Урок русского языка в 4 классе «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
презентацияPPTX / 52.74 Кб
/data/files/k1674057080.pptx (презентация)
конспект урокаDOCX / 101.73 Кб
/data/files/b1674057167.docx (конспект урока)Тема урока: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с правописанием окончаний глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени
Задачи:
образовательная:
распознавать глаголы 2-го лица в настоящем и будущем времени;
определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени
(-ешь, -ишь);
использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.
развивающая
способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания
воспитательная
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс, часть 2;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | |||||||||||||
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение С. Я. Маршака Мы знаем: время растяжимо. Какого рода содержимым С. Маршак - Почему я начала урок с этого стихотворения? - О чём хотел сказать нам автор? - Я с вами согласна и уверенна, что время, отведённое на урок, не пройдёт напрасно. И чтобы не упустить ни одной минутки на уроке какими нужно быть? | Отвечают на вопросы Рассуждают, высказывают своё мнение Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. » | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие самоопределения, смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам, правильно употреблять их в речи - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | |||||||||||||
Минутка чистописания: гмг гмммг гмг Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент? Названия каких частей речи начинаются на эти буквы? Как связаны между собой эти части речи? Как называется изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени? Продолжите закономерность. Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М. -Чтобы узнать, о чём именно будем говорить сегодня, я вам предлагаю поработать в парах. У вас на столе лежат карточки со словами. Прочитайте эти слова. Карточка: Уголь, сжечь, друзья, вьюга, стричь, тишь, мышь, соль Что общего у этих слов? Как вы думаете, какое задание надо будет выполнить? Подумайте, как это сделать. Вспомним, какую роль выполняет Ь в этих словах? Проверим выполненную работу. (слайд) Ь? Уголь, сжечь, друзья, вьюга, стричь, тишь, мышь, соль Лист самооценки Запишите слова Решишь, принесёшь, стучишь, идёшь - Что можно сказать о данных слова? Какой частью речи являются? - Можно ли разделить глаголы на 2 группы? - По какому признаку? - Что общего у этих глаголов? - Докажите. 2. Фиксация индивидуального затруднения. - Ребята, какие окончания вы написали в данных глаголах? Какие трудности возникли при написании этих глаголов? | Глагол, как и местоимение имеют форму лица. Лицо и число глагола можно определить по местоимению. Проговаривают последовательность действий на уроке Обучающиеся работают в парах. Надо разбить эти слова на группы. На карточках: Уголь, сжечь, друзья, вьюга, стричь, тишь, мышь, соль (Приложение 1) Объединить слова по признакам. (Могут ребята предложить разбить слова по частям речи: существительное и глаголы - 1 способ, по роли ь в словах – 2 способ. Во втором способе объяснить написание ь знака в словах) Ь пишется: Работают в парах. Объединить слова по признакам. Объясняют деление слов на группы, проверяют (слайд) соль, уголь – ь -показатель мягкости друзья, вьюга – разд. Ь мышь, тишь –грамматический показатель: сущ. Ж.р. с основой на шип. стричь, сжечь – грамматический показатель: гл. н.ф. на - ЧЬ. С этими правилами мы знакомы. Записывают слова в тетрадь. -Выделить орфограммы - Это глаголы -Да. По времени: 1 группа - глаголы в настоящем времени, 2 группа - глаголы в будущем времени. Все глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимение ТЫ) Фронтальная проверка. - иш, ишь,ешь,еш Высказывают свои мнения Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные : умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником , умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, расширить представления детей о роли мягкого знака; Коммуникативные:: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке. | |||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | |||||||||||||
- В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - Над какой темой будем работать? | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя - При написании окончаний глаголов 2-ого лица, ед.ч, наст.и буд.в -Мы не знаем, как пишутся эти глаголы -2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени" | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |||||||||||
IV. Целеполагание Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | |||||||||||||
Слайд 4 - Какую цель ставим? Какие учебные задачи поставим? - Что нам поможет? -Приступим к выполнению первой учебной задачи, | -узнать, как пишутся окончания глаголов 2-ого лица, ед.ч, наст.и буд.в -научиться определять глаголы 2 лица, чтобы правильно их писать; - упражняться в правописании глаголов 2 лица, единственного числа; -закреплять знания о глаголе. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства - Свой опыт, учебник, учитель | Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: умение отвечать на вопросы. | |||||||||||
V. Открытие нового знания Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; | |||||||||||||
-Глаголы 2 лица единственного числа используются во многих пословицах, потому что пословицы обращены к каждому: к тебе, и к тебе! Исследуйте написание окончаний глаголов в пословицах. Сделайте вывод Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. “Делаешь наспех, сделаешь на смех. - К какому выводу вы пришли? - Какую роль выполняет мягкий знак в данных глаголах? Служит для обозначения мягкости согласного? Почему? Почему окончание глаголов 2-ого лица настоящего и будущего времени в единственном числе надо считать орфограммой? - Запишите понравившуюся пословицу, выделите окончание. -Как бы вы сформулировали это правило - Проверим себя, а для этого сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.85. - Верно ли мы с вами сделали вывод? Устранение затруднения. Какая задача стояла перед нами? Справились с ней? Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать глаголы, с которых мы начали работу на уроке? - Исправьте ошибку, если вы её допустили. (решишь, принесёшь, стучишь, идёшь) Вернёмся к карточке о работе мягкого знака в словах. - Какую новую группу слов мы запишем. Приведите свои примеры. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Работа в паре Отвечают на вопросы Выполняют задание в тетради В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак. Читают правило на стр.85. Фиксируют новое знание в речи Индивидуальная работа Выполняют самооценку | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль, коррекция | |||||||||||
VI. Физкультминутка Ребята, вы молодцы хорошо справились с заданием, я предлагаю вам отдохнуть «Вальс цветов» | |||||||||||||
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | |||||||||||||
-Мы с вами вывели правило, а теперь, опираясь на это правило, выполним задания, которые предлагает нам учебник. Переходим ко второй учебной задаче. Упр. 172(по заданию учебника) - Прочитайте текст упр. 172. - Какой это тип текста? - О каких цветах говорится в тексте? Слайд - Что вы можете рассказать об этих цветах? - Я бы хотела дополнить ваши высказывания: Незабудки («мышиное ухо») род травянистых растений. Некоторые виды культивируют в качестве красиво цветущих садовых растений. Незабудки встречаются в Европе, Азии, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Предпочитают влажные районы. Растут на полянах со свежей почвой. Некоторые виды, такие как незабудка болотная, можно встретить на берегах водоёмов, окраинах болот, вдоль ручьёв. - Мы возвращаемся у упр.172 -Какое задание нужно выполнить Проверим выполненную работу. Самооценка | Выполняют задания в тетрадях (индивидуально) Фронтальная проверка в обосновании правильности написания окончаний Отвечают на вопросы Читают текст Отвечают на вопросы Выполняют задания в тетрадях (индивидуально) Фронтальная проверка Выполняют самооценку | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: контроль, коррекция | |||||||||||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | | | |||||||||||
-А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить знания, которые вы получили на уроке и выполнить упр.175 Самопроверка Слайд - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина? - Оцените выполненное задание, используя алгоритм самооценки Слайд Самооценка | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: самоопределение. | |||||||||||
IX.Включение в систему знаний и повторение Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Вспомним наш девиз. Задание: Соедини фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа. Держать язык за зубами (молчать) Клевать носом (дремать, спать) Лететь сломя голову (бежать) Намять бока (побить) Водить за нос (хитрить) Повесить нос (загрустить) Тянуть кота за хвост (медлить) Ломать голову(думать) Унести ноги (убежать) Делать из мухи слона (врать) За пояс заткнуть (победить) Набрать в рот воды(молчать) Кривить душой(лгать) Самооценка | Выполняют задания в группах | Коммуникативные: - - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, - способность к самооценке своих действий, поступков; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - осознавать познавательную задачу; | |||||||||||
Х. Подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; | |||||||||||||
Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам небольшой тест «+, -». У глаголов 2 лица ед. числа после шипящих ь не пишется. (-) 2. Глагол обозначает действие предмета (+) 3. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (- ) 4.Глаголы 2 лица ед. числа в наст. и буд. времени имеют окончания ишь, ешь. (+) 5. Глаголы изменяются по числам. (+) 6. Не с глаголами пишется раздельно. (+) 7.Глагол пишешь относится к 1 лицу ед. числа. (-) 8. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением (да) 9.Глагол смотришь стоит в прошедшем времени. (-) | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |||||||||||
Получился «+». Что мы можем прибавить на уроке русского языка? (новые знания) - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? -Чему вы научились на уроке? -Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики Выставление оценок Слайд Домашнее задание с.87 № 177 | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | |||||||||||
ХI.Рефлексия Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики | В ыполняют самооценку | Регулятивные УУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. Ь? | Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. . Ь? |
Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. Ь? | Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. . Ь? |
Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. Ь? | Уголь, сжечь, тишь, вьюга, стричь, друзья, мышь, соль. Ь? |
Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. | Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. |
Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. | Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. |
Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. | Знание приобретешь — не пропадешь. Упустишь минутку, потеряешь час Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнёшь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. |
Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа
Держать язык за зубами бежать __________ Водить за нос молчать ___________ Лететь сломя голову хитрить ____________ | Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа Урчать под нос убежать________ Набрать в рот воды ворчать______ Унести ноги замолчать________ |
Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа Намять бока хитрить__________ Водить за нос убежать__________ Унести ноги побить______ | Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа Вешать лапшу на уши спать__________ За пояс заткнуть врать________ Клевать носом победить________ |
Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа Проглотить язык шуметь Заговаривать зубы замолчать Ходить на голове лгать | Соедините фразеологизм с его значением. Образуй от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего времени 2-го лица единственного числа Лететь сломя голову загрустить Держать язык за зубами молчать Повесить нос бежать
|
Лист самооценки:
| Лист самооценки:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист самооценки:
| Лист самооценки:
|
Тема: «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
Научиться……
Упражняться……
Повторить………
Научиться определять глаголы 2 лица
ед. ч
Упражняться в правописании глаголов 2 лица ед.ч.
Закреплять знания о глаголе