Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Проект учебного занятия
Ф.И.О. Реутова Е. А.
Тема: Правописание ь знака после шипящих у имён существительных
Класс: 3
Планируемые результаты: | Личностные: Обоснуют свой выбор при правописании ь знака после шипящих у имён существительных | |||
Метапредметные | Регулятивные: понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет действия для её решения; планирует свои действия; действует по намеченному плану; выполняет проверку действий «другого» и осуществляет самоконтроль; осознаёт возникающие трудности. | Познавательные: устанавливает причинно-следственные связи, делает умозаключения, выводы; выделяет существенные признаки, подводит по ним факты языка под понятия; классифицирует слова по заданным признакам, группирует их; обобщает и систематизирует материал. | Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдает правила речевого поведения; строит небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушает сообщения других; делится приобретённой информацией с другими, пересказывает её. | |
Предметные: выявит грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствует умение распознавать существительные по родам; научится, пользуясь алгоритмом, писать слова с мягким знаком на конце после шипящих; строит устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи, использует все приобретённые орфографические умения в процессе письма | ||||
Цель урока: | познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся | |||
Задачи: | организовать деятельность по изучению правописания ь знака после шипящих у имён существительных | |||
Проблема: | различие в уровне подготовки детей к изучению темы | |||
Педагогические технологии: | ИКТ, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая, игровая, исследовательская |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности | ||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе | - Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число и классная работа. - У вас лежит на парте лист самооценки, посмотри критерии оценивания, подпиши лист. - Прочитайте пословицу: Знания собираются по капле. (Слайд № 1) - Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). -Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку. | Словесный | Фронтальная | ||||||||||||||
ІІ. Постановка учебной задачи. Проблемное изучение нового материала. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют тему урока. Записывают слова в тетрадь 1. показатель мягкости 2. разделительный ь 3. ? Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих - В конце слов шипящий звук -Есть мягкий знак, нет мягкого знака Мягкий знак на конце существительных после шипящих - узнать о правописании Ь на конце имён существительных после шипящих; - какова новая роль Ь знака после шипящих на конце имён существительных. Грач речь малыш мышь плащ вещь нож ложь -На конце существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется ь знак 3 работы мягкого знака 1.показатель мягкости 2.разделительный 3.указывает на сущ. жен. рода | - Какое сходство у слов? Запишите слова, распределив их в два столбика: (слайд № 2) Конь, деньги, жизнь, вьюга, ружье, речь, семья. -Какие слова отнесли в 1-й столбик? Почему? -Какие во второй? Почему? -Какое слово вызвало затруднение? Почему? - В какую группу мы отнесём слово РЕЧЬ? - На какой звук оканчивается слово? - Вспомните, что мы знаем об этом звуке? - Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет? - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного? - А в группу слов с разделительной функцией можем отнести? - Какое затруднение возникло? (Какова новая роль ь знака после шипящих у имён существительных? ) Слайд 3 -Прочитайте вслух имена существительные: Грач, речь, малыш, мышь, нож, ложь, вещь, плащ. (слайд № 4) - Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках? - Что необычного вы заметили в написании данных слов? - Определите тему урока. Слайд 5 -Чему вы будете сегодня учиться? Слайд 6 - Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам. - На какие группы разделили бы? - Запишите слова в 2 группы. 1 ученик у доски Слайд 7 - Исследуем каждую группу, понаблюдаем, что объединяет слова в каждой группе. Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется ь знак. Запишем его схематически. Слайд 8 М.Р. → Ж,Ш,Ч,Щ←Ж.Р. ↓ ↓ Нет мягкого знака (Ь) с мягким знаком (Ь) -Что показывает Ь знак? - Является ли написание ь знака после шипящих у имён существительных орфограммой? (Да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного). Слайд 9 - Где мы можем проверить, верный ли вывод мы сделали? Прочитай правило на с. 31-32 учебника, расскажи его соседу по парте. | Проблемно-диалогический | Фронтальная, в паре | ||||||||||||||
ІІІ. Первичное закрепление знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм) Дети составляют алгоритм: 1. Определяю часть речи. Дети по очереди выходят к доске и записывают слова, работая с алгоритмом | -Мы с вами: А) наблюдали; Б) анализировали; В)сделали вывод; - Какой пункт плана остался невыполненным? Г) применяем на практике. -Перед вами два слова на изучение правило: Ландыш… мелоч… -Как вы будете решать орфографическую задачу? - Давайте, составим алгоритм работы, работая в группе. (Правильный порядок определяют сами учащиеся, работая в группе) Слайд 10 Аудиозапись задания: - Подбери к каждому имени существительному антоним, объясни изучаемую орфограмму: старт, смех, шум. (Финиш, плач, тишь) - Подбери к каждому имени существительному синоним, объясни изучаемую орфограмму: богатырь, друг, доктор. ( Силач, товарищ, врач) Упражнение - игра “Добавь словечко” Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце. 1) Суп со свёклой и другими овощами.__________ 2) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник._________ 3) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.__________ 4) Брусок из обожженной глины, используется для построек.__________ Физминутка. Тестовая работа
| Частично-поисковый | Индивидуальная, в паре, в группе | ||||||||||||||
ІV. Рефлексия деятельности. Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность. Домашнее задание. Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом. | Организует рефлексию. Организует объяснение. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Выбор рефлексии.
| -Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? -Какую тайну языка открыли на уроке? - Что показалось интересным на уроке? - Дома вы продолжите работу с изученной темой. Домашним заданием будет упражнение 53. Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания? - Заполни лист самооценки, кто хочет прокомментировать свои записи? - У вас на парте лежат капельки вашего нового знания. Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку. Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку. Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку. А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний ( на доску). Слайд 11 | Словесный | Фронтальная |
Правописание ь знака после шипящих у имён существительныхPPT / 560.5 Кб
Приложение № 1.DOCX / 11.24 Кб
Приложение № 2.MP3 / 189.04 Кб
Приложение № 3.MP3 / 153.89 Кб
Самоанализ урока.DOCX / 15.93 Кб