Урок русского языка в 6 классе «Правописание -к- и -ск- в суффиксах имён прилагательных»
Урок в 6 классе
Тема: Правописание суффиксов -к- и -ск- прилагательных
Цель урока: совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение правильно писать суффиксы -К- и -СК- в прилагательных;
разработать алгоритм объяснения данной орфограммы.
Развивающие: научить различать на письме суффиксы -к- и -ск- имен прилагательных; познакомить с особенностями графического обозначения условий выбора на письме суффиксов -к- и -ск-; работать над развитием речевой культуры учащихся (артикуляция, орфоэпия).
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
работать с информацией; повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия написания -с- и -ск- в суффиксах имён прилагательных; уметь проводить словообразовательный разбор имен прилагательных.
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения; учатся эффективно сотрудничать.
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» Л.М. Рыбченковой
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души теплом, добром и светом познания! Подарите друг другу улыбки!
Языковая разминка
- Ребята, скажите, что нам помогает запомнить правильную постановку ударения в затруднительном случае?
- Давайте вспомним и проговорим некоторые рифмовки:
1. У нашей Марфы -
Вязаные шарфы.
2. А наша Фёкла
Вырастила свёклу.
3. Если есть все время торты,
Не малы ли будут шорты?
- Обратите внимание на экран.
СЛАЙД 1. Мусоропровод, звонишь, включат, свекла, столяр, доверху, квартал, каталог, щавель, донизу.
- Кто поработает сегодня диктором?
Ученик читает. Остальные внимательно слушают, если надо, корректируют.
Затем проговаривают хором.
Работа в парах:
- Образуйте от имен существительных имена прилагательные .
- Мусоропроводный, свекольный, столярный, квартальный, каталожный, щавелевый.
- Какой способ словообразования вы использовали?
- Суффиксальный
- Написание каких суффиксов мы с вами изучили на прошлом занятии?
- Проговорите в парах правило написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.
Игра "Образуй слово" . Учащиеся образовывают имена прилагательные.
СЛАЙД 2 Гусь, общество, лекция, пчела, мужество, картон, революция, соловей, олово, Русь, немец.
- Какое замечание хочется вам сделать?
- Действительно, два последних слова не подходят под изученную нами орфограмму.
1)Попробуйте догадаться, как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте ее. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
2)Если не могут ответить:
СЛАЙД 3
- Хорошо, посмотрите на экран.
На слайде: Русь - русский, немец - немецкий, киргиз - киргизский, казак - казацкий.
- Выделите суффиксы имен прилагательных. Попробуйте сформулировать тему урока.
- Что мы сегодня должны узнать и чему научиться?
СЛАЙД4 Тема
СЛАЙД 5
- Проанализируйте лексику. Попробуйте вывести правило написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.
Ткач - ткацкий
рыбак - рыбацкий
турок - турецкий
моряк - моряцкий
кузнец - кузнецкий
молодец - молодецкий
брат -братский
Волга - волжский
город - городской
Египет - египетский
Кавказ - кавказский
море - морской
матрос - матросский
Молдавия - молдавский
раб - рабский
- Какую геометрическую фигуру мы можем нарисовать в тетради, чтобы запомнить правописание суффикса -к- в прилагательных?
- Треугольник . Зарисуйте правило в тетради.
1 учащийся - на доске
- А теперь откройте учебник на странице 24, внимательно прочтите правило.
- Что еще нового вы узнали о написании суффикса -к- в прилагательных?
- Суффикс -К- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму.
СЛАЙД 6
Экран: уз...ий, вяз...ий, скольз...ий, дерз...ий, француз...ий
- Вспомните, какой разряд прилагательных имеет краткую форму?
- Имеют ли данные прилагательные краткую форму? Образуйте, вставьте соответствующий суффикс.
Групповая работа . Составление текстов
- Ребята, вам знакомо слово гид? Дают ответы.
СЛАЙД 7
На экране - лексическое значение слова гид. Делают запись в словарик.
Динамическая пауза, прием включения обоих полушариев "Виктория - о,кей".
- Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли гида. Но перед этим дадим отдохнуть нашим глазам, а заодно настроим наш мозг на усиленную работу.
Творческая работа в группах
- Объединитесь в группы. Получите задания. Каждая команда должна составить текст, который можно будет использовать для рассказа о своей малой родине.
Получают карточки с заданиями:
1группа
1.Образовать прилагательные
Бильчир -
Бурят -
Оса -
Иркут -
Брат -
2. Составить текст на тему "Село Бильчир", используя образованные прилагательные, а также следующие слова:
находится, область, район, проживает , население, расположено, берег, море, природа.
2 группа
1.Образовать прилагательные
Брат -
Иркут -
Ангара -
Улей -
рыбак -
2. Составить текст на тему "Брат...ое море", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:
расположено, воды, наполнили, ловится, пляжи, окунь, чайка, залив, белокрылая, лодки, купаться, загорать.
3 группа
1.Образовать прилагательные
учитель -
Оса -
ученик -
бурят -
Англия -
2. Составить текст на тему "Бильчир..ая школа", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:
находится, район, талантливые дети, работает, коллектив, интересные, самоуправление, разные предметы, язык и литература, уроки
4 группа
1.Образовать прилагательные
Бильчир -
история -
воин -
село -
исследователь -
2. Составить текст на тему "Школьный музей", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:
история бильчир...ой школы, много, интересные, славы, зал, вещи, находятся, хранятся, стенды, экспонаты, учреждений и организаций, бережно, ведут, работу.
Группы зачитывают тексты, обсуждают, оценивают.
Закрепление.
- Ребята, можно ли допустить в слове братский ошибку? Почему? Докажите, что в этом слове пишется суффикс -ск-. Проанализируйте слова бермудский и пиратский. Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?
- Определить существительное, от которого образовали прилагательное и обратить внимание на букву, стоящую перед суффиксом.
- Кто нам напомнит изученное сегодня правило?
Рефлексия
«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Домашнее задание. (На выбор)
1) подобрать 5 пословиц, в которых есть слова на изученное правило; выяснить значение данных пословиц.
2) выполнить упр.350, стр.25