Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

26
16
Материал опубликован 18 February 2022 в группе

Предмет: русский язык

Целевая аудитория: 2 класс

Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными».

Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Задачи: закреплять умение «видеть» орфограмму в корне слова с непроверяемой безударной гласной; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Формирование УУД:

Познавательные: совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом; учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

Личностные: формирование ответственности, интереса к изучению русского языка; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Коммуникативные: развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Форма проведения: урок-соревнование

Оборудование: иллюстрации словарных слов, буквы для составления словарных слов, карточки с ребусом, аудиозаписи песен, иллюстрации кораблей для рефлексии, цветные карточки по уровню сложности для индивидуальной работы, веера для обратной связи.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Послушайте изречение Сабиры Абдуллы, как вы его понимаете?

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

(Ответы обучающихся)

- Значение какого слова вызвало у вас затруднение?

- Кряду.

- Что оно означает? (Подряд, без перерыва.)

- В какой речи возможно услышать данное слово? (в разговорной)

- Мы продолжаем с вами без перерыва постигать секреты русского языка.

2. Актуализация учебных знаний.

Отгадайте загадку:

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

Ответ: Орфограммы

(https://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-orfogrammy)

- Что такое орфограмма?

(Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных.)

- Вид орфограммы, над правописанием которой мы будем работать на сегодняшнем уроке, поможет определить ребус.

Расшифруйте его:

image-20220218211009-1.png    image-20220218211009-3.png

(http://kvestodel.ru/generator-rebusov)

- Что у вас получилось? Непроверяемая безударная гласная.

- Пройдёт наш урок в необычном формате – форме соревнования между рядами, которое позволит выявить лучших знатоков данной орфограммы.

Все правила надо знать.

Знать надо про безударные гласные,

Надеюсь, вы со мной согласные.

Для этого мы соревнованье начинаем,

Пусть каждый силы свои узнает.

Кто выиграет, для нас пока секрет,

Но соревнованье на это даст ответ.

Вот вам пожелание:

Через труд придёт победа,

Через труд и знания. 

3. Закрепление изученного материала.

- Капитаном команды каждого ряда назначается обучающийся, первым разгадавший загадку, отгадкой которой являются изученные словарные слова.

I ряд

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка —

Чуть видна его фуражка.

Молоток и гвоздь

https://riddle.su/pro_molotok.html  

II ряд

Аксессуар я очень важный, —

Хоть меховой, хоть трикотажный,

Иль вязаный, да хоть тряпичный, —

Я грею голову отлично.

Платок

https://chto-takoe-lyubov.net/zagadki-pro-platok-platochek-kosynku-shal/  

III ряд

В России городов не счесть,

У них особенные лица,

И самый главный город есть:

Она – прекрасная столица.

Её красив и свеж наряд

Из многих выполнен узоров,

На солнце золотом блестят

Кресты и маковки соборов.

Москва

https://zagadki-dlya-detej.ru/zagadki-pro-moskvu

- Капитаны выбраны, команды сформированы, начинаем наше соревнование.

Первое задание: музыкальный словарный диктант.

- Прослушайте музыкальные предложения, выберите и запишите только словарные слова в начальной форме. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

1. «Человек собаке друг» Слова М. Либина, музыка В. Комарова

Человек собаке друг,

Это знают все вокруг.

2. «Большой секрет» Слова Ю. Мориц, музыка С. Никитина

Не секрет, что друзья не растут в огороде,

Не продашь и не купишь друзей.

3. «Весёлый ветер» Слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!

Веселый ветер, веселый ветер!

4. «Почему медведь зимой спит» Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

5. «Тридцать три коровы» Слова: Н. Олева, музыка: М. Дунаевского

Он читал стихи коровам -

Те давали молоко.

6. «Яблоки для мамы» (автор неизвестен)

Яблоки для мамы на столе лежат,

Ярко и румяно щечками блестят.

7. «Моя Россия» Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Человек, собака, секрет, огород, ветер, медведь, корова, молоко, яблоко, Россия.

Самопроверка.

