Конспект урока по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
План-конспект урока по русскому языку для 2 класса
УМК «Школа России»
учителя начальных классов
Поповой Татьяны Андреевны
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создание условий для формирования умения различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Задачи:
Совершенствовать умение применять изученные правила при выполнении упражнений.
Развивать внимание, фонематический слух.
Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик научится определять слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
- Ученик получит возможность научиться правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне.
Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные понятия: корень слова, буква, обозначающая безударный гласный звук, непроверяемая гласная.
Методы: рассказ, беседа, упражнение.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, презентация.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
PPTX / 1.08 Мб
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент – 1 мин. | - Добрый день, ребята. - Проверьте наличие на столе учебника «Русский язык», тетради, ручки, простого карандаша. | Поднимают школьные принадлежности после того, как учитель их называет. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин. | - Посмотрите на доску. Что вы видите? - Соединения каких букв видите? - Спишите их в тетрадь. В одной строке соединения букв, в строке ниже - слова. | - Соединения букв, слоги, слова Чистота, чистописание | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие – 4 мин. | [Слайд] – На экране написано стихотворение. Прочитайте его. - Чем интересен заголовок? - В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их. | Один обучающийся читает стихотворение вслух. - (За) окно́м – о́кна, ветеро́к – ве́тер, весели́тся – ве́село, весёлый, притаи́тся – та́йна, листо́чки – лист, бегу́т – бег. | Регулятивные: построение рассуждений, отнесения к известным понятиям. Познавательные: развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
Выявление места и причины затруднения – 2 мин. | - В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить? Почему? - Что же делать с такими словами, написание которых нельзя проверить? Как узнать, как правильно их писать? | - Слова «ветерок» и «жёлтые». В этих словах выделенные буквы, которые нельзя проверить ударением. Высказывают свои предположения. | Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Построение проекта выхода из затруднения – 3 мин. | - На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? Сформулируем цель урока. [Слайд] - Попробуйте предположить, как мы будем идти к достижению поставленной цели? Какие этапы будут? | - Как писать слова с непроверяемыми ударением безударными гласными? - Научиться находить слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением; узнать правило написания или проверки таких слов; научиться применять это правило при написании слов с безударными гласными. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: умение ставить и находить ответы на вопросы. |
Реализация построенного проекта – 10 мин. | - В учебнике нам встречались слова, которые вы записывали в словарики. Для чего вы их записывали? - Можно ли как-то проверить написание этих слов? Выберите и прочитайте любое слово из вашего словарика. Попробуйте объяснить написание безударной гласной в этом слове. - В учебнике на с.104 прочитаем авторский текст. - Как называются слова, написание которых проверить нельзя? - А где еще можно найти слова с непроверяемым написанием? - А что делать, если под рукой нет орфографического словаря? [Слайд]- На экране записаны слова. Эти же слова записаны у вас на карточках. Какие это слова? Вставьте пропущенные буквы. - Проверим. - Молодцы! Все верно. | - Написание слов, которые записывали в словарики, нужно было запомнить. Пробуют выполнить задание. - Это словарные слова. - Их написание можно проверить в орфографическом словаре. - Для этого словарные слова нужно запомнить. - Это словарные слова, которые записывали на прошлых уроках. | Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи – 5 мин. | - Выполним упр. 164. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста. Почему землянику так назвали? Можете ли вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника? [Слайд] - Найдите в тексте три словарных слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. - Проверим. Какие слова вы выписали? Почему выписали именно эти слова? Докажите, что их написание нельзя проверить. | Читают текст, отвечают на вопросы. Выполняют задание. - Ягода, земляника, язык. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону – 5 мин. | - Выполним упр. 163. Прочитайте задание. По какому признаку распределены слова в группы? - Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. - Проверьте себя по орфографическому словарю учебника. | - В каждой группе слов пропущена одна и та же буква. Выполняют задание. | Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий. Познавательные: развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
Включение в систему знаний и повторение – 5 мин. | - Упр. 165. Выполните в парах. - Проверим. - Какое словарное слово написано на стр.105? Запишем его в словарик. | Выполняют задание. - Земляника. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
Рефлексия учебной деятельности – 3 мин. | - Какой вопрос на урок мы ставили? Ответьте на него. Получилось ли достигнуть цели урока? [Слайд]- Подведите итог урока. - Оцените свою работу на уроке, работу одноклассников. | - Как писать слова с непроверяемыми ударением безударными гласными? - Написание слов с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить или можно посмотреть в орфографическом словаре. | Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |