Материал для уроков русского языка в 6 классе «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Правописание приставок «-пре- и -при-"
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявление условий выбора гласных е – и в приставках;
Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;
Повторение морфемного разбора слов;
Развитие умения формулировать определение понятий;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Совершенствование орфографических навыков и умений.
Развивающие:
Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;
создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;
создание условий для развития коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-словесный;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные: адаптация в социально-информационной среде, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Средства обучения: урок проводится в классе, оснащённом мультимедийной техникой. Урок сопровождается авторской презентацией.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
Предметные: осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами
по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Технологии:
Технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологий, личностно ориентированного подхода в обучении.
ХОД УРОКА.
Самоопределение к деятельности. Мотивирование учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.
-Хорошо, постараемся сохранить, а некоторым ещё приподнять.
Записываем число, классная работа.
-"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл". Каково его лексическое значение?
Учащиеся (дают лексическое значение слова «смысл»)
-СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с.
Учитель:
-Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке:
Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
С её помощью, ребята,
Образуются слова.
-О какой морфеме идёт речь?
Учащиеся:
-В этом стихотворении говорится о приставке.
Актуализация опорных знаний
Посмотрите на экран. Здесь даны слова. Выпишите их, вставьте пропущенные буквы.
На выполнение задания 2 минуты.
Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке.
Дубровский со своим кучером поймал двоих и пр.вел их связанных к себе во двор.
«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка».
Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.С. Пушкин)
Формирование целей и задач урока.
Возникают затруднения? Почему. Каких знаний не хватает?
Формируем задачи и тему урока.
А какова цель урока?
Закончите фразу: изучить
Учитель:
-Скажите, а у вас появились какие-то предположения, как этот выбор можно сделать?
На доске фиксируем и варианты объяснения выбора написания гласных И-Е в приставках данных слов (возможны варианты сценария)
Если варианты объяснения выбора Е-И у детей появятся | Если варианты объяснения выбора Е-И у детей не появятся |
Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки. Скорее всего, дети увидят, что у слов «приморский» и «премилый» разное значение приставок. Обсуждаем. Фиксируем это открытие в виде схем: ПРИ- = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ»; ПРЕ- = «ОЧЕНЬ» | «Раскручиваем» все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение. Определяем значение приставок в словах: «приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»; «премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный». Фиксируем это открытие в виде схем (см. 1 столбик таблицы). |
После фиксации «открытия» обращаемся к §31(I) и подтверждаем правильность своего «открытия».
Изучение нового материала.
Задание в группах.
( Достают карточку 1. Работа с текстом. Распределяют роли в группе)
(чтец, исследователи, представитель)
Группа 1. Из текста выпишите слово, в котором приставка близка по значению приставке ПЕРЕ-.
Кир слушал не прерывая. Тонкие чёрные брови его сошлись над переносицей, сливаясь в одну линию. Молодой лучник, ехавший слева, хотел было со смехом вмешаться в рассказ, но, увидев эту тонкую чёрную линию бровей, вдруг прикусил язык. (Л. Воронкова)
Группа 2 Из текста выпишите слово, в котором приставка имеет значение «неполнота действия».
Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, пёрышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костёр, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша.
Группа 3 Из текста выпишите слово, в котором приставка имеет значение «очень»
Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. ( «Хитрая мангуста». Б. Житков)
Закрепление.
(Задание выполняется в группах. На карточках)
Одним словом.
Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при.
(карточки по 4 слова. Записать в тетрадь.)
Группа 1
Присоединить при помощи верёвки - привязать
Край при море - приморский
Чуть-чуть открыть окно - приоткрыть
Немного поднять – приподнять
Группа 2
Участок при усадьбе - приусадебный
Очень неприятный – пренеприятный
Присоединить при помощи молотка и гвоздей-прибить
Очень забавный - презабавный
Группа 3
Присоединить при помощи кнопки – приколоть
Присоединить при помощи ниток-пришить
Не полностью сгорело – пригорело
Немного хромать – прихрамывать
(Задание выполняется в группах. Карточка 3)
Найдите слова с ошибками и исправьте их. Запишите в тетрадь. Выделите приставку пре-, при-
Группа 1
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был.
Группа 2
Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень.
Группа 3
Приземлился Змей Горыныч, пресел на травку. Приказал ему Кащей Василису Примудрую найти, припугнуть ее хорошенько, и к нему привести.
«Буквенный» диктант.
Чтение слов, ученики записывают только букву в пиставке. Самопроверка. На доске.
(прИрасти к дереву, прИсесть на скамейку, прИподнять шляпу, прЕградить дорогу, прЕувеличить потери)
Толкование пословиц (устно)
Переливать из пустого в порожнее.
Прибрать к рукам.
Приподнять завесу.
Пристать как банный лист.
Притянуть за уши
Преклонить колени
Прикусить язык
Рефлексия
Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает……
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Этап рефлексии
Какими словами вы закончили бы сегодняшний наш урок?
Что вы сделали хорошо?
Что могли бы сделать лучше?
7. Домашнее задание
Данный урок- первый в теме «Правописание приставок при- и пре ». На следующем уроке учащиеся получат возможность «открыть» для себя новые значения приставок при- и пре-.
7