Урок русского языка в 1 классе «Правописание парных согласных в конце слов»
Класс: 2
УМК «Перспектива»
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание парных согласных в конце слов»
Тип урока: изучение нового материала
Место и роль урока в изучаемой теме: «Фонетика и графика». 2й урок по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».
Цель: сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках. Ввести алгоритм проверки и написания слов с парными
звонкими и глухими согласными звуками в конце слова. Обеспечить развитие орфографической зоркости. Создать условия для
успешного закрепления изученного материала.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
| УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться: § осознавать роль языка и речи в жизни людей; § сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | - определение цели деятельности на уроке с помощью учителя; - умение учиться работать по предложенному учителем плану; - умение проводить сравнительный анализ слов, контроль. - проводить самооценку деятельности на уроке.
| - освоение умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой; - умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; - составлять алгоритм рассуждения под руководством учителя.
| - умение объяснять свои действия; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; - учиться толерантному поведению. | -определение жизненной позиции в вопросе охраны окружающей среды; -понимание причины успеха в учебной деятельности; -осознание алгоритма своего действия; -проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, понимание причины успеха в учебной деятельности
|
Ход урока
| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
| Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный этап
| Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Фронтальная. | Организовывает положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
-Что для этого нужно?
- Расскажите правила поведения на уроке. -Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится. | Эмоционально демонстрируют положительное отношение к одноклассникам и учителю. -Интересным, весёлым, познавательным.
-Внимательно выполнять задания, активно работать.
Учащиеся рассказывают правила поведения на уроке, объясняют, зачем нужно соблюдать эти правила. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность | Личностные: определяют личностный смысл учения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2 | Мотивация к учебной деятельности
| Эмоциональный настрой на урок | Фронтальная.
| Организовывает коммуникативную деятельность для развития интереса к уроку. - Сегодня на уроке мы посетим……. - Отгадайте загадку………. В тихом райском уголке Птицы распевают, И невиданной красы Звери проживают. Люди добрые душой Охраняют их покой. Это – чудо, сказка, сад – Наш любимый … - Что такое зоопарк?
- Кто был в зоопарке? Кто там живет? (чтение учителем понятия «зоопарк» из словаря) - А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи. | Участвуют в диалоге, рассуждают.
- Зоопарк - Зоопарк – это место для зверей со всего мира. - В зоопарке живут разные звери.
| Развитие интереса к дальнейшей деятельности. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
| Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: умеют определять и формулировать ответы по описанным признакам. |
3 | Актуализация знаний
| Выявление знаний о классификации звуков речи. Умение анализировать и классифицировать звуки речи.
| Фронтальная
Индивидуальная
| Организовывает коммуникативную деятельность для выявления знаний по теме «Звуки речи»
-Зоопарк. Это слово сложное. Как его объяснить? (Зоологический парк)
- Из слова «Зоопарк» назовите все согласные звуки. - Какой звук лишний? Почему?
- Из звуков [з], [п], [к] назовите лишний звук? Почему?
- Какой буквой обозначается звук [з]?
- Сегодня будем писать букву з строчную в соединении с элементом длинная петля внизу. - Из каких элементов состоит буква з строчная. (письмо буквы в воздухе, запись учащимися одной строки) - Составьте слова и узнайте, какие животные живут в зоопарке? а, ц, я З у, р, б е, р, б, а - Что общего в этих словах?
- Назовите слово, которое отличается от других. - Почему? (слово из словаря) - Какая орфограмма в этом слове? - Запишите это слово. - А теперь на доске вы видите картинки. - Назовите, кто изображен на этих картинках? - Какое слово лишнее? Почему? - Запишите слова самостоятельно. (самопроверка с доски по презентации) В это время 4 ученика работают по карточкам. Составить и записать предложения. - А теперь послушаем, какие предложения записали учащиеся.
| Выполняют задания по чистописанию, участвуют в диалоге, заполняют оценочные листы Выслушиваются варианты. - Зоологический – обитают животные. - Парк – возможность прогуливаться - [з], [п], [р], [к]
- Лишний звук [р], потому что он не является парным, а все остальные - парные - Лишний звук [з], потому что он звонкий, а все остальные глухие
- Звук [з] обозначается на письме буквой З.
- Полуовал, удлиненная петля внизу
- Заяц, зубр, зебра
- Они все обозначают животных и начинаются с буквы З. - Заяц
- Это слово из словаря - Непроверяемая гласная Я
- Медведь, собака, лисица, петух
- Петух – птица
Чтение предложений учащимися (Учащиеся заполняют оценочные листы) | Развитие каллиграфического навыка; развитие навыка распознавания парных согласных и умения их выделять из слова. Закрепление знания слов из словаря; развитие мыслительных операций.
| Регулятивные: осуществляют сравнительный анализ, выполняют самопроверку по образцу. Осуществляют самооценку своих действий. Коммуникативные: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи аргументируют свою позицию Познавательные: владеют способами выполнения заданий поискового характера; осуществляют логические действия.
|
4 | Зрительная гимнастика. | Организовать отдых детей
| Индивидуальная | Контролирует, при необходимости корректирует правильность выполнения упражнений
| Выполнение зрительных упражнений, с параллельным просмотром на большом экране | Снятие зрительного напряжения; повышение продуктивности работы. | Регулятивные: обеспечивают саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии |
5 | Самоопределение к деятельности | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Обсуждение затруднения; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить |
Работа в группах.
Фронтальная | Учитель на данном этапе создаёт проблемную ситуацию и подводит учащихся к её формулированию. - Итак, мы отправляемся в зоопарк. - Зоопарк – общественное место и поэтому нужно уметь себя вести правильно при посещении его. -В зоопарке жизнь идёт своим чередом, но от нас с вами зависит, будут ли наши друзья здоровы, будет ли им хорошо и спокойно. А для того, чтобы животные не болели и жили долго, очень важно соблюдать некоторые правила поведения.
- Наши друзья Аня и Ваня тоже решили прогуляться по зоопарку. Они увидели много разных животных. После посещения зоопарка они захотели составить список животных, которых там увидели. Вот что у них получилось: жираф, медветь, морш, ёрш, ёш, леф. Учитель, Мудрый Филин, увидел результат и остался в недоумении. - Можете ли вы сказать, почему удивился Мудрый Филин? - Есть ли у вас желание помочь Ане и Ване правильно записать эти слова? - Как нужно было записать эти слова? Что для этого нужно?
- Сформулируйте цель нашего урока?
| Работают в группах. Участвуют в обсуждении решаемой задачи. Отвечают на вопросы. Рассуждают над поставленной проблемой.
Работа в группах по теме «Правила поведения в зоопарке» Учащиеся составляют правила по картинкам и проверяют по слайдам презентации, аргументируя свою точку зрения
- Выслушиваются мнения учащихся (акцентируется внимание на то, что в конце слов стоят парные согласные). - Чтобы правильно сделать выбор слов с парной согласной, предназначенной для определённой группы, нужны специальные знания и умения. - Научиться проверять парную согласную в конце слов. | Воспитание культуры поведения в общественных местах. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка цели урока.
| Коммуникативные: с помощью вопросов выясняют недостающую информацию, аргументируют свое предположение; умеют убеждать и уступать, работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий. Регулятивные: умеют определять и формулировать тему урока. Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. |
6 | Открытие нового знания | Выделение парных согласных в конце слов, поиск правила проверки этих согласных; развитие мыслительных операций.
| Фронтальная | Учитель организовывает коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. - Добро пожаловать в гости к замечательным животным! - Откройте рабочую тетрадь на с.53, найдите упр. 94 - Назовите изображенных животных. - А теперь посмотрите на доску, здесь записаны названия этих животных. На доске: ЖИРАФ, НОСОРОГ, ВЕРБЛЮД, ЛЕВ, КРОЛИК, КОТ. -Прочитайте слова- названия животных. -Выделите в словах последний согласный звук. Какой это звук? - Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме в словах: жираф, кролик, волк - Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме в словах: верблюд, ёж, морж. - Что заметили? (одновременно идет запись слов в столбик) жираф кролик кот носорог верблюд лев Чтение сведений о языке с.107 учебника. - Подчеркните букву на конце этих слов. - А теперь какая перед нами стоит задача? - Кто догадался, как проверить написание согласных?
