акта. Разобрать алгоритм безопасного поведения при возникновении конкретных угроз совершения террористического акта.

.

Задачи:

Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.

Развивающие: развитие у студентов самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации; формирование правильного отношения к личной безопасности.

Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

– сформировать умение характеризовать роль терроризма в современном мире;
– сформировать умение объяснять правила безопасного поведения при различных ситуациях, связанных с проявлением  терроризма; развивать умение правильно оценивать опасность различных ситуаций; 
– сформировать умение правильно оценивать опасность различных ситуаций и находить адекватные  пути спасения.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, выработать на этой базе методологические основы формирования у учащихся системы антитеррористического поведения.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с преподавателем, выполнение продуктивных заданий).

Сформировать умение владеть смысловым чтением (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей и умение быстро находить безопасные пути решения проблем.

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Методические приёмы: возбуждение интереса к теме, доступность изложения, связь с жизнью, концентрация внимания на главном, сочетание слов с наглядностью, активизация логического мышления, проверка понимания нового материала

Технологии обучения: технологии развития критического мышления.

Методы: наглядные, словесные.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и основные источники информации:

технические средства: мультимедиа;

наглядные средства: учебный фильм, презентация;

раздаточный материал: текст «Формы размножения организмов», шаблоны таблиц, оценочный лис группы.

Прогнозируемый результат: студенты должны знать о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; уметь оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях.

Во время урока осуществляется смена видов деятельности с целью здоровьесбережения студентов.

Базовые понятия и термины: терроризм, террористы, безопасность, вербовка.

Список использованной литературы:

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015Кулев, А.В. Общая биология. 11 класс: методическое пособие. - С- Петербург: Паритет, 2001.

Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям./ Под ред. Воробьёва Ю.Л. М.: Издательство АСТ – ЛТД, 2013.







План занятия

Этапы занятия

Методы, приёмы

Продолжительность

занятия

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности студентов к занятию. Создание положительного эмоционального фона

5 мин

2. Мотивация познавательной деятельности студентов

Подведение студентов к формулированию темы и цели занятия.

5 мин

3.Актуализация опорных знаний

Определение уровня знаний студентов по изучаемому вопросу. Построение ассоциативного ряда.

10 мин

4.Изучение нового материала

Напоминание правил самостоятельной работы с текстом. Просмотр фильма. Самостоятельная работа студентов по заданиям, ведут краткие записи в тетради, выстраивают схему, отвечают и обсуждают.

30 мин

5.Закрепление нового материала

Систематизация полученных знаний, отвечают на вопросы. Заполнение кластера.

10 мин

6.Формирование практических умений

Практическое применение полученных знаний. Решают ситуационные задачи.

10 мин

7. Рефлексия

Возвращение к первоначальным записям, внесение изменений, дополнений. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний. Ответы на вопросы.

5 мин

8. Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания

2 мин

9. Подведение итогов урока

Подведение итогов. Выставление оценок

3 мин


Ход занятия.


Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.  Тема нашего занятия будет посвящена довольно острой проблеме современности и очень важной для жизни каждого человека. Для более продуктивной работы давайте разделимся на группы (четыре группы).

3 кружка (красный, желтый, зеленый).

 

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1- Для того, чтобы сформулировать тему занятия, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. 
Преподаватель выслушивает предположения студентов, формулировка фиксируется на доске.

Просмотр фрагмента антитеррористического мультфильма «Антитеррор» 
Слайд №1
Показ слайдов №2,3,4

Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия).

II. Совместное открытие знаний

Терроризм и безопасность человека
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о терроризме и его проявлениях в нашей жизни? 
Учитель фиксирует на доске понятия, названные студентами, комментирует их связь с данной темой. Обучающиеся отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем». 
– Что  такое терроризм? (Жизненный опыт.) 
– Какие чувства вызывают у нас действия эти события? (жизненный опыт).         
– Можно ли как-то бороться с этими страшными явлениями современной жизни?

1. С проявлениями терроризма благодаря средствам массовой информации мы с вами, к сожалению, знакомы.  Что означает само слово «терроризм»? 
2. Какие виды терроризма  существуют?
3.В каких местах чаще всего могут произойти такие трагические события?
4. Работа с информационным материалом по группам. (Самостоятельный поиск информации в предложенном печатном материале).

Подведение итогов изучения темы. Устное воспроизведение учащимися групп ответов на проблемные вопросы, сопровождающееся немых слайдов.
Выражение решения в виде схемы.
Терроризм формирует у людей стойкое чувство страха, опасности и незащищенности, приводит к массовым человеческим жертвам, уничтожению духовных и материальных ценностей, провоцирует конфликты и войны. И, конечно, такое ужасное явление должно быть наказано.

Выступление студентов по теме

Слайды №5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатный информационный материал Приложения 1,2,3

 

 

 

 

Демонстрация немых слайдов-подсказок.
Слайды №7,8

Личностные УУД
1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия различных жизненных ситуаций.
2. Формирование умения владеть смысловым чтением.
3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

III.Физминутка


 

 

IV. Самостоятельное применение знаний. Рефлексия (3 мин)

А, теперь, проверим вашу бдительность. Скажите, когда вы зашли в аудиторию, заметили ли что-то странное, необычное? (пакет, натянутая нить) Ваши действия.

 


Регулятивные УУД
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

V. Итог урока

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).
Домашнее задание: (на выбор)
Нарисовать рисунок «Терроризму – нет!» 
Написать мини-сочинение «Терроризм – реальное зло». Составить буклет-памятку «Правило безопасного поведения

Слайд №10

 

















ХОД УРОКА


I. Организационный момент

Создание положительного эмоционального фона.

Преподаватель: Как удивителен и многообразен мир, окружающий человека. Яркие краски жизни, пение птиц, шелест листвы, запахи трав – веками сопровождают человека. Жизнь, прекрасна и ничего дороже нет на свете!

II. Мотивация познавательной деятельности студентов

Преподаватель: Однако, на планете Земля - неспокойно. Над ней нависла страшная и жестокая беда-терроризм. Внимание на экран. (просмотр ролика-мульфильма)

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

- Кто этот плохой человек? (террорист)

- Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Преподаватель: какой же теме будет посвящено наше занятие, и какова его цель?

(студенты формулируют тему и цель)

Итак, запишите тему занятия.


- Что такое «терроризм»? Я предлагаю проверить свои силы в определении понятия «терроризм». Работа будет организованна в группах. Группам определено задание, которое находится на столах. Задание состоит из слов, правильно расположив которые, вы сможете дать определение «терроризму». Задание записывается перед ответом. На работу отводится 1-2 минуты. Готовый ответ записывается в карточки.

Работа в группах,

– Сравните свой вариант ответа с правильным.

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершенно в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

– Итак, проблема состоит в том, что терроризм всегда застаёт врасплох. Безопасность зависит от нас самих. Полиция может помочь, но стоять за спиной у каждого из нас она не в силах. Что делать, чтобы этого не произошло? Что делать, если это уже произошло?

На сегодняшнем занятии вы все – эксперты, а точнее группы экспертов, которые будут работать над определенным направлением темы. Ваша специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и потому, сегодня вашей задачей будет смоделировать безопасное поведение человека при террористических угрозах. Мы не можем предотвратить теракт собственноручно, но избежать участия в нем вполне реально. О том, какие действия нужно предпринимать, чтобы выжить в опасной ситуации, обсудим за круглым столом «Терроризм и безопасность человека».

4. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

– Для того, чтобы выжить в такой ситуации, необходимо знать содержание терроризма, виды терроризма, уметь правильно действовать, как для предотвращения террористических акций, так и при них.

Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Познакомиться с историей этого страшного проявления в обществе нам пожжет группа «историков»

Выступает группа учащихся “Историки”.

Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

Преподаватель: В чем же сущность терроризма?

На этот вопрос нам ответят ребята из группы “Политологи”.

Выступление группы учащихся “Политологи”.

Терроризм (от латинского TERROR – страх, ужас) – насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнения международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств и корпораций.

Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.

Типы современного терроризма:

Националистический

Религиозный

Политический

-Три стороны конфликта террористической акции: (слайд 7)

Те, кто совершает теракт (террористы)

Непосредственные жертвы акции

Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом

-Террористическая деятельность включает следующие действия: (слайд 8)

Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции.

Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях.

Организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции.

Вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

Финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

В арсенале террористов находятся следующие методы:

взрывы объектов, магазинов, мероприятий, зданий, транспорта, мостов.
– захват заложников;
– стрельба и убийства людей;
– поджоги;
– отравления;
– эпидемии;
– техногенные катастрофы;
– угрозы осуществления теракта, которые не несут материальных и человеческих жертв, а служат массовому устрашению.

Преподаватель: В нашей стране Государственной Думой 3 июля 1998 года принят и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» (слайд 33)

Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют (рассмотреть по плакату):

Конституция Российской Федерации;

общепризнанные принципы и нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму»,

«О противодействии экстремистской деятельности»;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

Концепция внешней политики Российской Федерации;

Военная доктрина Российской Федерации;

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;

нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Преподаватель обобщает: Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой преступников.

Преподаватель: А какова современная статистика терроризма?

Слово передаем группе “Статисты”.

Выступление группы учащихся “Статисты”.

(показ статистических слайдов через компьютер)

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.

6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.

Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:

12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;

5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;

5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.

9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)

2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.

Информация на слайде:



Преподаватель: Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. Сегодня терроризм – это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе.

Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Терроризм превратился в прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым рынком труда (наемники) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и т. д.)

Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, нам помогут ответить «Эксперты».

Выступление группы «Экспертов».

Преподаватель: Я хочу обратить ваше внимание на еще одно проявление терроризма – вербовку населения. При просмотре следующего фрагмента ответьте на вопрос, какие изменения происходят с человеком, оказавшихся под влиянием террористических группировок.

5. Закрепление нового материала.

Заполнение кластера.

6.Формирование практических умений

Практическое задание (по группам) (10 минут):

Студентам предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действия.

Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.

Преподаватель в ходе ответов дает оценку, комментирует ответы студентов, сообщает правильный ответ.


7. Рефлексия

А, теперь, проверим вашу бдительность. Скажите, когда вы зашли в аудиторию, заметили ли что-то странное, необычное? (пакет, натянутая нить) Ваши действия.

8. Домашнее задание

Итог урока

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

Вывод: успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спец.подразделения о замеченных признаках возможного теракта.


Домашнее задание: (на выбор)
Нарисовать рисунок «Терроризму – нет!» 
Написать мини-сочинение «Терроризм – реальное зло». Составить буклет-памятку «Правило безопасного поведения

Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих фак­торов, поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место, опи­раясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.

Оценки за работу на уроке учащимся.


17


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.