- Вооружитесь карандашами, сверьте правописание своих слов с образцом, исправьте, если есть ошибки. Покажите количество допущенных вами ошибок при помощи веера. (Ошибки суммируются, выигрывает ряд, допустивший наименьшее количество ошибок.)

Дополнительное задание (за каждый верный ответ – 1 балл):

- Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)

- На какие две группы можно разделить данные слова? Укажите признак разделения.

(Одушевлённые: человек, собака, медведь, корова.

Неодушевлённые: огород, ветер, молоко, яблоко, Россия, секрет.

Собственные: Россия

Нарицательные: секрет, человек, собака, огород, ветер, медведь, корова, молоко, яблоко

Двусложные слова: ветер, медведь, секрет. 

Трёхсложные слова: человек, собака, огород, корова, молоко, яблоко, Россия)  

Второе задание: на доске вы видите иллюстрации, называющие слова с непроверяемыми безударными гласными. Вы должны отобрать картинки по указанному признаку, назвать изображённый на иллюстрации предмет словом орфографически правильно и под ударением. Выигрывает ряд, допустивший наименьшее количество ошибок. 

image.png

I ряд с непроверяемой безударной гласной а

II ряд с непроверяемой безударной гласной о

III ряд с непроверяемой безударной гласной е

На иллюстрациях: капуста, берёза, ворона, машина, тарелка, картина, медведь, молоко, яблоко, снегирь, тетрадь, собака.

j1645208125.jpg
Слова с непроверяемой гласной а.
p1645208162.jpg
Слова с непроверяемой гласной о. 
h1645208190.jpg
Слова с непроверяемой гласной е. 

Видео
MP4 / 30.02 Мб

Видео
MP4 / 27.26 Мб

Видео
MP4 / 19.88 Мб


Развивающая физкультминутка.

- Звучит музыка, я называю словарные слова. Если это имя существительное одушевлённое – танцует первый ряд, неодушевлённое – второй ряд, имя собственное – третий ряд.

Москва, ученица, сорока, щавель, тарелка, Россия, капитан, рисунок, магазин, Отечество (отечество), День Победы, обезьяна, Байкал.

i1645208410.jpg

Проблемная ситуация.

- Почему при назывании мною слова Отечество (отечество) танцевали оба ряда: второй и третий? Кто допустил ошибку?

- Никто, оба ряда правы.

- Отчего зависит правописание данного слова? От контекста, от значения употребления слова в конкретном предложении. 

- Если слову приписывается высокий смысл, то оно пишется с прописной буквы, например, «Славься, Отечество наше свободное!» (строка из гимна России).

- Если же это слово употребляется обобщённо в значении «родная страна» или в значении «место рождения кого-либо», то оно пишется со строчной буквы, например, «Ах Арбат, мой Арбат, ты моё отечество» (Б. Окуджава).

Определите одно из названных мною слов по его значению: 

1. Офицерское звание или чин в армии и флоте, а также лицо, имеющее это звание.

2. Командир судна.

Приглашаю капитанов команд к языковому состязанию.

Задания для капитанов:

Капитан выбирает карточку по степени сложности.

Красная карточка – 3 балла

Жёлтая карточка – 2 балла

Зелёная карточка – 1 балл

Иван, Степан и Максим играли в игру «Бусы». По первым буквам каждого слова запишите новое слово.

Лагерь, ягуар, гора, улитка, школа, кошка, арбуз. ______________________________

Родион, оса, стакан, солнце, игла, яблоко. ____________________________________

Голубь, окно, ребята, окунь, девочка. ________________________________________

image-20220218212033-4.png

Какие слова получились у мальчиков, если слово Максима пишется с заглавной буквы, а в слове Ивана три слога. Что означает слово, которое записал Степан?

Иван ____________________________________

Степан___________________________________

Максим__________________________________

Образуйте из первых слогов слов с непроверяемыми безударными гласными новые словарные слова.

