Урок русского языка в 8 классе «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»
Колосова Ольга Валерьевна
Урок письма и развития речи 8 класс
Тема урока: «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся навыков правописания глаголов 2 лица единственного числа.
Задачи:
1. Закрепить понятие глагола, способствовать отработке навыков написания глаголов 2 лица единственного числа. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов 2 л. ед.ч.).
2. Корригировать мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Урок закрепления знаний
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint, иллюстрации для проверки усвоения домашнего задания, наглядная опора, карточки, подвижная наглядность, видеофильм «Профилактика коронавируса. 7 простых шагов», видео отрывок для физминутки, аудио отрывки для музыкального диктанта.
Организационный момент (организация начала урока). Цель: Организовать класс на работу. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Учащиеся называют слова приветствия (привет, здравствуйте, салют и т.д.) | - Когда люди встречаются, принято здороваться. Каждый привык делать это по-своему, но нынешняя ситуация в стране диктует нам свои условия. Так, от рукопожатий лучше отказаться, например и ограничиться приветствием. Улыбнитесь и поздоровайтесь, посмотрим, сколько вариантов приветствия вы вспомните. - 2020 год внёс много изменений и ограничений в нашу жизнь из-за распространения коронавирусной инфекции. Но жизнь продолжается и чтобы жить качественно и не заразиться COVID – 19 необходимо соблюдать меры предосторожности. Внимание на экран. - Предлагаю на уроке письма продолжить работу с глаголами и повторить правила безопасности с целью недопущения распространения ковидной инфекции. | Видеофильм «Профилактика коронавируса. 7 простых шагов» | |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания) Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Учащиеся зачитывают словосочетания, составленные дома. Ученики отвечают на вопрос учителя (суффикс – ся указывает на то, что действие направлено на самого себя). С помощью иллюстраций дети называют глаголы с суффикс – ся и образовывают глаголы, отвечающие на вопрос что делаешь? | с. 154 упр.206 (5-10 предложения) - Я буду называть словосочетания, которые даны в учебнике, а вы те, что придумали сами по образцу. - На что указывает суффикс – ся в глаголах? - Посмотрите на иллюстрации и назовите глаголы с суффиксом – ся, отвечающие на вопросы что делает? - Образуйте от этих глаголов глаголы, отвечающие на вопрос что делаешь? | Учитель следит за полнотой ответов Иллюстрации, изображающие действия людей | |
Актуализация опорных знаний, представлений. Цель: Актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи. | |||
Учащиеся слушают учителя, рассматривают иллюстрации на слайде. 2-3 человека по очереди рассказывают правило о глаголе и его грамматических категориях по схеме. | - Продолжаем изучать глаголы и будем дальше учиться правильно писать их. А также повторим правила профилактики ковидной инфекции. - Чтобы не заразиться COVID -19 обязательно нужно мыть руки с мылом как можно чаще. Придя с улицы, перед едой, после контакта с кем-либо…На доске расположим индикатор выполнения нашей работы на уроке. С каждым выполненным заданием частица вируса будет смываться с рук. Готовы? - В русском языке тоже есть правила. Давайте расскажем одно из них, пользуясь схемой на доске. | слайд Слайд СХЕМА ГЛАГОЛА | |
Постановка цели и задач урока Цель: Учить детей планировать свою деятельность. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Учащиеся записывают группы слов в тетрадь. Выделяют общие корни. Определяют части речи слов на доске и в тетрадях. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают правило о написании глаголов 2 лица единственного числа. Учащиеся производят запись в тетрадь. Учащиеся ставят цели на урок. | Коррекционное упражнение Задумчивый, дума, задумаешь. Ударяешь, удар, ударный. - На какие 2 группы разделены слова? Назовите слова первой группы. Какие они между собой? Выделите общие корни. Назовите слова второй группы. Какие они между собой? Выделите общие корни. - Определите части речи слов на доске. - На какие 3 группы можно разделить слова? (сущ. – прил. – гл.) - Назовите глаголы. Какое правило знаем для написания таких глаголов? - Запишите сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока «Правописание глаголов 2 л. ед.ч.». - Поставьте цели на сегодняшний урок, пользуясь темой урока и словами – подсказками (повторить правило написания, закрепить навыки написания, тренироваться в написании) | Слова для ежедневной работы над ошибками на доске. Запись слов дифференцирована по объему. Наталья Г. – 1 группу слов. | |
V. Закрепление и повторение изученного материала Цель: Закрепить полученные знания, отработать навыки правописания глаголов 2 лица единственного числа с помощью упражнений. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Ответы учащихся Ребята в парах распределяют глаголы по группам в соответствии с их лицом. Учащиеся озвучивают свои представления об иммунитете. Ответы учащихся. Один ученик (ца) по желанию читает стихотворение вслух. Зачитывают 3 сравнения из стихотворения. Записывают 2 предложения в тетрадь и на доску согласно заданию. | Коррекционное упражнение «Классификация» - Для того чтобы правильно писать глаголы 2 лица единственного числа, нужно их узнавать в тексе в первую очередь. А для этого нужно уметь различать лицо у глаголов. Проверим, как вы научились это делать? Инструкция - Всем известно, что в общественном месте необходимо надевать медицинскую маску. Для чего? - Вам необходимо распределить маски с разной маркировкой. Должно получиться 3 группы. В первой группе будут маски с маркировкой: глаголы 1 лица, во второй – глаголы 2 лица и в третьей – глаголы 3 лица. Работа с учебником - Любая инфекция «цепляется» к человеку, если у него плохой иммунитет. Что такое иммунитет? - Запомните это слово, кто только что узнал его. Запомните, как оно пишется. - Что же нужно для того, чтобы поддерживать иммунитет в организме? (прогулки на свежем воздухе, правильное питание, витамины) - О прогулке на свежем воздухе очень красочно написал поэт Валентин Берестов в своём стихотворении «Мой спутник – дождик». Откройте с. 155, упр. 207. - Прочитайте задание. - Прочитайте стихотворение «про себя», выполняя задание. - Прочитайте стихотворение вслух. - Выпишем из стихотворения сравнения. С чем или кем сравнивает поэт дождик? (2 предложения) - Какая орфограмма встречается в глаголах? Ь в окончаниях глаголов выделите. | Работа в парах слайд слово на доске По одному сравнению у доски | |
Физкультминутка «Музыкальный челлендж» Цель: Снять усталость и напряжение. Корригировать внимание на основе выполнения заданий. Интерактивное сопровождение | |||
Учащиеся записывают в тетрадь глаголы 2 лица единственного числа, которые встречаются в воспроизводимых отрывках песен. Учащиеся высказывают свою точку зрения. Вписывают в карточку противоположные по смыслу глаголы. Зачитывают получившийся текст. | «Музыкальный диктант» - Запишите в тетрадь глаголы 2 лица единственного числа, которые услышите в отрывках песен.
Коррекционное упражнение «Противоположное значение» (работа с карточкой) - Послушайте правила поведения в случае, если вы подозреваете у себя COVID. Согласны с такими правилами? - Замените глаголы на противоположные по смыслу так, чтобы получился логичный текст.
| Напомнить о соблюдении орфографического режима. Индивидуальные карточки | |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Ответы учащихся | - Чему учились на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Что больше всего вам запомнилось на уроке? - Какие упражнения оказались трудными? - Достигли своих целей? Оценивание | | |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. С помощью учителя разбирают задание учебника. | с. 155 упр. 208 - Спишите. Вставьте пропущенный ь в глаголы 2 лица единственного числа. | Дифференциация по объему выполняемого задания |