Урок русского языка в 4 классе «Правописание гласных на конце наречий»

2
0
Материал опубликован 25 February 2022




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Правописание гласных на конце наречий (4 класс УМК « Начальная школа 21 века

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

устанавливать зависимость написания гласных на конце наречий от приставок, соблюдать алгоритм действий при выборе буквы;

совершенствовать умение различать наречия и находить их в тексте;

формировать речевую культуру

коммуникативные:

уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем и сверстниками;

уметь слушать и понимать речь других;

деть формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

учиться критично относиться к собственному мнению.

регулятивные:

с помощью учителя формулировать тему, проблему и цели урока;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

познавательные:

находить нужную информацию;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

выстраивать логическую цепь рассуждений — анализ объектов с целью выделения признаков ;

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.


формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности;

развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.


Решаемые учебные проблемы

Организовать деятельность для формирования навыка правописания суффиксов наречий, установив соответствие с приставкой в данном слове

Основные понятия, изучаемые на уроке

Наречие, приставка , суффикс

Вид используемых на уроке средств ИКТ

компьютер, проектор, экран, презентация

Образовательные интернет-ресурсы






Организационная структура урока.

Название, содержание

и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.


Цель этапа: создать условие для положительного психологического настроя у учащихся, быстрого включения в работу.


Содержание этапа: приветствие, создание эмоционального настроя.

Приветствует класс, проверяет отсутствующих и готовность

учащихся к работе на уроке.


Вступительное слово учителя:

-Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением:


Улыбнись! Даже если на сердце

Темно,

И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к


t1645817923aa.jpg

Разве это не стоит улыбки?

Приветствуют учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте,

Демонстрируют готовность к уроку

Получают эмоциональный

настрой.

Включаются в учебную деятельность.


И поэтому мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было такое же солнечное, светлое, позитивное настроение. Как вы думаете, это зависит от нас?

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать!

А поможет в этом нам хорошее настроение! Мы хорошо поработали над предыдущими темами, продолжим дальше в том же духе. Запишите в тетрадях дату, слова «классная работа». Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже.



Прогнозируемый результат: выявлены отсутствующие учащиеся, класс нацелен на работу


- Давайте проверим домашнее

Учащиеся сравнивают свои

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


задание. Сравните свои работы с правильным вариантом, изображённом на экране ( слайд презентации)

работы с правильным вариантом, изображенном на

экране, ошибки фиксируют на полях тетради, выставляют себе оценки.

Цель этапа: выяснить

степень усвоения

предыдущего материала,

Выявляет массовые затруднения,


выявить затруднения и

проводит коррекцию знаний







t1645817923ab.jpg

ликвидировать, организовать самоконтроль.

Содержание этапа: проверка домашнего задания, самоконтроль учащихся, выявление

ошибок и их коррекция, самооценка.

учащихся.


Прогнозируемый результат: Проверены знания учащихся по пройденному материалу.


Коррекция: выявление массовых ошибок, их исправление и учет в этапе актуализации знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: создать проблемную ситуацию, выявить опорные знания учащихся.

Содержание этапа: актуализация опорных знаний учащихся по пройденному материалу, работа с предложениями, подводящая к определению темы и цели урока.

Минута чистописания.

-Пропишем в минуте чистописания строчные а и о.

-Над какой темой мы работаем уже несколько уроков?

Послушайте внимательно отрывки из известных вам стихотворений.

Какой частью речи являются пропущенные слова?


Идет (направо ) - песнь заводит,

(Налево ) - сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях

ВИДИТ. (А.С.Пушкин)


Полночной порою В болотной глуши Чуть (слышно),

Шуршат камыши. (К.Бальмонт)


Давайте вспомним все, что знаем по теме «Наречие».

Метод «Корзина идей».

Игра «Кто больше» (по рядам).

Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.

-Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи наречие.

Мы знаем, что наречия это часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда?

Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И образуются от качественных прилагательных с помощью суффикса.

Работа с инструментом «Волшебные чернила».

Запишите поочередно 6 предложений синей и красной ручкой. Вместо буквы на конце наречий пока ставьте точку, впишем её позже.

Прописывают строчные а ,о.



«Наречие».






Определяют, что пропущены наречия. Доказывают, что это наречия по данному ранее алгоритму.








Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения по теме в краткой форме.

В парах обсуждают свои записи. По очереди по рядам представляют информацию, выигрывает тот ряд, кто больше дал идей в корзину.








Учащиеся под диктовку учителя записывают предложения с наречиями поочередно синей и красной ручкой.

Доказывают, что это наречия по данному ранее алгоритму.

Отвечают на проблемные







Учитель диктует предложения.

Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом. (синей ручкой)

И справ..., и слев... низина клубилась туманом. (красной ручкой)

Я занов... переписал рассказ. (синей ручкой)

У Кати для раздумья времени было досыт. (красной ручкой)

Дорога от дома уходила влев. . .(синей ручкой)

Изредк. . . с веток падали капли дождя.(красной ручкой)

В каждом предложении подчеркните обстоятельства.

Какая часть речи выделена? Докажите.

По какому принципу предложения с наречиями выделены разным цветом?

Назовите тему нашего сегодняшнего урока?

Что нам надо узнать, чему научиться?

Запишите тему урока.


Прогнозируемый результат: Выявлены опорные знания учащихся, определены тема и цель урока.


t1645817923ac.jpg












Подчеркивают наречия линией тире-точка

Объясняют, что синим цветом написаны наречия с приставками на-, за-, в-; красным цветом наречия с приставками c-, до-,из-.



Называют тему и цель урока.

Целеполагание.


Цель этапа:

создать условия для формирования познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения.

-Почему не смогли сразу под диктовку записать наречия?



- Что надо знать, чтобы решить эту проблему?


Прогнозируемый результат: определение границы между знанием и незнанием.

- Не знаем , какую гласную писать на конце слова.


-Надо установить связь между правописанием суффикса наречий и приставки в этом слове.

Планирование.


Цель этапа:

организовать планирование деятельности для решения проблемной ситуации.


-Что надо узнать, чтобы решить проблемную ситуацию?




Диалог по определению последовательности действий, возможных источников информации.



Прогнозируемый результат: план действий для решения проблемы.

- Надо узнать, как приставка влияет на выбор суффикса наречия.

Изучение новых знаний.




Цель этапа: создать проблемную ситуацию, побуждать учащихся к активности при изучении нового материала, развитие мотивов учебной деятельности.


Содержание этапа: работа с учебником, заполнение таблицы, ответы учащихся на проблемный вопрос.

- Сейчас вы

будете заполнять таблицу, которая впоследствии поможет вам правильно писать - о и - а на конце наречий.

(Таблица на слайде презентации сначала пустая, затем заполненная). В учебнике на c.68 найдите необходимую информацию, заполните таблицу. Сравните свои записи с правильным вариантом, изображенном на слайде.


- Посмотрите внимательно на приставки в наречиях в написанных предложениях, выделите их.

Какую закономерность вы видите?

- Допишите пропущенные суффиксы.




Прогнозируемый результат: Усвоены новые знания.



Учащиеся из учебника c.68 выписывают в опорную таблицу сведения о связи написания гласных на конце наречий с приставками. Устанавливают, что в наречиях с приставками в-

,на-, за- на конце наречий пишется суффикс о; в наречиях с приставками из-(ис), до-, c- на конце наречий пишется суффикс —а.

Сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране.

Дописывают пропущенную букву на конце наречий в предложениях под

диктовку.

Отвечают на проблемный вопрос.


Первичная проверка понимания изученного.


Цель этапа: развить умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные методы решения типовых задач, выявить затруднения при выполнении заданий.


Содержание этапа: физкультминутка, выполнение упражнения из учебника, помогающего выяснить степень усвоения нового материала.

ФИЗМИНУТКА


А теперь давайте немного отдохнём.

Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы хлопайте в ладоши, если услышите наречие с приставками в-, на-, за-; топайте ногами, если услышите наречия с приставками из-(из-), до-, с-.

Наглух... влев..., справ. . . ,засветл...,

задолг... досух..., изредк... затемн...,

занов..., допоздн...,начист. . ., дочери. . .


А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать. Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело.



Учащиеся хлопают в ладоши, топают ногами, различая наречия по приставкам. Выполняют физические упражнения.




























- В учебнике на с.б8выполним письменно упражнение 1 и 2. Используя опорную таблицу, спишите, вставляя суффиксы наречий, докажите. Проговаривайте алгоритм доказательства: 1.Обращаю внимание на приставку наречия.

2. Пишу суффикс - о, если приставки в-, на-, за-. Суффикс - а, если приставки из-(ис-), до-,с-.


Прогнозируемый результат: закреплены знания по теме.

Пишут наречия из упражнений учебника, доказывают, что суффикс - о пишут, если приставки в-, на-, за- , суффикс - а пишут, если приставки из-(ис-), до-, c- при помощи опорной таблицы и алгоритма доказательства.

Применение новых

знаний.


Цель этапа: выявить степень усвоения учащимися нового материала.


Содержание этапа: выполнение задания

«Найди лишнее»,

работа с текстом,

самостоятельная работа по выделению наречий из текста, взаимоконтроль.

