Урок русского языка в 5 классе «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 5
Учитель: Чаплыгина Татьяна Юрьевна
Автор УМК: Предметная линия учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Русский язык .5 класс.
Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Цель урока: Актуализировать знания о правописании непроизносимых согласных в корне слова; отработать умения подбирать проверочные слова; правильно писать проверяемые, непроверяемые, непроизносимые согласные в корне слова .
Планируемые результаты:
Личностные: научить детей вырабатывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; одновременно осозная себя как индивидуальность и как члена группы.
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми, непроизносимыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова.
Метапредметные: применение приобретенных знаний; умений и навыков, анализ языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы и технологии: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор
(На всех этапах урока использую здоровьесберегающие технологии)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели и задачи урока учащимся, чему должны научиться | Приветствие. Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». | Слушают учителя,,формулируют сами учащиеся,определив границы знания и незнания, участвуют в диалоге с учителем | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию автора) | ||
II. Актуализация знаний. Учебное действие | -Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно подбирать проверочные слова. Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной? - Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме из начальной школы. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других | ||
Внимание на экран. - На экран вынесены слова. Что вы заметили? Запишите слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркните орфограмму: чес?ный,извес?ный,мес?ный, счас?ливый, прелес?ный втрой столбик: вкус(?)ный,ужас(?)ный,опас(?)ный Организует и сопровождает деятельность учащихся. Выполнение упражнения 48,с 28 Подчеркните непроизносимые согласные,подберите проверочное слово. Контролирует правильность выполнения заданий | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | |||
III. Выявление затруднений | - Проверка слов: подбор проверочных. - Что обозначает слова «ненастный»? Найдите толкование слова «доблесть» в словаре (несколько учащихся работают с толковым словарем). - написание слов, которые нельзя проверить мы определяем по орфографическому словарю. | Слушают, рассматривают словари | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | ||
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - А сейчас работа с тренажером. ЭОР( тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/ | Формулируют цель учебной деятельности. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | ||
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Выполнение упражнений 49,с. 28. Учитель сопровождает деятельность учащихся | Выполняют упражнение. Учащиеся осуществляют контроль(самоконтроль, взаимоконтроль) Комментируют написание непроизносимых согласных. | Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции | ||
VI. Включение в систему знаний и повторение. | - Подведем итоги. - Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают вывод | Познавательные: Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: Исправляют, дополняют ответы одноклассников. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли. | ||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Домашнее задание: Параграф10,упр.50,с 28 (подобрать заголовок к тексту, выполнить задания к упражнению) | -Что нового вы узнали на уроке? - Какой этап урока вам понравился больше всего, а какой вызвал затруднения? - Дайте оценку своей работе | | Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Регулятивные: Оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |
ЭОР( тренажер) http://kid-mama.ru/neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku/