В «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) и документах Министерства образования России в основу педагогического процесса положены идеи гуманистической педагогики.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. В «Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании»1 указано, что «к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая, необоснованная критика» и т.п. Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше «проблемных» детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) — по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо-эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется (исследования И.Н Едаковой)
Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли только 28%. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям ничего не известно.
Не менее 68% родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение к государству, чуть более половины — 57% — относят этот документ и к себе и менее половины — 45,7% — к детскому саду. Только единичные родители понимают, что данный документ имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребенка!
Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей — 54% — понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Вместе с тем, согласно статье 156 Уголовного Кодекса РФ запирание ребенка одного на длительное время квалифицируется как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
85,7% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем, 74,3% допускают шлепок по попе и 31% — использование ремня как вид наказания в практике собственного родительского поведения.
Исследование психологической грамотности родителей показало, что 85,7% родителей понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. При этом указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% предполагают, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм; некоторые указывают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми — «неуважению унижающего», потере доверия.
Между тем было установлено, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили о том, что считают телесные и иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной работы с детьми на основе взаимного уважения.
Таким образом, даже в обычной, нормальной российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на детей.
Работа детского сада по разъяснению прав и обязанностей родителей должна включать в себя три взаимосвязанных направления.
Первое направление предполагает проведение работы по ознакомлению воспитателей дошкольных образовательных учреждений с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.
Второе направление должно быть посвящено организации практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.
Третье направление включает работу воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Заведующая
• выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей;
• формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению;
• планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива;
• осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых;
• проводит специальную работу по просвещению общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.
Методист или старший воспитатель
• способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации;
• организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения;
• создает условия для распространения опыта воспитателей;
• участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.
Психолог — организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Психолог
• проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных;
• осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями;
• обучает педагогов.
Педагог — главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого обращения в семье. Педагог
• осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями;
• ориентирует, просвещает и далее контролирует родителей.
Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.
К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Формы жестокого обращения с детьми
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) — это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке бывает непредумышленным. Его причиной может быть болезнь, безработица, хроническая бедность, неопытность родителей или их невежество, а также стихийные бедствия или социальные потрясения.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех,
• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы
безработица, постоянные финансовые трудности,
постоянные супружеские конфликты,
статус беженцев, вынужденных переселенцев,
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции,
нежеланный ребенок,
умственные или физические недостатки ребенка,
«трудный» ребенок