Правописание корней с чередованием –лаг-, -лож-
У а Никулина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка
Урок открытия нового знания
Определяем проблему урока
Определяем проблему урока ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛАЖЕНИЕ ??? ИЛИ ПОЧЕМУ?
Определяем проблему урока - Прочитайте слова парами. Можно ли назвать второе слово в каждой паре проверочным? Почему? положить - сложить - предлагать - разлагать - положит сложит предложит разложит - Какую проблему будем решать?
Проблема урока - Почему пишутся разные буквы – а или - о в корне лаг – лож ? - Какую букву писать в безударном положении?
Решаем проблему, открываем новые знания излагать слагать прилагательное изложить сложение приложение • Проанализируйте слова в левой и правой колонке. Попробуйте установить закономерность в написании букв а–о в корне -лаг-/- лож-. • Сформулируйте правило самостоятельно Записать слова, выделить корни.
Проверьте себя ЛАГ- ЛОЖ В корнях с чередованием -лаг-/- лож- перед Г пишем А, перед Ж пишем О.
Исключение Во всех ли предложенных словах наблюдается закономерность: перед Г пишем А, перед Ж пишем О? Положение,предлагать, изложение, излагать, полог.
Исключение ПО'ЛОГ – это …
Исключение ПО'ЛОГ – это занавеска, загораживающая кровать
Развитие правописных умений Списать, выделить орфограмму. Образец: положение Изл…жение, изл…гает, прил…гательное, возл…жить, пол…гается, прил…жение, предпол…жение, сл…гаемое, сл…жение, пол…жение, пол…г, безотл…гательный, возл…гать, отл…жить.
Минутка отдыха Составь слово: возьмите у слов предутренний - приставку поговорить – приставку слагаемое-корень решать – суффикс писал – суффикс прошедшего времени собирала – окончание Ответ:_____________________
Работа в группах КОМАНДА 1 От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные: изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать КОМАНДА 2 Объяснить значение фразеологических оборотов: Положа руку на сердце -…, сидеть сложа руки - ..., сложить голову - …, сложить руки - ..., сложить оружие - .... КОМАНДА 3 Разгадать загадки: 1.Безрукий, безногий старик через реку мост проЛОЖил. 2.В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, поЛОЖил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. 3. Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут поЛОЖу - человеку я служу. 4. ВЛОЖу, сЛОЖу, за море пущу, и там заговорит. КОМАНДА 4 Все ли слова к каждом ряду имеют чередующиеся корни –лаг-, лож-? Найдите четвертое лишнее слово в каждом ряду. 1) Сложение, положение, отложить, ложный. 2) Изложение, прилагательное, ложь, приложение. 3) Отложить, ложкарь, уложить, сложение. 4) Положение, флаг, полагаться, налагать.
Работа в группах. Проверка КОМАНДА 1 От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные: изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать Ответ: излагать - изложение, полагать - положение, предлагать - предложение, налагать - наложение, предполагать - предположение, возлагать - возложение
Работа в группах. Проверка КОМАНДА 2 Объяснить значение фразеологических оборотов: Положа руку -…, сидеть сложа руки - ..., сложить голову - …, сложить руки - ..., сложить оружие - .... Ответ: Положа руку на сердце - говорить искренне, сидеть сложа руки - бездельничать, сложить голову - погибнуть в сражении , сложить руки - перестать бороться, сложить оружие - прекратить вооружённое сопротивление
Работа в группах. Проверка КОМАНДА 3. 1.Безрукий, безногий старик через реку мост проЛОЖил. 2.В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, поЛОЖил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. 3. Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут поЛОЖу - человеку я служу. 4. ВЛОЖу, сЛОЖу, за море пущу, и там заговорит. 1. Мороз, лед на реке. 2. Печь. 3. Подъемный кран. 4. Письмо.
Работа в группах. Проверка КОМАНДА 4 Все ли слова к каждом ряду имеют чередующиеся корни –лаг-, лож-? Найдите четвертое лишнее. 1) Сложение, положение, отложить, ложный. 2) Изложение, прилагательное, ложь, приложение. 3) Отложить, ложкарь, уложить, сложение. 4) Положение, флаг, полагаться, налагать. Ответ: Ложный. Ложь. 3. Ложкарь. 4. Флаг.
Задание. Поселить слова в домики Изл…гать, пол…гать, изл…жить, предл…гать, прил…гать, предл…жение, пол…жение, распол…житься, возл…гать, изл…жите, сл…гать, нал…жение. лаг лож
Взаимопроверка 1-2- «хор.», 3-4 «уд», 5 и больше – «неуд.» лаг лож излагать полагать предлагать прилагать возлагать слагать изложить изложить предложение располо- житься положение наложение
Составьте словосочетания с существительными из второй колонки и подходящими по смыслу глаголами из первой, вставьте пропущенные буквы. высказать изменить написать просклонять пол…жение изл…жение предпол…жение прил…гательное
Проверка Высказать предположение, изменить положение, написать изложение, просклонять прилагательное.
Узнайте слово по его лексическому значению, запишите его 1.Прибавление одной цифры к другой - … 2.Название одного из чисел при сложении - … 3.Часть речи, обозначающая признак предмета - 4.Устный или письменный пересказ текста - … 5. Догадка, предварительная мысль - ... 6. Устроиться где-нибудь на отдых - ... 7. Сообщать свои мысли - ...
Проверка 1.Прибавление одной цифры к другой - сложение. 2.Название одного из чисел при сложении - слагаемое 3.Часть речи, обозначающая признак предмета - прилагательное. 4.Устный или письменный пересказ текста - изложение. 5. Догадка, предварительная мысль - предположение. 6. Устроиться где-нибудь на отдых -расположиться. 7. Сообщать свои мысли - излагать.
предЛОЖение
Выпишите цифру, под которой написано слово с корнем –ЛАГ-. 1) предл…гать; 2) сл…жение; 3) пол…г; 4) сл…гаемое. 2. Найдите «лишнее» слово: 1) предложение, 2) благодарность, 3)слагаемое. Рефлексия Выполните задания.
Рефлексия 1. 1), 4) 2. 2) Проверка Выпишите цифру, под которой написано слово с корнем –ЛАГ-. 1) предлагать; 2) сложение; 3) полог; 4) слагаемое. 2. Найдите «лишнее» слово: 1) предложение, 2) благодарность, 3)слагаемое.
1. Учить правило. 2. Упр. 449 (вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму). Домашнее задание