Задание «Найди лишнее». Устно,

слайд презентации. l)запрост..., досыт...,начист...,

набел..., затемн..., насух...;

2)искос...,надолг...,дотемн..., изредк...,

сызнов..., добел..., докрасн..., слев. ..; З)намертв..., воедин..., направ...,задолг. . . ,засветл. . ., дочист. ..


- Следующее задание прочитайте на слайде презентации текст: Тайга.. ..Тайга. .. Без конца тянулась она влев. . . и вправ. ...

Издавн. . . она казалась Васютке огромным чёрным морем.

Изредк. . . над головой плыли облака. Затем они стали гуще и вскоре наглухо затянули небо. Васютке снов. . . стало страшно и тоскливо. Маленьким-маленьким он почувствовал себя и пронзительно закричал : « Эй, мамка! Папка!

Дедушка! Заблудился я!...»

(По В. Астафьеву Васюткино озеро»)


- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?

-Почему произведение называется

« Васюткино озеро»?

На самом деле озеро- заслуженная награда, ведь маленький мальчик не растерялся, хотя и испугался, не пропал в тайге, он пытался выйти к людям и в награду за его настойчивость ему открылось маленькое проточное озеро, полное рыбы, столь ценной для рыбаков.

Это выглядит подарком судьбы, своеобразная Васюткина голубая медаль за храбрость.


Учащиеся читают слова,

называют лишние в каждой строчке, объясняют почему.





















Учащиеся читают текст,

высказывают своё отношение к прочитанному , предполагают, почему произведение так называется.

Озеро так названо потому, что открыл его сын рыбака Васютка, когда заблудился в сибирской тайге, собирая орехи. Озеро, как любой географический объект получило название от имени первооткрывателя.









- Определите тип текста, стиль текста.

Самостоятельная работа:

Выпишите наречия в 2 столбика 1.Наречия с суффиксом - а и -о.

2.Bce остальные наречия. Проверка по эталону.
















Прогнозируемый результат: отработаны новые знания в различных ситуациях.


Определяют тип, стиль текста. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по выбору наречий из текста, выделяют приставки и суффиксы.

По окончании работы меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране, исправляют ошибки.

и - о наречия

влево неподвижно

право наглухо

издавна вскоре

изредка страшно

снова тоскливо пронзительно



Коррекция:

выявление массовых

ошибок, включение такого

задания в следующий

урок с использованием не

самостоятельной, а

фронтальной работы.





Контроль и

Тест по вариантам (раздаточный


самоконтроль,

материал).


коррекция.

1 вариант.


Цель этапа: применение

1 В какой группе наречий пишется суффикс - а ?

Учащиеся получают карточки с

тестом, выполняют тест с последующей самопроверкой.

нового знания в типовых

заданиях,

формирование самоконтроля.

а)добел., занов., издавн., начист.

б) вправ., задолг., насух.,засветл.

в)издавн., дочист., слегк., сначал.




листочках, сравнивают ответы с

контроля и

б)вправ..изредк., слев., насух.



Содержание этапа:

2) Укажите наречие с ошибкой:

выполнение теста по вариантам,

а) дочисто

6) направо






самоконтроль учащихся,

коррекция ошибок, допущенных при

выполнении теста.

в) засветло

г) справо д)издавно



2 вариант.

1.B какой гpyппe наречий пишется суффикс - о ?

а)влев..., занов., издавн., начист.

б) вправ., задолг., насух.,засветл.

в) издавн., дочист., слегк., сначал.

2) Укажите наречие с ошибкой:


а) сново

6) затемно


в) дочисто

г) досыта


д) изредко


Ответы:(слайд презентации) 1 вариант: 1 в, 2 а,г,д;

2 вариант: 1 6,2 а, в, д


Прогнозируемый результат:

Выявлено усвоение темы.

Подведение итогов

урока, рефлексия


Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.


Содержание этапа: высказывания учащихся о результатах своей работы, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

-Ребята, а теперь оцените свой вклад

в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, закончив одну из выбранных вами фраз:

сегодня я узнал. . .

было интересно . . .

было трудно. . .

Я ПОНЯЛ, ЧТО. . .

теперь я могу. . .

я почувствовал, что. . .

я приобрел. . .

я научился. . .

у меня получилось . . .

я смог. . .

я попробую. . .

меня удивило . . .

урок дал мне для жизни. . .

мне захотелось. . .





Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда

презентации.


- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился‘— карточку с улыбающимся лицом, нет карточку с грустным лицом.

Оценивают урок смайликами.


Учитель объясняет домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание:

1.учебник c.69, yпp. 3

Учащиеся выбирают задание по уровню сложности, записывают в дневник

t1645817923ad.jpg






Выписать из текста yпp.4 учебника наречия, доказать графически написание суффикса.

Подобрать 3-5 пословиц с наречиями, объяснить их значение, правописание наречий.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.