Сценарий урока права в 10 классе «Правонарушения и их характеристика»
"Правонарушения и их характеристика"
Сценарий урока права 10 класса
Работа
Анесовой Алии Уразгалиевны,
учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ №1 с. Александров- Гай Саратовской области
г. Саратов, 23 декабря 2016 года.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Тема: «Правонарушения и их характеристика»
Базовый учебник: Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 200 с.
Цель урока: формирование новых понятий по изучаемой теме; развитие самостоятельности обучающихся при работе с источниками информации; формирование активной гражданской позиции.
Задачи: дать представление о правомерном и противоправном поведении; рассмотреть виды правомерного поведения и правонарушения; определить состав правонарушения и охарактеризовать его элементы (признаки); добиться усвоения основных понятий уроков; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков анализа составов правонарушений и их правовой оценки (квалификации), систематизации полученных знаний, моделирования ситуации в процессе дискуссии, аргументирования собственных суждений; показать неотвратимость ответственности за совершение правонарушений; сориентировать обучающихся на формирование активной гражданской позиции, нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.
Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут объяснить термины – правонарушение, состав правонарушения, объект правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, объективная сторона правонарушения, преступление, проступок, вина, прямой умысел, косвенный умысел, самонадеянность, небрежность; смогут применить знание полученных правовых норм в знакомой и измененной ситуациях; смогут определить свое отношение к проблеме правонарушения, аргументировать свою позицию.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы обучающихся: самостоятельная работа в паре, в группах с различными источниками информации, решение правовых задач и ситуаций.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для работы в группах, парах, рабочий лист.
План: 1. Мотивация. Актуальность темы.
2. Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением?
3. Понятие и признаки правонарушения.
4. Состав правонарушения и его элементы.
5. Виды правонарушений.
6. Для чего нужны знания о правонарушениях?
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Структура и ход урока:
Мотивация. Актуальность темы.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении. Вы все красиво одеты, сыты. У вас есть родители, которые о вас заботятся. Но ведь и в наше время так бывает не всегда. Послушайте музыкальную композицию (песня из фильма «Генералы песчаных карьеров») и подумайте, кто бы мог спеть такую песню? (беспризорники, брошенные дети)
Организует работу с текстом песни. Как вы думаете, как может сложиться дальнейшая судьба героя? (построение логической цепочки: голод – нужда – кража – арест – наказание)
Беседа с элементами дискуссии.
За что могут наказать героя? Почему в тексте есть обращение к маме? С какими словами герой к ней обращается? (герой совершает преступление, потому, что находится в сложной жизненной ситуации без поддержки взрослых)
Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.
Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы? (противоправное).
О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. Итак, тема нашего урока: «Правонарушения и их характеристика».
Сформулируйте цель урока.
Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.
Для достижения этой цели, что нам необходимо знать? (Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными?)
Постановка проблемы. Почему важно знать, что считается правонарушением? Ставит проблему: Почему важно знать, что считается правонарушением?
Записываем число и тему урока «Правонарушения и их характеристика». (Слайд №1.)
Информационный блок. Понятие и признаки правонарушения.
Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – правонарушение. Задание: попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение» и запишите его в тетрадь. Сравните его с определением, данным в учебнике. Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.
Прочтите определения и выделите признаки правонарушения. ( Правонарушение – виновное общественно вредное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. (Слайд №3)
Признаки правонарушения: (Слайд №4)
1) Любое правонарушение связано с волей и сознанием людей. (душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков, не может осознавать свои действия)
2) Правонарушение представляет собой вид деяния, которое может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия. (неуплата налогов – вариант бездейственного противоправного поступка человека)
3) Противоправные поступки связаны с нарушением нормы права.
4) Правонарушение имеет вредные последствия. (они могут быть связаны со смертью людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества).
4. Аналитический блок. Состав правонарушения и его элементы.
Обучающиеся получают задание (рабочий лист) Задание. Прочитать пар.14, с.138 – 139. Ответить на вопросы. (Отвечают на вопросы: что такое состав правонарушения? Какие элементы входят в состав правонарушения? Работают с кластером.)
Для чего нам важно знать об элементах состава правонарушения? Основанием юридической ответственности является наличие правонарушения, которое подтверждается особыми признаками – составом. Если нет какого-то элемента в составе, то и констатировать правонарушение нельзя, а значит и наказывать человека тоже нельзя.
*Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние.
5. Виды правонарушений.
Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.
Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).
Зная, это мы можем определить виды правонарушения.
По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:
• преступление
• проступок
В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?
Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Дайте определения понятиям проступок и преступления.
Запишите их в тетрадь. Слайд
Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд
*Работа по группам. Пар. 14, с. 140 – 141. Необходимо изучить материал и заполнить свою часть таблицы (каждый член группы в тетради). Один из представителей группы выступает с информацией для других групп, которые тоже фиксируют её в своих таблицах. Так заслушиваются все четыре группы. В результате кругового обмена информацией у всех обучающихся в тетради получается заполненная таблица. По окончании заполнения таблицы, дети оглашают получившиеся данные.
6. Первичное закрепление. Работа по парам. Разбор правовых задач и ситуаций.
7. Подведение итогов (обобщение). Рефлексия. Перед об-ся ставится вопрос: почему важно знать, что считается правонарушением? Выводы делают сами ребята (чтобы не совершать проступков и преступлений, понимать, что за нарушение норм права наступает наказание). Учитель при необходимости дополняет их ответы.
На доске три больших листа, на одном из которых изображен чемодан, на втором – мясорубка, на третьем – корзина. Об-ся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу).
*Проводится оценивание, выставляются отметки по итогам работы на занятии.
Д/З параграф 14, вопросы. Зад №2 и №3, с. 145 на выбор.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.