12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Анесова Алия Уразгалиевна76
Россия, Саратовская обл., Александров-Гай

"Правонарушения и их характеристика"

Сценарий урока права 10 класса

 

Работа 

Анесовой Алии Уразгалиевны,

учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ №1 с. Александров- Гай Саратовской области

 

г. Саратов, 23 декабря 2016 года.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Тема: «Правонарушения и их характеристика»

Базовый учебник: Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 200 с.

Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.

Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.

План: 1. Мотивация. Актуальность темы.

2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?

3. Понятие и признаки правонарушения.

4. Состав правонарушения и его элементы.

5. Виды правонарушений.

6. Для чего нужны знания о правонарушениях?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура и ход урока:

Мотивация. Актуальность темы.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении. Вы все красиво одеты, сыты. У вас есть родители, которые о вас заботятся. Но ведь и в наше время так бывает не всегда. Послушайте музыкальную композицию (песня из фильма «Генералы песчаных карьеров») и подумайте, кто бы мог спеть такую песню? (беспризорники, брошенные дети)

Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)

Беседа с элементами дискуссии.

За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. Итак, тема нашего урока: «Правонарушения и их характеристика».

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)

Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?

Записываем число и тему урока «Правонарушения и их характеристика». (Слайд №1.)

Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.

Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – правонарушение. Задание: попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение» и запишите его в тетрадь. Сравните его с определением, данным в учебнике. Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)

Признаки правонарушения: (Слайд №4)

1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)

2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)

3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.

4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).

4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.

Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)

Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.

*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.

5. Виды правонарушений.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

• преступление

• проступок

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Запишите их в тетрадь. Слайд

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд

*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.

6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.

7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия. Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.

На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).

*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.

Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.