- Измените эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало. 1)Вывод правила 2)Чтение правила на с. 108. | Участвуют в обсуждении решаемой задачи. Отвечают на вопросы. Работают с учебником.
-Жираф, носорог, верблюд, лев, кролик, кот
Выделение звуков
Сравнение произношения и написания глухих парных согласных Сравнение произношения и написания звонких парных согласных Учащиеся формулируют вывод о том, что произношение и написание парных согласных на конце не всегда совпадают.
- Найти способ проверки написания парных согласных в конце слова. Предположения учащихся
Чтение правила учащимися | На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий.
| Коммуникативные: с помощью вопросов выясняют недостающую информацию, аргументируют свое предположение; умеют убеждать и уступать, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Регулятивные: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
7 | Физкультминутка. | Организовать отдых детей; обеспечить включение школьников в совместную деятельность. | Индивидуальная | Учитель контролирует, при необходимости корректирует правильность выполнения упражнений Музыкальная зарядка с животными | Самоконтроль выполнения упражнений.
Выполнение двигательных упражнений, с параллельным просмотром на большом экране | Снятие мышечной усталости; повышение продуктивности работы. | Регулятивные: обеспечивают саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии |
8 | Закрепление нового способа действия
| Отработка навыка в различении парных согласных по звонкости и глухости; нахождения парных звонких/глухих согласных на конце слова, требующих проверки; подбора проверочных слов;
| Фронтальная.
Групповая.
Парная практическая работа на компьютере | Учитель создает ситуацию успеха, способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность - Давайте вернемся к нашим друзьям Ане и Ване. Так какое же правило нужно знать ребятам, чтобы правильно написать слова. - Исправьте ошибки, докажите свое мнение.
с. 53, упр. 94 в рабочей тетради -Используя правило, запишите проверочные слова к тем, которые мы записали в столбик.
Учитель разбивает класс на 3 группы по уровням . Разноуровневая творческая работа по карточкам «Составь стихотворение».
Учитель организует разбиение учащихся на пары по желанию и парную работу на компьютере.
| Отвечают на вопросы. Работают в группах и парах.
- Правило проверки парных согласных в конце слова.
Учащиеся устно исправляют ошибки, объясняют постановку правильного согласного, используя правило.
Учащиеся у доски по цепочке с объяснением записывают проверочные слова
Работа в группах. Учащиеся в зависимости от уровня группы составляют стихотворение, используя полученные знания о правиле проверки парных согласных в конце слов Проверка: на слайдах презентации стихотворение, в котором правильно написаны слова с орфограммой «Парные согласные в конце слов» и указаны проверочные слова. (Учащиеся заполняют оценочные листы)
Работа в парах попеременно
(Учащиеся заполняют оценочные листы) | На данном этапе новое знание включалось в систему знаний.
Учащиеся в группах выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их проверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
| Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации из учебника; овладение способностью выделения предметной информации с помощью учителя, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей. Регулятивные: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы. Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
|
9 | Рефлексия. | Закрепление успеха учащихся; повторение правила проверки парных согласных в конце слов. Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
| Фронтальная. Индивидуальная. | Учитель организует учащихся на самооценку своей работы, организует рефлексию. - Какую цель вы поставили в начале урока? - Добились ли вы этой цели? - Что вы узнали? Закончите предложение. • Для того, чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо… - Для чего нам понадобились эти правила? Оцените себя: - Сегодня на уроке я научился… - Мне было интересно… - Мне было трудно… - Могу похвалить себя за то, что… - Больше всего мне понравилось… - Мне показалось важным… - Для меня было открытием то, что… - Ответьте на вопрос: Что произойдет, если люди будут писать неграмотно? | Дают самооценку своей деятельности на уроке.
- Научиться писать проверяемую согласную в конце слова.
Выслушиваются мнения учащихся
Самооценка. | На данном этапе учащиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем. Коммуникативные: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности. |
10 | Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания
| Индивидуальная | - Подобрать 5 слов из словаря с парной согласной в конце и записать проверочные слова. - Попробуйте найти ответ на вопрос: «Нужна ли грамотность человеку?» | Задают уточняющие вопросы, записывают в дневник домашнее задание
| Попытка найти ответ на основополагающий вопрос, изучаемой темы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения
|