Правописание гласных и согласных в корне
Тема: «Правописание гласных и согласных в корне»
Класс: 5
Учебное пособие: Ладыженская, Тростенцова, Баранов: Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС (5-е издание, переработанное, Москва "Просвещение" 2023 г.)
Ход урока
1. Оргмомент
- Ребята, запишите число и классная работа.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
- Перед началом работы над темой урока мы с вами проверим задание на определение вашей орфографической грамотности.
- Возьмите карточки с вашим д.з.
КАРТОЧКА
Д…лина, ру(с,сс)кий, продв…гаться, доблес…ный, страс…ный, привл…кать, прип…дать, м…сной, кла(с,сс).
- Сверьте выполнение задания с ключом и выставьте себе оценки по критериям.
ВЫДАЮ КАРТОЧКИ С ОТВЕТАМИ
Дол-ина, рус-ский, про-двиг-аться, доблест-ный, страст-ный, при-влек-ать, при-пад-ать, мяс-ной, класс.
Критерии оценивания
0-1= 5
2-3 = 4
4 = 3
5 и более = 2
3. Постановка цели и задач урока
- Какие две группы букв нам встретились в этих словах? (гласные и согласные)
- В какой морфеме они все расположены? (в корне)
- Следовательно, чем же мы будем заниматься на уроке?
ЗАПИСЬ ТЕМЫ
- Какие цели перед нами стоят?
Вспомнить, от чего зависит … правописание безударных гласных и согласных в корне слова.
Отработать … навык выделения орфограмм.
4. Актуализация знаний
- Перед началом работы по теме урока вспомним с вами следующее: написание и звучание слов не всегда совпадает, именно поэтом мы можем допустить ошибки в написании тех или иных слов. Скажите, как называется запись слова в полном соответствии с его звучанием? (транскрипция)
- Запишите слова и объясните какие буквы вы написали в корне. ПОДЧЕРКНИТЕ ИХ!!! Сделайте их транскрипцию.
ДОСКА
Гора [гара], косьба [кас`ба], солнце [сонцэ].
- Вы видите, что написание и произношение слов различно. Объясните, от чего зависит выбор той или иной буквы в словах при написании. Можно ли подобрать проверку для определения буквы? Подберите.
У ДОСКИ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ
Гора [гара] – гОры
Косьба [кас`ба] – коСит
Солнце [сонцэ] – соЛнышко
- Как же называется гласная в первом слове ГОРА? (безударная)
- Согласная во втором слове КОСЬБА? (глухая)
- Согласная в слове СОЛНЦЕ? (непроизносимая)
- Что между ними общего? (проверяемые)
- Обратите внимание на выделение орфограммы на примере слова ГОРА. Вам необходимо подчеркнуть не только букву, но и выделить морфему, в которой она находится. А если она гласная, то ОБЯЗАТЕЛЬНО указать ударение.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
У ДОСКИ
- Напишем распределительный диктант. Запишем слова в три столбика (с безударной гласной, с глухой и звонкой согласной, с непроизносимой согласной в корне), выделить орфограмму.
бедняк, боец, низкий, свистнул, доблестный, девчонка, далёкий, тростник, граница, капустный, сюрприз, тетрадка.
1: бедняк, боец, далёкий, граница
2: низкий, девчонка, сюрприз, тетрадка
3: свистнул, доблестный, тростник, капустный
6) Обобщение и систематизация знаний
- Сейчас мы выполним упр. 19 и 20 (1 и 2 строки) и в том, и в другом. Руководствуемся образцом.
Упр. 19. К словам с безударными гласными подобрать проверку.
Разредит посадки - редкий; разрядить аккумулятор – разряд ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ И ОРФОГРАММУ
Спишите задание, не спешите с ответом; свила гнёздышко, свела по ступенькам; слезать с крыши, слизать сметану.
ОТВЕТ: пИш-ет, спЕш-ка, с-вИ-ть, вЁ-л, с-лЕз, лИж-ет.
Упр. 20. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв, объясните выбор.
Б или п? Голу…ка2, коро…ка, скри…ка, ги…кий
В или ф? Верё…ка, ло…кий, выши…ка, ше…ский
ОТВЕТ: голуБ-ка, короБ-ка, скрип-ка, гиб-кий, лоВк-ий, вы-шиВ-ка, шеВ-ский
Голуб-к-а2
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Сейчас вам предстоит выполнить задание на карточке.
КАРТОЧКА
ЗАПИСЫВАЮ КЛЮЧ НА ДОСКЕ!!!
Списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфогрммы. Выполнить разбор слов по составу.
На крутом б..регу р..ки начинается с..сновый2 бор. К..чается под ветром высокая2 тр..ва. Г..няются над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками2 по сухим кочкам спешат хл..потливые муравьи.
- Выполним самопроверку.
КЛЮЧ НА ДОСКЕ
бЕрег-у
рЕк-и
сОсн-овый
кАч-ается
трАв-а
гОн-яются
вЕсёл-ые
крАс-ивые
трАв-инками
хлОпот-ливые
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Упр. 21
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- О каких правилах шла речь на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Что осталось непонятным?
- Оцените свою работу по пятибалльной шкале.
1 – ничего не понял
2 – плохо понял
3 – частично понял, многое неясно
4 – неплохо понял, остались некоторые вопросы
5 – всё отлично понял
КАРТОЧКИ
1) Долина, русский, продвигаться, доблестный, страстный, привлекать, припадать, мясной, класс.
2) Списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфогрммы. Выполнить разбор слов по составу.
На крутом б..регу р..ки начинается с..сновый2 бор. К..чается под ветром высокая2 тр..ва. Г..няются над лугом в..сёлые стрекозы. Порхают кр..сивые бабочки. Между тр..винками2 по сухим кочкам спешат хл..потливые муравьи.