Урок русского языка в 1 классе «Правописание парных согласных в конце слов»

2
0
Материал опубликован 31 May 2023

Класс: 2

      УМК «Перспектива»

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание парных согласных в конце слов»

Тип урока: изучение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: «Фонетика и графика». 2й урок по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».      

Цель: сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках. Ввести алгоритм проверки и написания слов с парными

звонкими и глухими согласными звуками в конце слова. Обеспечить развитие орфографической зоркости. Создать условия для

успешного закрепления изученного материала.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

 

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Обучающиеся научатся:

  • Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • Находить в словах изученные орфограммы на слух.
  • Активно использовать речевые средства для решения  коммуникативных и познавательных задач;
  • Умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

§   осознавать роль языка и речи в жизни людей;

§   сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- умение учиться работать по предложенному учителем плану;

- умение проводить сравнительный анализ слов, контроль.

- проводить самооценку деятельности на уроке.

 

- освоение умения подбирать проверочные слова с нужной орфограммой;

- умение делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- составлять алгоритм рассуждения под руководством учителя.

 

 

- умение объяснять свои действия;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

- учиться толерантному  поведению.

-определение жизненной позиции в вопросе охраны окружающей среды;

-понимание причины успеха в учебной деятельности;

-осознание алгоритма своего действия;

-проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, понимание причины успеха в учебной деятельности

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 Название  

 этапа урока

 

                                                      

 

 

            

 

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

 

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный

этап

 

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.  

Фронтальная.

Организовывает положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

 

 

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

 

 

-Что для этого нужно?

 

 

- Расскажите правила поведения на уроке.

-Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Эмоционально демонстрируют положительное отношение к одноклассникам и учителю.

-Интересным, весёлым, познавательным.

 

 

-Внимательно выполнять задания, активно работать.

 

Учащиеся рассказывают правила поведения на уроке, объясняют, зачем нужно соблюдать эти правила.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Личностные: определяют личностный смысл учения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2

Мотивация к учебной деятельности

 

 

Эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает коммуникативную деятельность для развития интереса к уроку.

- Сегодня на уроке мы посетим…….

- Отгадайте загадку……….

 В тихом райском уголке

Птицы распевают,

И невиданной красы

Звери проживают.

Люди добрые душой

Охраняют их покой.

Это – чудо, сказка, сад –

Наш любимый …

- Что такое зоопарк?

 

- Кто был в зоопарке? Кто там живет?

 (чтение учителем понятия «зоопарк» из словаря)

 - А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.

Рисунок3

Участвуют в диалоге, рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Зоопарк

- Зоопарк – это место для зверей со всего мира.

- В зоопарке живут разные звери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие интереса к дальнейшей деятельности. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

 

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.  

 

 

 

Познавательные: умеют определять и формулировать ответы по описанным признакам.

3

Актуализация знаний

 

 

Выявление знаний о классификации звуков речи. Умение анализировать и классифицировать звуки речи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Организовывает коммуникативную деятельность для выявления знаний по теме «Звуки речи»

 

-Зоопарк.  Это слово сложное. Как его объяснить?  (Зоологический парк)

 

 

 

- Из слова «Зоопарк» назовите все согласные звуки.

- Какой звук лишний? Почему?

 

 

 

- Из звуков [з][п][к] назовите лишний звук? Почему?

 

 

- Какой буквой обозначается звук [з]?

 

- Сегодня будем писать букву з строчную в соединении с элементом длинная петля внизу.

- Из каких элементов состоит буква з строчная.

(письмо буквы в воздухе, запись учащимися одной строки)

- Составьте слова и узнайте, какие животные живут в зоопарке?

image002.png         а, ц, я

  З     у, р, б

         е, р, б, а

- Что общего в этих словах?

 

 

- Назовите слово, которое отличается от других.

 - Почему?  (слово из словаря)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Запишите это слово.

- А теперь на доске вы видите картинки.

- Назовите, кто изображен на этих картинках?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Запишите слова самостоятельно.

 (самопроверка с доски по презентации)

В это время 4 ученика работают по карточкам. Составить и записать предложения.

image003.jpg

- А теперь послушаем, какие предложения записали учащиеся.

 

Выполняют задания по чистописанию, участвуют в диалоге, заполняют оценочные листы

Выслушиваются варианты.

Зоологический – обитают животные.

- Парк – возможность прогуливаться

[з][п][р][к]

 

- Лишний звук [р], потому что он не является парным, а все остальные - парные

- Лишний звук [з], потому что он звонкий, а все остальные глухие

 

- Звук [з] обозначается на письме буквой З.

