Правила безопасной технической эксплуатации шахтных и вращающихся печей
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования Воронежской области
«Семилукский государственный технико-экономический колледж»
Методическая разработка
«Правила безопасной технической эксплуатации шахтных и вращающихся печей. Охрана окружающей среды и техника безопасности при обслуживании шахтных и вращающихся печей.
Сравнительная характеристика шахтных и вращающихся печей.»
(для обучающихся очного отделения специальности 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий)
Выполнила :
Преподаватель Калухина Н.И.
СЕМИЛУКИ
2016
Правила безопасной технической эксплуатации шахтных и вращающихся печей. Охрана окружающей среды и техника безопасности при обслуживании шахтных и вращающихся печей.
Сравнительная характеристика шахтных и вращающихся печей.
Цели
Образовательные
Повторить и углубленно изучить технические характеристики шахтных и вращающихся печей по следующим вопросам:
- назначение печи, достоинства и недостатки
-устройство и режим работы
- футеровка печи
-совершенствование конструкции печи
-техника безопасности
-охрана окружающей среды
В ходе их сравнения изучить подробно вопросы ТБ и охраны окружающей среды, а также глубоко проработать знания подбора футеровочных материалов, процессы теплообмена и влагообмена.
Воспитательные :
Воспитать чувство ответственности за порученное дело, чувство исполнительности, коммуникабельности, умение слышать оппонента, любовь к профессии, умение работать в команде и нести ответственность за полученный результат.
Развивающие: развить умение анализировать, делать выводы, найти самостоятельно необходимую информацию, сопоставлять знания смежных дисциплин и профессиональных модулей.
Сформировать профессиональные компетенции
ПК 2.1 Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 11 Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности
Оснащение урока: мультимедийный проектор, электронная презентация «шахтные и вращающиеся печи», модели шахтной и вращающейся печей, чертежи вращающейся печи с конвейерным кальцинатором, шахтной печи для обжига извести, для обжига глины, раздаточный материал: «Проспект шахтной печи», «Проспект вращающейся печи», литературная выставка книг и журналов, рефераты сообщения.
План
1. Организационный момент 5 мин
2. Дискуссия 80 мин.
-повторение изученного материала 35 мин
- углубленное изучение пройденного материала 10мин
-изучение нового материала 30 мин
3. Подведение итогов 5 мин.
4. Домашнее задание 5 мин.
1. Организационный момент 5 мин
Сегодня на занятии нам предстоит повторить, обобщить знания по устройству и работе шахтных и вращающихся печей. В ходе дискуссии углубленно проработать особенности работы тепловых агрегатов. Рассмотреть предложенные приемы совершенствования конструкции и футеровки тепловых агрегатов. Изучить ТБ и охрану окружающей среды.
Занятие пройдет в виде соревнования между командами, бригадиры которых заранее получили задание на семинар и распределили ответственных за выполнение.
В ходе занятия ведется учет правильных ответов и по итогам занятия будут подведены итоги у каждого индивидуально и в целом по бригаде.
Бригада по «Шахтным печам»
Бригада по «Вращающимся печам»
Проблема: Технически выгодно и аргументированно предложить указанный тепловой агрегат.
1. Назначение теплового агрегата. Достоинства и недостатки 3мин*2=6мин
2. Устройство и работа печи 7*2=14 мин
3. «Коварный вопрос!» 20 мин
4. Совершенствование конструкции. Последние достижения. 5мин*2=10 мин
5. Техника безопасности 5*2=10 мин
6. Охрана окружающей среды. 5*2=10 мин
7. Резюме. 5*2=10 мин
1 шахтные печи |
баллы |
2 вращающиеся печи |
|
1.Назначение. Достоинства и недостатки |
|||
2.Устройство и работа печи |
|||
3.«Коварный вопрос!» |
|||
4.Последние достижения. |
|||
5.Техника безопасности |
|||
6.Охрана окружающей среды. |
|||
7. Резюме. |
3. Подведение итогов 5 мин.
4. Домашнее задание 5 мин.
Самоанализ
Главная цель семинарских занятий – обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
На семинарах решаются следующие педагогические задачи:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях:
- овладение языком соответствующей науки;
- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы.
По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:
- углубл енному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;
- отработке методологии и методических приемов познания;
- выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;
- приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;
- выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;
-
осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.
Проведение семинарского занятия ставило целью углубленного изучения вопросов устройства и принципа работы шахтных и вращающихся печей, подбора футеровочных материалов, совершенствования конструкции печи.
Соревновательная форма семинарского занятия позволила интересно и увлекательно проработать указанные вопросы.
Предварительно перед занятием группа была разделена на две бригады и выбраны бригадиры. Обозначена проблема семинара: Технически выгодно и аргументированно предложить к установке на предприятии указанный тепловой агрегат.
Бригадирам указан план проведения занятия и выдан перечень рассматриваемых вопросов:
1. Назначение теплового агрегата. Достоинства и недостатки 3мин*2=6мин
2. Устройство и работа печи 7*2=14 мин
3. «Коварный вопрос!» 20 мин
4. Совершенствование конструкции. Последние достижения. 5мин*2=10 мин
5. Техника безопасности 5*2=10 мин
6. Охрана окружающей среды. 5*2=10 мин
7. Резюме. 5*2=10 мин
Каждый из бригадиров, скоординировал работу в группе таким образом, чтобы вся бригада принимала активное участие в работе. Элемент соревновательности подогревал интерес занятия.
Проводился учет участия каждого обучающегося и бригады в целом в работе – рейтинговая система.
В результате занятия были подробно проработаны рассматриваемые вопросы. Предложены приемы совершенствования конструкций печей, выбора футеровочных материалов, а также изучена техника безопасности и охрана окружающей среды.
Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания . Так например, в ходе занятия бригада по шахтным печам предложила способ по совершенствованию шахтной печи, а именно, систему автоматического регулирования работы шахтной печи, обеспечивающей равномерный обжиг. То есть основной недостаток работы шахтной печи – неравномерный обжиг – перестает быть недостатком и обучающиеся решили эту проблему! Даже само углубление знаний, движение мысли от - сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям обучающихся осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Каждый бригадир старался организовать работу бригады таким образом, чтобы участие принимали все члены команды, даже самые «слабые». Была организована самостоятельная работа обучающихся, и каждый нес ответственность за свою часть подготовительной работы.
Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы обучающихся, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям.
Контроль осуществлялся как за работой каждого обучающегося, так и работой бригады в целом.
ФИО |
Назначение , достоинства, недостатки |
Устройство, режим работы |
«Коварный вопрос!» |
Совершенствование конструкции |
ТБ и охрана окружающей среды |
резюме |
Лавлинский |
||||||
Кретинина |
||||||
Григорьева |
||||||
Итого за конкурс |
||||||
Захарова |
||||||
Юникова |
||||||
Платонова |
||||||
Итого за конкурс |
Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общения начинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация обучающихся на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. По итогам занятия , сделан полный обзор студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них обучающихся. Сформирована стартовая площадка для участия обучающихся в студенческой научно-практической конференции «Ступени в будущее».