Урок русского языка в 4 классе «Правописание гласных на конце наречий»
Тема урока
| Правописание гласных на конце наречий (4 класс УМК « Начальная школа 21 века | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
• устанавливать зависимость написания гласных на конце наречий от приставок, соблюдать алгоритм действий при выборе буквы; • совершенствовать умение различать наречия и находить их в тексте; • формировать речевую культуру | коммуникативные: • уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с учителем и сверстниками; • уметь слушать и понимать речь других; • деть формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи; • учиться критично относиться к собственному мнению. регулятивные: • с помощью учителя формулировать тему, проблему и цели урока; • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; • соотносить цели и результаты своей деятельности; • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. познавательные: • находить нужную информацию; • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; • выстраивать логическую цепь рассуждений — анализ объектов с целью выделения признаков ; • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | • формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к проблемно-поисковой деятельности; • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. |
Решаемые учебные проблемы | Организовать деятельность для формирования навыка правописания суффиксов наречий, установив соответствие с приставкой в данном слове | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Наречие, приставка , суффикс | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | компьютер, проектор, экран, презентация | |
Образовательные интернет-ресурсы | |
Организационная структура урока.
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель этапа: создать условие для положительного психологического настроя у учащихся, быстрого включения в работу. Содержание этапа: приветствие, создание эмоционального настроя. | Приветствует класс, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к работе на уроке. Вступительное слово учителя: -Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце Темно, И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к Разве это не стоит улыбки? | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, Демонстрируют готовность к уроку Получают эмоциональный настрой. Включаются в учебную деятельность. |
| И поэтому мне бы очень хотелось, чтобы у всех присутствующих на протяжении всего урока было такое же солнечное, светлое, позитивное настроение. Как вы думаете, это зависит от нас? Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! А поможет в этом нам хорошее настроение! Мы хорошо поработали над предыдущими темами, продолжим дальше в том же духе. Запишите в тетрадях дату, слова «классная работа». Оставьте строку для записи темы урока, её мы запишем позже. | |
| Прогнозируемый результат: выявлены отсутствующие учащиеся, класс нацелен на работу | |
| - Давайте проверим домашнее | Учащиеся сравнивают свои |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | задание. Сравните свои работы с правильным вариантом, изображённом на экране ( слайд презентации) | работы с правильным вариантом, изображенном на экране, ошибки фиксируют на полях тетради, выставляют себе оценки. |
Цель этапа: выяснить |
|
|
степень усвоения |
|
|
предыдущего материала, | Выявляет массовые затруднения, | |
выявить затруднения и | проводит коррекцию знаний | |
ликвидировать, организовать самоконтроль. Содержание этапа: проверка домашнего задания, самоконтроль учащихся, выявление ошибок и их коррекция, самооценка. | учащихся. Прогнозируемый результат: Проверены знания учащихся по пройденному материалу. | Коррекция: выявление массовых ошибок, их исправление и учет в этапе актуализации знаний учащихся. |
Создание проблемной ситуации. Цель этапа: создать проблемную ситуацию, выявить опорные знания учащихся. Содержание этапа: актуализация опорных знаний учащихся по пройденному материалу, работа с предложениями, подводящая к определению темы и цели урока. | Минута чистописания. -Пропишем в минуте чистописания строчные а и о. -Над какой темой мы работаем уже несколько уроков? Послушайте внимательно отрывки из известных вам стихотворений. Какой частью речи являются пропущенные слова? Идет (направо ) - песнь заводит, (Налево ) - сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях ВИДИТ. (А.С.Пушкин) Полночной порою В болотной глуши Чуть (слышно), Шуршат камыши. (К.Бальмонт) Давайте вспомним все, что знаем по теме «Наречие». Метод «Корзина идей». Игра «Кто больше» (по рядам). Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске. -Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи — наречие. Мы знаем, что наречия — это часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И образуются от качественных прилагательных с помощью суффикса. Работа с инструментом «Волшебные чернила». Запишите поочередно 6 предложений синей и красной ручкой. Вместо буквы на конце наречий пока ставьте точку, впишем её позже. | Прописывают строчные а ,о. «Наречие». Определяют, что пропущены наречия. Доказывают, что это наречия по данному ранее алгоритму. Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения по теме в краткой форме. В парах обсуждают свои записи. По очереди по рядам представляют информацию, выигрывает тот ряд, кто больше дал идей в корзину. Учащиеся под диктовку учителя записывают предложения с наречиями поочередно синей и красной ручкой. Доказывают, что это наречия по данному ранее алгоритму. Отвечают на проблемные |