Сорока, багаж, карандаш

_____________________________________________

Копейка, ронять, вагон

_____________________________________________

Машина, лисица, народ

_____________________________________________

Капуста, писатель, танкер

_____________________________________________

Вставьте пропущенные буквы, зашифруйте безударные гласные с помощью цифр: 1 – е; 2 – и. Сложите все записанные числа. Запишите полученную сумму. ______________

С…нтябрь, м…тро, р…сунок, ф…враль, л…сица, до св…дания, п…рог, уч…ник, п…нал.

- Проверим правильность выполнения заданий капитанами.

Правильные ответы.

Иван, Степан и Максим играли в игру «Бусы». По первым буквам каждого слова запишите новое слово.

Лагерь, ягуар, гора, улитка, школа, кошка, арбуз.  лягушка

Родион, оса, стакан, солнце, игла, яблоко. Россия

Голубь, окно, ребята, окунь, девочка. город

Какие слова получились у мальчиков, если слово Максима пишется с заглавной буквы, а в слове Ивана три слога. Что означает слово, которое записал Степан?

Иван – лягушка

Степан – город (Крупный населённый пункт)

Максим – Россия

Образуйте из первых слогов слов с непроверяемыми безударными гласными новые словарные слова.

Сорока, багаж, карандаш – собака

Копейка, ронять, вагон – корова

Машина, лисица, народ – малина

Капуста, писатель, танкер - капитан

Сентябрь, метро, рисунок, февраль, лисица, до свидания, пирог, ученик, пенал.

(1, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 1, 1 = 13) 

l1645208511.jpg
g1645208538.jpg

Четвёртое задание: (самостоятельная работа)

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните словарные слова. Из каких русских народных сказок данные предложения?

1) Открыла девушка …кно, вл…тел деревянный орёл в комн…ту. 

2) Подошла к…рова, ей достался хвост длинный, как палка, с м…тёлкой на к…нце. 

3) Нал…тел на ябл…ньку вет…рок, ябл…ньку качнул, ябл…чко хлоп – и зайке в лоб! 

4) Повстречались как-то в л…су М…роз и за…ц.  

5) Ст…руха принесла котёл, с…лдат вымыл т…пор, опустил в котёл, налил в…ды и поставил на огонь.  

6) А вот, дедушка, царь об…щал выдать свою доч…ку за того, кто ему л…тучий к…рабль построит, я и строю.

Проверка по цепочке с объяснением, каждый ряд проверяет по одному предложению.

1) Открыла девушка окно, влетел деревянный орёл в комнату. «Деревянный орёл»

2) Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метёлкой на конце. «Хвосты»

3) Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб! «У страха глаза велики»

4) Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. «Мороз и заяц»

5) Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. «Каша из топора» 

6) А вот, дедушка, царь обещал выдать свою дочку за того, кто ему летучий корабль построит, я и строю. «Летучий корабль»

- Подчеркните в первом предложении главные члены. Найдите в третьем предложении слово, в котором звуков больше, чем букв, (яблочко).  

Пятое задание: составить из предложенных букв словарное слово:

I ряд обворйе (воробей)

II ряд мееьвдд (медведь)

III ряд ессовьт (совесть)

z1645208606.jpg
d1645208619.jpg
d1645208636.jpg

Аукцион фразеологизмов: чей ряд больше всего назовёт фразеологизмов со своим словом.

С воробьиный нос, короче воробьиного носа, с воробьиный скок, воробью по колено, стреляный воробей, старый воробей, стрелять из пушки по воробьям, обмануть старого воробья на мякине, дядя, достань воробышка, воробьи чирикают.

Медведь на ухо наступил, медвежья болезнь, давать медведя, медвежья услуга, делить шкуру неубитого медведя, медвежий угол, давить медведя.

Кривить совестью, сделка с совестью, пойти против совести, помириться со своей совестью, для очистки совести, совесть заела, лежать гнётом на совести, совесть заговорила, укоры совести, без зазрения совести, с чистой совестью, жить по совести, сделано на совесть, пора и совесть знать.

Шестое задание. 

