12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Огородникова25

Урок в 6 классе

Тема: Правописание суффиксов -к- и -ск- прилагательных

Цель урока: совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Задачи урока:

Образовательные:  формировать умение правильно писать суффиксы -К- и -СК- в прилагательных;

разработать алгоритм объяснения данной орфограммы.

Развивающие:  научить различать на  письме суффиксы -к- и -ск- имен прилагательных; познакомить с особенностями графического обозначения условий выбора на письме суффиксов -к- и -ск-; работать над развитием речевой культуры учащихся (артикуляция, орфоэпия).

Воспитательные:  воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по  отношению к языковым явлениям.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

работать с информацией; повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия написания -с- и -ск- в суффиксах имён прилагательных; уметь проводить словообразовательный разбор имен прилагательных.

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения; учатся эффективно сотрудничать.

Тип урока:  постановка и решение учебных задач

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» Л.М. Рыбченковой

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души теплом, добром и светом познания! Подарите друг другу улыбки!

Языковая разминка

- Ребята, скажите, что нам помогает запомнить правильную постановку ударения в затруднительном случае?

- Давайте вспомним и проговорим некоторые рифмовки:

1. У нашей Марфы -

Вязаные шарфы.

2. А наша Фёкла

Вырастила свёклу.

3. Если есть все время торты,

Не малы ли будут шорты?

- Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 1. Мусоропровод, звонишь, включат, свекла, столяр, доверху, квартал, каталог, щавель, донизу.

- Кто поработает сегодня диктором?

Ученик читает. Остальные внимательно слушают, если надо, корректируют.

Затем проговаривают хором.

Работа в парах:

- Образуйте от имен существительных имена прилагательные .

- Мусоропроводный, свекольный, столярный, квартальный, каталожный, щавелевый.

- Какой способ словообразования вы использовали?

- Суффиксальный

- Написание каких суффиксов мы с вами изучили на прошлом занятии?

- Проговорите в парах правило написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.

Игра "Образуй слово" . Учащиеся образовывают имена прилагательные.

СЛАЙД 2 Гусь, общество, лекция, пчела, мужество, картон, революция, соловей, олово, Русь, немец.

- Какое замечание хочется вам сделать?

- Действительно, два последних слова не подходят под изученную нами орфограмму.

1)Попробуйте догадаться, как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте ее. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2)Если не могут ответить:

СЛАЙД 3

- Хорошо, посмотрите на экран.

На слайде: Русь - русский, немец - немецкий, киргиз - киргизский, казак - казацкий.

- Выделите суффиксы имен прилагательных. Попробуйте сформулировать тему урока.

- Что мы сегодня должны узнать и чему научиться?

СЛАЙД4 Тема

СЛАЙД 5

- Проанализируйте лексику. Попробуйте вывести правило написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Ткач - ткацкий

рыбак - рыбацкий

турок - турецкий

моряк - моряцкий

кузнец - кузнецкий

молодец - молодецкий

брат -братский
Волга - в
олжский
город - городск
ой
Египет - ег
ипетский
Кавказ - кавк
азский

море - морской
матрос - матр
осский
Молдавия - молд
авский
раб - р
абский

- Какую геометрическую фигуру мы можем нарисовать в тетради, чтобы запомнить правописание суффикса -к- в прилагательных?

- Треугольник . Зарисуйте правило в тетради.

1 учащийся - на доске
- А теперь откройте учебник на странице 24, внимательно прочтите правило.

- Что еще нового вы узнали о написании суффикса -к- в прилагательных?

- Суффикс -К- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму.

СЛАЙД 6

Экран: уз...ий, вяз...ий, скольз...ий, дерз...ий, француз...ий

- Вспомните, какой разряд прилагательных имеет краткую форму?

- Имеют ли данные прилагательные краткую форму? Образуйте, вставьте соответствующий суффикс.

Групповая работа . Составление текстов

- Ребята, вам знакомо слово гид? Дают ответы.

СЛАЙД 7

На экране - лексическое значение слова гид. Делают запись в словарик.

Динамическая пауза, прием включения обоих полушариев "Виктория - о,кей".

- Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли гида. Но перед этим дадим отдохнуть нашим глазам, а заодно настроим наш мозг на усиленную работу.

Творческая работа в группах

- Объединитесь в группы. Получите задания. Каждая команда должна составить текст, который можно будет использовать для рассказа о своей малой родине.

Получают карточки с заданиями:

1группа

1.Образовать прилагательные

Бильчир -

Бурят -

Оса -

Иркут -

Брат -

2. Составить текст на тему "Село Бильчир", используя образованные прилагательные, а также следующие слова:

находится, область, район, проживает , население, расположено, берег, море, природа.

2 группа

1.Образовать прилагательные

Брат -

Иркут -

Ангара -

Улей -

рыбак -

2. Составить текст на тему "Брат...ое море", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:

расположено, воды, наполнили, ловится, пляжи, окунь, чайка, залив, белокрылая, лодки, купаться, загорать.

3 группа

1.Образовать прилагательные

учитель -

Оса -

ученик -

бурят -

Англия -

2. Составить текст на тему "Бильчир..ая школа", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:

находится, район, талантливые дети, работает, коллектив, интересные, самоуправление, разные предметы, язык и литература, уроки

4 группа

1.Образовать прилагательные

Бильчир -

история -

воин -

село -

исследователь -

2. Составить текст на тему "Школьный музей", используя образованные прилагательные , а также следующие слова:

история бильчир...ой школы, много, интересные, славы, зал, вещи, находятся, хранятся, стенды, экспонаты, учреждений и организаций, бережно, ведут, работу.

Группы зачитывают тексты, обсуждают, оценивают.

Закрепление.

- Ребята, можно ли допустить в слове братский ошибку? Почему? Докажите, что в этом слове пишется суффикс -ск-. Проанализируйте слова бермудский и пиратский. Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?

- Определить существительное, от которого образовали прилагательное и обратить внимание на букву, стоящую перед суффиксом.

- Кто нам напомнит изученное сегодня правило?

Рефлексия

«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Домашнее задание. (На выбор)

1) подобрать 5 пословиц, в которых есть слова на изученное правило; выяснить значение данных пословиц.

2) выполнить упр.350, стр.25



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.