| Учитель диктует предложения. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом. (синей ручкой) И справ..., и слев... низина клубилась туманом. (красной ручкой) Я занов... переписал рассказ. (синей ручкой) У Кати для раздумья времени было досыт. (красной ручкой) Дорога от дома уходила влев. . .(синей ручкой) Изредк. . . с веток падали капли дождя.(красной ручкой) В каждом предложении подчеркните обстоятельства. Какая часть речи выделена? Докажите. По какому принципу предложения с наречиями выделены разным цветом? Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Что нам надо узнать, чему научиться? Запишите тему урока. Прогнозируемый результат: Выявлены опорные знания учащихся, определены тема и цель урока. | Подчеркивают наречия линией тире-точка Объясняют, что синим цветом написаны наречия с приставками на-, за-, в-; красным цветом наречия с приставками c-, до-,из-. Называют тему и цель урока. |
Целеполагание. Цель этапа: создать условия для формирования познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. | -Почему не смогли сразу под диктовку записать наречия? - Что надо знать, чтобы решить эту проблему? Прогнозируемый результат: определение границы между знанием и незнанием. | - Не знаем , какую гласную писать на конце слова. -Надо установить связь между правописанием суффикса наречий и приставки в этом слове. |
Планирование. Цель этапа: организовать планирование деятельности для решения проблемной ситуации. | -Что надо узнать, чтобы решить проблемную ситуацию? Диалог по определению последовательности действий, возможных источников информации. Прогнозируемый результат: план действий для решения проблемы. | - Надо узнать, как приставка влияет на выбор суффикса наречия. |
Изучение новых знаний. Цель этапа: создать проблемную ситуацию, побуждать учащихся к активности при изучении нового материала, развитие мотивов учебной деятельности. Содержание этапа: работа с учебником, заполнение таблицы, ответы учащихся на проблемный вопрос. | - Сейчас вы будете заполнять таблицу, которая впоследствии поможет вам правильно писать - о и - а на конце наречий. (Таблица на слайде презентации сначала пустая, затем заполненная). В учебнике на c.68 найдите необходимую информацию, заполните таблицу. Сравните свои записи с правильным вариантом, изображенном на слайде. - Посмотрите внимательно на приставки в наречиях в написанных предложениях, выделите их. Какую закономерность вы видите? - Допишите пропущенные суффиксы. Прогнозируемый результат: Усвоены новые знания. | Учащиеся из учебника c.68 выписывают в опорную таблицу сведения о связи написания гласных на конце наречий с приставками. Устанавливают, что в наречиях с приставками в- ,на-, за- на конце наречий пишется суффикс — о; в наречиях с приставками из-(ис), до-, c- на конце наречий пишется суффикс —а. Сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране. Дописывают пропущенную букву на конце наречий в предложениях под диктовку. Отвечают на проблемный вопрос. |
Первичная проверка понимания изученного. Цель этапа: развить умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные методы решения типовых задач, выявить затруднения при выполнении заданий. Содержание этапа: физкультминутка, выполнение упражнения из учебника, помогающего выяснить степень усвоения нового материала. | ФИЗМИНУТКА А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы хлопайте в ладоши, если услышите наречие с приставками в-, на-, за-; топайте ногами, если услышите наречия с приставками из-(из-), до-, с-. Наглух... влев..., справ. . . ,засветл..., задолг... досух..., изредк... затемн..., занов..., допоздн...,начист. . ., дочери. . . А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать. Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево И берёмся вновь за дело. | Учащиеся хлопают в ладоши, топают ногами, различая наречия по приставкам. Выполняют физические упражнения. |
| - В учебнике на с.б8выполним письменно упражнение № 1 и 2. Используя опорную таблицу, спишите, вставляя суффиксы наречий, докажите. Проговаривайте алгоритм доказательства: 1.Обращаю внимание на приставку наречия. 2. Пишу суффикс - о, если приставки в-, на-, за-. Суффикс - а, если приставки из-(ис-), до-,с-. Прогнозируемый результат: закреплены знания по теме. | Пишут наречия из упражнений учебника, доказывают, что суффикс - о пишут, если приставки в-, на-, за- , суффикс - а пишут, если приставки из-(ис-), до-, c- при помощи опорной таблицы и алгоритма доказательства. |
Применение новых знаний. Цель этапа: выявить степень усвоения учащимися нового материала. Содержание этапа: выполнение задания «Найди лишнее», работа с текстом, самостоятельная работа по выделению наречий из текста, взаимоконтроль. | Задание «Найди лишнее». Устно, слайд презентации. l)запрост..., досыт...,начист..., набел..., затемн..., насух...; 2)искос...,надолг...,дотемн..., изредк..., сызнов..., добел..., докрасн..., слев. ..; З)намертв..., воедин..., направ...,задолг. . . ,засветл. . ., дочист. .. - Следующее задание — прочитайте на слайде презентации текст: Тайга.. ..Тайга. .. Без конца тянулась она влев. . . и вправ. ... Издавн. . . она казалась Васютке огромным чёрным морем. Изредк. . . над головой плыли облака. Затем они стали гуще и вскоре наглухо затянули небо. Васютке снов. . . стало страшно и тоскливо. Маленьким-маленьким он почувствовал себя и пронзительно закричал : « Эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!...» (По В. Астафьеву Васюткино озеро») - Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? -Почему произведение называется « Васюткино озеро»? На самом деле озеро- заслуженная награда, ведь маленький мальчик не растерялся, хотя и испугался, не пропал в тайге, он пытался выйти к людям и в награду за его настойчивость ему открылось маленькое проточное озеро, полное рыбы, столь ценной для рыбаков. Это выглядит подарком судьбы, своеобразная Васюткина голубая медаль за храбрость.
| Учащиеся читают слова, называют лишние в каждой строчке, объясняют почему. Учащиеся читают текст, высказывают своё отношение к прочитанному , предполагают, почему произведение так называется. Озеро так названо потому, что открыл его сын рыбака Васютка, когда заблудился в сибирской тайге, собирая орехи. Озеро, как любой географический объект получило название от имени первооткрывателя. |
| - Определите тип текста, стиль текста. Самостоятельная работа: — Выпишите наречия в 2 столбика 1.Наречия с суффиксом - а и -о. 2.Bce остальные наречия. Проверка по эталону. Прогнозируемый результат: отработаны новые знания в различных ситуациях. | Определяют тип, стиль текста. Учащиеся выполняют самостоятельную работу по выбору наречий из текста, выделяют приставки и суффиксы. По окончании работы меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, сравнивают с правильным вариантом, изображенном на экране, исправляют ошибки. -а и - о наречия влево неподвижно право наглухо издавна вскоре изредка страшно снова тоскливо пронзительно Коррекция: выявление массовых ошибок, включение такого задания в следующий урок с использованием не самостоятельной, а фронтальной работы. |
| | |
Контроль и | Тест по вариантам (раздаточный | |
самоконтроль, | материал). | |
коррекция. | 1 вариант. | |
Цель этапа: применение | 1 В какой группе наречий пишется суффикс - а ? | Учащиеся получают карточки с тестом, выполняют тест с последующей самопроверкой. |
нового знания в типовых заданиях, формирование самоконтроля. | а)добел., занов., издавн., начист. б) вправ., задолг., насух.,засветл. в)издавн., дочист., слегк., сначал. | |
|
| листочках, сравнивают ответы с |
контроля и | б)вправ..изредк., слев., насух. | |
| ||
| |
|
Содержание этапа: | 2) Укажите наречие с ошибкой: |
|
выполнение теста по вариантам, | а) дочисто 6) направо |
|
самоконтроль учащихся, коррекция ошибок, допущенных при выполнении теста. | в) засветло г) справо д)издавно | |
| 2 вариант. 1.B какой гpyппe наречий пишется суффикс - о ? а)влев..., занов., издавн., начист. б) вправ., задолг., насух.,засветл. в) издавн., дочист., слегк., сначал. 2) Укажите наречие с ошибкой: | |
| а) сново 6) затемно | |
| в) дочисто г) досыта | |
| д) изредко | |
| Ответы:(слайд презентации) 1 вариант: 1 — в, 2 — а,г,д; 2 вариант: 1 — 6,2 — а, в, д | |
| Прогнозируемый результат: Выявлено усвоение темы. | |
Подведение итогов урока, рефлексия Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Содержание этапа: высказывания учащихся о результатах своей работы, выставление оценок, объяснение домашнего задания. | -Ребята, а теперь оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, закончив одну из выбранных вами фраз: сегодня я узнал. . . было интересно . . . было трудно. . . Я ПОНЯЛ, ЧТО. . . теперь я могу. . . я почувствовал, что. . . я приобрел. . . я научился. . . у меня получилось . . . я смог. . . я попробую. . . меня удивило . . . урок дал мне для жизни. . . мне захотелось. . . | Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда презентации. |
| - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился‘— карточку с улыбающимся лицом, нет — карточку с грустным лицом. | Оценивают урок смайликами. |
| Учитель объясняет домашнее задание Разноуровневое домашнее задание: 1.учебник c.69, yпp. 3 | Учащиеся выбирают задание по уровню сложности, записывают в дневник |
| Выписать из текста yпp.4 учебника наречия, доказать графически написание суффикса. Подобрать 3-5 пословиц с наречиями, объяснить их значение, правописание наречий. | |