Каждому ряду выдаётся карточка, состоящая из семи слов, по количеству участников на каждом ряду. Задача обучающихся: подобрать и записать к предложенным словам антонимы. Каждый участник команды записывает только по одному слову и передаёт карточку другому участнику команды.

1. Враг – ___________________________

2. Кошка – _________________________

3. Медленно – ______________________

4. Грустно – ________________________

5. Начало – _________________________

6. Восток – _________________________

7. Вчера – __________________________

Правильные ответы. 

Враг - товарищ

Кошка – собака

Медленно – быстро

Грустно – весело

Начало – конец

Восток – запад

Вчера – сегодня

Аналогично выполняется следующее задание.

Подберите и запишите синонимы.

1. Квакушка – ______________________________

2. Папа – ___________________________________

3. Луна – ___________________________________

4. Путь – ___________________________________

5. Узор – ___________________________________

6. Труд – ___________________________________

7. Холод – __________________________________

Правильные ответы.

Квакушка – лягушка

Папа – отец

Луна – месяц

Путь – дорога

Узор – рисунок

Труд – работа

Холод – мороз

За каждый правильный ответ по одному баллу.

e1645209449.jpg
u1645210453.jpg

- Соревнование подошло к концу, и пришла пора выявить лучших знатоков русской орфографии.

Подведение итогов, награждение победителей. 

c1645208875.jpg

4. ДЗ по выбору:

1. Сочинить небольшой юмористический рассказ, используя слова с непроверяемыми безударными гласными.

2. Подобрать и записать как можно больше названий литературных произведений с указанием их автора, в которых встречаются словарные слова, например, «Девочка со спичками» автор Г.Х. Андерсен. Словарные слова подчеркнуть.

d1645208725.jpg

3. Записать как можно больше словарных слов по темам: «Растения», «Школа», «Съедобное», например,

Растения: берёза, овёс, …

Школа: пенал, тетрадь, …

Съедобное: земляника, морковь, …

5. Рефлексия.

- Послушайте загадку, отгадкой является изученное вами словарное слово.

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду.

                       Корабль

(https://chto-takoe-lyubov.net/zagadki-pro-korabl/)

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами рисунок корабля, закрасьте его флажок алым цветом, если вы «семи пядей во лбу» (активно, без ошибок работали), кто «впал в хандру» (заскучал) – зелёным карандашом, а кому на уроке было «до фонаря» (безразлично, равнодушно) – закрасьте флажок чёрным цветом.

image%281%29.png

q1645208779.jpg
j1645208805.jpg
 
Комментарии

Елена Анатольевна, спасибо за распространение опыта, отличнвй урок!

18 February 2022

Насыщенный, яркий, интересный урок получился! Умница, Елена Анатольевна! В избранном!

18 February 2022

Благодарю за интересную работу! Улыбки и радость детей-это самое главное!

19 February 2022

Коллеги, всем огромное спасибо!!!

19 February 2022

Спасибо всем неравнодушным за внимание к моей работе!

19 February 2022

Елена Анатольевна, урок замечательный!!! Беру в копилку. Спасибо!

19 February 2022

На этом уроке детям скучно не будет! Елена Анатольевна, спасибо за публикацию!

19 February 2022

Уважаемые коллеги, очень приятно!!! Спасибо большое!!!

21 February 2022

Поздравляю с победой в конкурсе! Желаю дальнейших творческих успехов!

28 March 2022

Егор Игоревич, огромное спасибо!

28 March 2022

Елена Анатольевна, спасибо за интересную разработку! И от души поздравляю Вас с заслуженной победой!

28 March 2022

Ольга Анатольевна, большое спасибо!

28 March 2022

У творческого учителя и детям интересно! Спасибо за урок! И поздравляю с заслуженной победой!

28 March 2022

Елена Анатольевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Не сомневалась, что урок бует оценен членами жюри по остоинству! Он этого стоит!

28 March 2022

С ПОБЕДОЙ!

28 March 2022

Очень интересный урок. Спасибо Вам, Елена Анатольевна. Беру в копилочку. Поздравляю с победой! Желаю творческих успехов !

10 May 2023

Похожие публикации