 

 

 

 

 

- Полуовал, удлиненная петля внизу

 

 

 

- Заяц, зубр, зебра

 

 

 

 

 

- Они все обозначают животных и начинаются с буквы З.

- Заяц

 

- Это слово из словаря

- Непроверяемая гласная Я

 

- Медведь, собака, лисица, петух

 

 

- Петух – птица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение предложений учащимися

(Учащиеся заполняют оценочные листы) 

Развитие каллиграфического навыка; развитие навыка распознавания парных согласных и умения их выделять из слова.

Закрепление знания слов из словаря; развитие мыслительных операций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют сравнительный анализ, выполняют самопроверку по образцу. Осуществляют самооценку своих действий.

Коммуникативные:  представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи аргументируют свою позицию

Познавательные:

владеют способами выполнения заданий поискового характера; осуществляют

логические действия.

 

4

Зрительная гимнастика.

Организовать отдых детей

 

Индивидуальная

Контролирует, при необходимости корректирует правильность выполнения упражнений

 

Выполнение зрительных упражнений, с параллельным просмотром на большом экране

Снятие зрительного напряжения; повышение продуктивности работы.

Регулятивные: обеспечивают саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии

5

Самоопределение к деятельности

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».  Обсуждение затруднения; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Учитель на данном этапе создаёт проблемную ситуацию и подводит учащихся к её формулированию.

- Итак, мы отправляемся в зоопарк.

- Зоопарк – общественное место и поэтому нужно уметь себя вести правильно при посещении его.

-В зоопарке жизнь идёт своим чередом, но от нас с вами зависит, будут ли наши друзья здоровы, будет ли им хорошо и спокойно. А для того, чтобы животные не болели и жили долго, очень важно соблюдать некоторые правила поведения.

 

 

 

 

 

Наши друзья Аня и Ваня тоже решили прогуляться по зоопарку. Они увидели много разных животных. После посещения зоопарка они захотели составить список животных, которых там увидели. Вот что у них получилось:

жираф, медветь, морш, ёрш, ёш, леф.

Учитель, Мудрый Филин, увидел результат и остался в недоумении.

- Можете ли вы сказать, почему удивился Мудрый Филин?

- Есть ли у вас желание помочь Ане и Ване правильно записать эти слова?

- Как нужно было записать эти слова? Что для этого нужно?

 

 

 

 

 

 

- Сформулируйте цель нашего урока?

 

Работают в группах. Участвуют в обсуждении решаемой задачи. Отвечают на вопросы. Рассуждают над поставленной проблемой.

 

Работа в группах по теме «Правила поведения в зоопарке»

Учащиеся составляют правила по картинкам и проверяют по слайдам презентации, аргументируя свою точку зрения

image004.jpg

image005.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выслушиваются мнения учащихся (акцентируется внимание на то, что в конце слов стоят парные согласные).

- Чтобы правильно сделать выбор слов с парной согласной, предназначенной для определённой группы, нужны специальные знания и умения.

- Научиться проверять парную согласную в конце слов.

Воспитание культуры поведения в общественных местах. Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка цели урока.

 

 

Коммуникативные: с помощью вопросов выясняют недостающую информацию, аргументируют свое предположение; умеют убеждать и уступать, работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей и задач, расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий.

Регулятивные: умеют определять и формулировать тему урока.

Личностные:  самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

6

Открытие нового знания

Выделение парных согласных в конце слов, поиск правила проверки этих согласных; развитие мыслительных операций.

 

Фронтальная

Учитель организовывает коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации.

- Добро пожаловать в гости к замечательным животным!

- Откройте рабочую тетрадь на с.53, найдите упр. 94

- Назовите изображенных животных.

- А теперь посмотрите на доску, здесь записаны названия этих животных.

На доске: ЖИРАФ, НОСОРОГ, ВЕРБЛЮД, ЛЕВ, КРОЛИК, КОТ.

-Прочитайте слова- названия животных.

-Выделите в словах последний согласный звук. Какой это звук?

- Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме в словах: жираф, кролик, волк

- Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме в словах: верблюд, ёж, морж.

- Что заметили?

(одновременно идет запись слов в столбик)

жираф

кролик

кот

носорог

верблюд

лев

Чтение сведений о языке с.107 учебника.

- Подчеркните букву на конце этих слов.

 - А теперь какая перед нами стоит задача?

- Кто догадался, как проверить написание согласных?

 

 

 

- Измените эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.

1)Вывод правила

2)Чтение правила на с. 108.

Участвуют в обсуждении решаемой задачи.  Отвечают на вопросы. Работают с учебником.

 

 

 

 

 

-Жираф, носорог, верблюд, лев, кролик, кот

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение звуков

 

Сравнение произношения и написания глухих парных согласных

Сравнение произношения и написания звонких парных согласных

Учащиеся формулируют вывод о том, что произношение и написание парных согласных на конце не всегда совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

- Найти способ проверки написания парных согласных в  конце слова.

Предположения учащихся

 

 

 

Чтение правила учащимися

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий.

 

Коммуникативные: с помощью вопросов выясняют недостающую информацию, аргументируют свое предположение; умеют убеждать и уступать, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательныедобывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

Регулятивные:  выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7

Физкультминутка.

Организовать отдых детей; обеспечить включение школьников в совместную

деятельность.

Индивидуальная

Учитель контролирует, при необходимости корректирует правильность выполнения упражнений

Музыкальная зарядка с животными

Самоконтроль выполнения упражнений.

 

Выполнение двигательных упражнений, с параллельным просмотром на большом экране

Снятие мышечной  усталости; повышение продуктивности работы.

Регулятивные: обеспечивают саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии

8

Закрепление нового способа действия

 

 

 

Отработка навыка в различении парных согласных по звонкости и глухости; нахождения парных звонких/глухих согласных на конце слова, требующих проверки; подбора проверочных слов;

 

Фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная практическая работа на компьютере

Учитель создает ситуацию успеха, способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность

Давайте вернемся к нашим друзьям Ане и Ване. Так какое же правило нужно знать ребятам, чтобы правильно написать слова.

- Исправьте ошибки, докажите свое мнение.

 

 

 

 

с. 53, упр. 94 в рабочей тетради

-Используя правило, запишите проверочные слова к тем, которые мы записали в столбик.

 

Учитель разбивает класс на 3 группы по уровням .

Разноуровневая творческая работа по карточкам «Составь стихотворение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель организует разбиение учащихся на пары по желанию и парную работу на компьютере.

 

Отвечают на вопросы.

Работают в группах и парах.

 

 

- Правило проверки парных согласных в конце слова.

 

 

Учащиеся устно исправляют ошибки, объясняют постановку правильного согласного, используя правило.

 

Учащиеся у доски по цепочке с объяснением записывают проверочные слова

 

Работа в группах. Учащиеся в зависимости от уровня группы составляют стихотворение, используя полученные знания о правиле проверки парных согласных в конце слов

Проверка: на слайдах презентации стихотворение, в котором правильно написаны слова с орфограммой «Парные согласные в конце слов» и указаны проверочные слова.

image006.jpg

(Учащиеся заполняют оценочные листы)

 

Работа в парах попеременно

image007.jpg

 

image008.jpg

 

image009.jpg

 

image010.jpg

 

(Учащиеся заполняют оценочные листы) 

image011.jpg

На данном этапе новое знание включалось в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в группах выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их проверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации из учебника; овладение способностью выделения предметной информации с помощью учителя, выделяя существенные признаки, и практическое её использование; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей.

Регулятивные:

овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

Коммуникативные:

овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

 

9

Рефлексия.

Закрепление успеха учащихся;

повторение правила проверки парных согласных в конце слов. Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

 

Фронтальная. Индивидуальная.

Учитель организует учащихся на самооценку своей работы, организует рефлексию.

Какую цель вы поставили в начале урока?  

Добились ли вы этой цели?

- Что вы узнали?

Закончите предложение.

• Для того, чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо…

- Для чего нам понадобились эти правила?

Оцените себя:

- Сегодня на уроке я научился…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что…

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием то, что…

- Ответьте на вопрос: Что произойдет, если люди будут писать неграмотно?

Дают самооценку своей деятельности на уроке.

 

- Научиться писать проверяемую согласную в конце слова.

 

 

Выслушиваются мнения учащихся

 

 

 

Самооценка.

На данном этапе учащиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательныеумение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивныеразвита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно  учителем.

Коммуникативные:

заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

10

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Индивидуальная

- Подобрать 5 слов из словаря с парной согласной в конце и записать проверочные слова.

- Попробуйте найти ответ на вопрос: «Нужна ли грамотность человеку?»

Задают уточняющие вопросы, записывают в дневник домашнее задание

 

Попытка найти ответ на основополагающий вопрос, изучаемой темы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

 

 ​​​​​​​

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации