Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

8
0
Материал опубликован 19 April в группе

Проект учебного занятия

Ф.И.О. Реутова Е. А.

Тема: Правописание ь знака после шипящих у имён существительных

Класс: 3

Планируемые результаты:

Личностные: Обоснуют свой выбор при правописании ь знака после шипящих у имён существительных



Метапредметные

Регулятивные: понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет действия для её решения; планирует свои действия; действует по намеченному плану; выполняет проверку действий «другого» и осуществляет самоконтроль; осознаёт возникающие трудности.

Познавательные:

устанавливает причинно-следственные связи, делает умозаключения, выводы; выделяет существенные признаки, подводит по ним факты языка под понятия; классифицирует слова по заданным признакам, группирует их; обобщает и систематизирует материал.

Коммуникативные:

участвует в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности, соблюдает правила речевого поведения; строит небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушает сообщения других; делится приобретённой информацией с другими, пересказывает её.

Предметные: выявит грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствует умение распознавать существительные по родам; научится, пользуясь алгоритмом, писать слова с мягким знаком на конце после шипящих; строит устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи, использует все приобретённые орфографические умения в процессе письма

Цель урока:


познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся

Задачи:

организовать деятельность по изучению правописания ь знака после шипящих у имён существительных

Проблема:

различие в уровне подготовки детей к изучению темы

Педагогические технологии:

ИКТ, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая, игровая, исследовательская

Структура и содержание занятия


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.


Подготовка класса к работе

- Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради число и классная работа.

- У вас лежит на парте лист самооценки, посмотри критерии оценивания, подпиши лист.


- Прочитайте пословицу:

Знания собираются по капле. (Слайд № 1)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое).

-Верно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Вот и сегодня на уроке мы добавим в наше море знаний еще одну капельку.


Словесный

Фронтальная

ІІ. Постановка учебной задачи.

Проблемное изучение нового материала.

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала.

3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.


Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.


Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают слова в тетрадь


t1713546847aa.gif


t1713546847ab.gift1713546847ac.gif



1. показатель мягкости

2. разделительный ь

3. ?









Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих









- В конце слов шипящий звук


-Есть мягкий знак, нет мягкого знака


Мягкий знак на конце существительных после шипящих


- узнать о правописании Ь на конце имён существительных после шипящих;

- какова новая роль Ь знака после шипящих на конце имён существительных.


Грач речь

малыш мышь

плащ вещь

нож ложь



-На конце существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется ь знак



3 работы мягкого знака

t1713546847aa.gift1713546847ab.gift1713546847ad.gift1713546847ac.gif






1.показатель мягкости

2.разделительный

3.указывает на сущ. жен. рода


- Какое сходство у слов? Запишите слова, распределив их в два столбика: (слайд № 2)

Конь, деньги, жизнь, вьюга, ружье, речь, семья.


-Какие слова отнесли в 1-й столбик? Почему?


-Какие во второй? Почему?


-Какое слово вызвало затруднение? Почему?

- В какую группу мы отнесём слово РЕЧЬ?

- На какой звук оканчивается слово?

- Вспомните, что мы знаем об этом звуке?

- Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?

- А в группу слов с разделительной функцией можем отнести?


- Какое затруднение возникло? (Какова новая роль ь знака после шипящих у имён существительных? ) Слайд 3


-Прочитайте вслух имена существительные:


Грач, речь, малыш, мышь, нож, ложь, вещь, плащ.

(слайд № 4)


- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках?


- Что необычного вы заметили в написании данных слов?



- Определите тему урока.  Слайд 5



-Чему вы будете сегодня учиться? Слайд 6






- Поэтому давайте вновь обратимся  к этим словам.


- На какие группы разделили бы?

- Запишите слова в 2 группы. 1 ученик у доски Слайд 7


- Исследуем каждую группу, понаблюдаем, что объединяет слова в каждой группе. Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется ь знак. Запишем его схематически. Слайд 8

М.Р. Ж,Ш,Ч,ЩЖ.Р.

↓ ↓

Нет мягкого знака (Ь) с мягким знаком (Ь)


-Что показывает Ь знак?


- Является ли написание ь знака после шипящих у имён существительных орфограммой? (Да, так как выполняет грамматическую роль – указывает на женский род имени существительного). Слайд 9


- Где мы можем проверить, верный ли вывод мы сделали? Прочитай правило на с. 31-32 учебника, расскажи его соседу по парте.

Проблемно-диалогический

Фронтальная, в паре

ІІІ. Первичное закрепление знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Составляют план достижения цели и определяют средства

( алгоритм)







Дети составляют алгоритм:

1. Определяю часть речи.
2. Если есть шипящий звук  на конце слова, определяю род имени существительного.
3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
 4. Если существительное женского рода, то Ь пишу


Дети по очереди выходят к доске и записывают слова, работая с алгоритмом































-Мы с вами:

А) наблюдали;

Б) анализировали;

В)сделали вывод;

- Какой пункт плана остался невыполненным?

Г) применяем на практике.


-Перед вами два слова на изучение правило:

Ландыш… мелоч…


-Как вы будете решать орфографическую задачу?

- Давайте, составим алгоритм работы, работая в группе.

(Правильный порядок определяют сами учащиеся, работая в группе) Слайд 10


Аудиозапись задания:

- Подбери к каждому имени существительному антоним, объясни изучаемую орфограмму: старт, смех, шум. (Финиш, плач, тишь)

- Подбери к каждому имени существительному синоним, объясни изучаемую орфограмму: богатырь, друг, доктор. ( Силач, товарищ, врач)

Упражнение - игра “Добавь словечко”

Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.

1) Суп со свёклой и другими овощами.__________

2) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник._________

3) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.__________

4) Брусок из обожженной глины, используется для построек.__________

Физминутка.
- Существует ещё и грамматико-сказочное мнение, что существительные мужского рода с шипящим на конце как истинные джентельмены уступили «ь» дамам. Мальчики возьмите карточку с «ь» на столе и передайте ее той девочке, в слове которой после шипящего пишем Ь знак.
Калач, скрипач, молодёжь, богач, этаж, мышь, чертёж, гуашь, дрожь, дочь, душ, фарш, помощь.



Тестовая работа


А сейчас проведем небольшой тест ,который позволит нам  обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:


у) 3 роли;

и) 2 роли;

о) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

м) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

н) пишется только на конце слова;

к) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

и) всегда пишется мягкий знак;

ы) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

ц) не пишется мягкий знак;

щ) пишется мягкий знак.

 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

я) на число;



-Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? УМНИЦА

-Действительно вы все сегодня были умницами.




Частично-поисковый

Индивидуальная, в паре, в группе

ІV. Рефлексия деятельности.

Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность.


Домашнее задание.

Цель: Закрепить на практике изученный материал, совершенствовать навыки работы с алгоритмом.

Организует рефлексию.









Организует объяснение.


Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.





Выбор рефлексии.


Устные ответы


Работа в группе


Работа в паре


Публичное выступление


Слушание


Индивидуальная работа


Самоконтроль



-Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой?

-Какую тайну языка открыли на уроке?


- Что показалось интересным на уроке?


- Дома вы продолжите работу с изученной темой. Домашним заданием будет упражнение 53. Каким правилом будете пользоваться при выполнении домашнего задания?


- Заполни лист самооценки, кто хочет прокомментировать свои записи?


- У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.

Если вам на уроке было легко и интересно, вы во всем разобрались, возьмите синюю капельку.

Если иногда испытывали трудность, сомневались, то возьмите зеленую капельку.

Если не совсем поняли новую тему и необходимо еще поработать, то возьмите желтую капельку.

А теперь опустите свою капельку нового знания в наше море знаний ( на доску). Слайд 11


Словесный

Фронтальная


Правописание ь знака после шипящих у имён существительныхPPT / 560.5 Кб


Приложение № 1.DOCX / 11.24 Кб


Приложение № 2.MP3 / 189.04 Кб
Приложение № 3.MP3 / 153.89 Кб
​​​​​​​Самоанализ урока.DOCX / 15.93 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации