"Православное искусство и художественная культура"
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Алзамай»
Исследовательская работа
«Православное искусство и художественная культура»
Автор: Романова Олеся Сергеевна,
педагог-психолог
Алзамай, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО
1.1. Сущность понятий «художественная культура» и «православное искусство». Специфика, роль и значение православного искусства в развитии художественной культуры человеческого общества
1.2. Специфика сформированности интереса к художественной культуре в младшем школьном возрасте
1.3. Особенности формирования и воспитания интереса к художественной культуре через приобщение к православному искусству у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Выявление уровня сформированности познавательного интереса к художественной культуре у младших школьников. Анализ результатов первичного диагностического обследования
2.2. Разработка и реализация программы внеурочной деятельности по формированию и воспитанию интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству
2.3. Анализ вторичного диагностического обследования и выводы
Выводы по второй главе
Заключение
Литературные источники
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится»
(Книга притчей Соломоновых, 22:6)
«...На что же может опираться, нравственное развитие, если не на христианство!». Трудно переоценить роль православной культуры в деле духовно-нравственного становления личности. Без веры человек слаб - она питает душевные силы, укрепляет дух, облагораживает наши помыслы, рождает «... и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться...» (К.Д. Ушинский).
Православное искусство позволяет сохранить вечные духовно-нравственный ценности и приобщить детей к своим истинным традициям.
Приобщаясь к православной культуре, ребенок:
- развивает познавательную активность, учится самовыражаться;
- развивает эмпатию и сочувствие;
- развиваться как полноценная разносторонняя личность.
Целью исследования является: изучить роль и влияние православного искусства на формирование и развитие художественной культуры; разработать и апробировать программу внеурочной деятельности в школе, направленную на развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству.
Объект исследования: православное искусство.
Предмет исследования: влияние православного искусства на познавательную активность ребенка, его духовно-нравственное развитие.
Гипотеза исследования: приобщение детей к православному искусству является эффективным средством для формирования и развития познавательного интереса к художественной культуре в целом.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Познакомиться с понятиями «художественная культура» и «православное искусство»;
Изучить специфику, роль и значимость православного искусства в развитии художественной культуры человеческого общества;
Разработать программу внеурочной деятельности в школе, направленную на развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству;
4.Экспериментально проверить эффективность предложенной программы.
Методы исследования:
1. Библиографический метод: изучение трудов отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования.
2.Метод эксперимента, который включал в себя: разработку и апробацию программы внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством», направленную на развитие познавательного интереса к художественной культуре через приобщение к православному искусству у детей младшего школьного возраста.
3. Эмпирический метод включал в себя количественную и качественную обработку промежуточных результатов эксперимента.
База исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай», обучающиеся 9-10 лет.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством», направленная на развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста может использоваться педагогами и узкими специалистами образовательных учреждений.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО
Сущность понятий «художественная культура» и «православное искусство». Специфика, роль и значение православного искусства в развитии художественной культуры человеческого общества
Понятие «художественная культура» широко стало раскрываться с начала 1970-х годов и получило свое научное и философское обоснование.
Советский и российский философ и культуролог М.С. Каган определяет художественную культуру как «художественная деятельность, состоящая из преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности человека». Такая интеграция художественной культуры позволяет определить уровень развития каждой личности.
В настоящее время художественная культура это:
- Художественная литература;
- Живопись;
- Скульптура;
- Архитектура;
- Музыка;
- Театр;
- Кино;
- Арт и модерн и пр. [5]
Современное общество активно изучает и осваивает разнообразие форм художественной культуры, распространяет и развивает ее вид.
Понятие «православное искусство» включает в себя произведения искусства, архитектурные комплексы православия (предметы и произведения, включенные в богослужения при храме), совокупность произведений искусств, которые не являются православными, но признаются верующими и церковной иерархией (иконы и предметы богослужений, находящиеся в общественных местах или дома, «попутные» иконы). Такие предметы должны строго соответствовать православной догматике и опираться на Священное писание [5].
Советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских наук В.В. Бычков отмечает православную эстетику как «соборность, обостренную нравственно-этическую ориентацию, повышенную духовность искусства, его символизм, софийность, каноничность, тяготение к своеобразному синкретизму».
Православный храм объединяет в себя 5 видов искусств:
- Архитектура храма - внешнее и внутреннее убранство;
- Фрески - настенная роспись;
- Изобразительное искусство - иконопись;
- Музыкальное искусство - пение молитв;
- Ювелирное искусство - это драгоценные оклады на иконах, выполненные из различных материалов, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения.
Специфика православного искусства заключается в следующих особенностях:
- яркость архитектуры;
- особенность иконописи и каллиграфии;
- деревянное зодчество с множеством резных деталей;
- строгое соответствие скульптур и манускриптов православным канонам [5].
Художественная культура в целом несет в себе не только эстетику, но и духовность и нравственность. Испокон века философия и наука основывали моральную сторону художественной культуры на религиозных взглядах человечества.
Многие искусствоведы считают, что православный культ является ядром современной культуры. Православные святыни являются духовным творчеством человека, которое проросло в разные проявления художественной культуры, светскую философию, науку и литературу.
Историки признают, что русская светская культура вышла именно из стен православных монастырей и храмов. Православные традиции в искусстве через преемственность развивают и сохраняют культуру человеческого общества, приспосабливают ее к условия современного быта, обновляют.
Профессор - богослов А.И. Осипов рассматривает взаимосвязь православного искусства и светской культуры как чередование периодов «обмирщения церкви» и «оцерковления» мира.
Таким образом, человек, состоящий из физического тела и незримой души (что доказано в наши дни и психологами!) существует в двух мирах «горнем и дольнем» (см. Приложение 1).
Потребность в православном искусстве была, есть и будет. Оно дает человеку доступность и полноту понимания всей художественной культуры, является ее особым «языком» и отражает духовно-нравственную сторону жизни человеческого общества.
Специфика сформированности интереса к художественной культуре в младшем школьном возрасте
Познавательный интерес ребенка к художественной культуре в целом не возникает спонтанно. Формирование и развитие данного интереса происходит под влиянием социализации детей, процесса обучения и воспитания.
Oбразовательный и воспитательный процесс будет эффективнее, если использовать игровые и оживляющие занятия, художественно - окрашенные приемы и методы, которые интересны детям.
К. Д. Ушинский отмечал важность процесса открытия перед детьми привычных окружающих предметов и явлений с новых сторон, через развитие эстетических чувств и художественного восприятия.
Познавательный интерес к художественной культуре у ребенка младшего школьного возраста содержит в себе следующее:
- избирательное внимание ребенка к отдельным областям культурной деятельности;
- интеллектуальная и эмоциональная активность школьника;
- развитие эстетических чувств;
- принятие и осознание значения художественной культуры в духовно-нравственной жизни общества [2, с. 286].
Развитие познавательного интереса к художественной культуре предполагает глубокое познание многообразия окружающего мира не только с научной стороны, но и с эстетической, духовно-нравственной.
Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что специфика развития познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста заключается в развитии всех психических процессов. Интерес к культурной деятельности человеческого общества формирует внутренний мир младшего школьника, его художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, бережное отношение к художественным ценностям.
Погружая ребенка в мир искусства, педагог учит его переживать, осмысливать, размышлять.
Таким образом, познавательный интерес детей к культуре человеческого общества должен быть эмоционально окрашенным интересом к окружающему миру.
Особенности формирования и воспитания интереса к художественной культуре через приобщение к православному искусству у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст выводит ребенка на новый этап возрастного развития. Наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое. Ведущая игровая деятельность детей постепенно меняется на учебную. Приходя в школу, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки и личный социальный статус.
Именно в этот период у ребенка формируются и появляются новые интересы и увлечения.
Именно в начальной школе важно формировать и развивать познавательный интерес ребенка к художественной культуре и духовно - нравственным ценностям.
В нашем исследовании мы рассматриваем формы и методы формирования и развития познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству.
Такая работа предусматривает четкую организацию не только основного образовательного процесса, но и внеурочной и досуговой деятельности младшего школьника. Также педагогу необходимо обеспечить эмоциональную окраску каждого занятия. Это способствует возникновению эмоционального отклика и сохранению интереса, и углублению знаний о художественной культуре, расширению кругозора ребенка, развитию нравственных качeств личности и художественного вкуса.
Наиболее доступные в начальной школе занятия для развития интереса к культуре через приобщение к православному искусству это:
- внеклассное чтение библейских историй для детей;
- живопись (рисование иллюстраций к прочитанным историям, обучение православной калиграфии, изучение техник иконописи и т.д.);
- лепка (изучение особенностей православной скульптуры и обучение приемам лепки);
- музыкальные занятия (прослушивание церковных песнопений, обучение им);
- декоративно-прикладное творчество (изготовление мини-фресок, предметов православного богослужения);
- театрализация (постановка сценок из прочитанных библейских историй) [2, с. 246].
Все выше перечисленные виды занятий служат формированию и развитию у младшего школьника положительного отношения и эстетического восприятия к окружающим явлениям и объектам через духовное искусство.
При организации занятий по развитию у младшего школьника интереса к искусству необходимо учитывать следующие факторы:
- возраст ребенка;
- индивидуальные психофизиологические особенности.
Такой подход позволяет каждому ребенку освоить предложенное занятие и получить удовлетворение от проделанной работы.
Исходя из вышесказанного, мы видим все многообразие и доступность форм занятий, направленных на формирование и развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНОМУ ИСКУССТВУ
2.1. Выявление уровня сформированности познавательного интереса к художественной культуре у младших школьников. Анализ результатов первичного диагностического исследования
Исследование проводилось в МКОУ СОШ №5 г. Алзамай. В эксперименте участвовали дети младшего школьного возраста (9-10 лет), в количестве 20 человек.
Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа:
- Констатирующий этап.
Для эксперимента были отобрана группа учащихся в количестве 20 человек.
- Формирующий этап.
В экспериментальной группе проводились занятия по программе внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством»
- Контрольный этап.
Цель контрольного этапа:
- сравнить динамику развития познавательного интереса к художественной культуре у учащихся младшего школьного возраста.
- проанализировать эффективность разработанной и апробированной нами программы внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством».
Применяемые методики:
- Диагностическая методика «Три грани художественно-эстетического воспитания» Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой (см. Приложение 2).
Цель: выявить уровень сформированности следующих граней художественно-эстетического воспитания:
- Эстетическое осознание произведения искусства;
- Развитие художественного вкуса;
- Умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Результат диагностического обследования по методике «Три грани художественно-эстетического воспитания» представлены в таблице 1 и рисунке 1 (см. Приложение 3)
Анализ результатов первичной диагностики по методике «Три грани художественно-эстетического воспитания» Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой показал, что у детей экспериментальной группы наиболее высокие показатели по третьей грани. То есть дети более успешно справляются с созданием поделок, рисунков и т.д. через прикладное творчество.
Наибольшие затруднения вызывают умения и способность эстетически оценивать произведения искусства. Также у ребят в экспериментальной группе недостаточно в соответствии с возрастом развит художественный вкус и художественное восприятие произведений культуры.
- Тест «Ван Гог».
Цель опроса - выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, а именно, способность ребенка проявлять особое отношение человека к жизни, к миру, к искусству, его ценностям, их созданию и восприятию, к самой окружающей действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством. (см. Приложение 2).
Результат диагностического обследования по методике «Ван Гог» представлены в таблице 2 и рисунке 2 (см. Приложение 3).
Проанализировав результаты диагностического обследования обучающихся по методике «Ван Гог», мы видим, что дети младшего школьного возраста не всегда могут видеть и эстетически оценивать взаимосвязь окружающего их мира и явлений с произведениями искусства и художественной культурой в целом.
Вывод: обработав результат первичного психодиагностического обследования обучающихся экспериментальной группы мы видим следующее:
Высокий уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 0 обучающихся (0%);
Средний уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 13 обучающихся (65%);
Низкий уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 7 обучающихся (35%) (Приложение 3).
Исходя из вышесказанного, мы видим, что учителям начальных классов необходимо расширять методы и формы работы по развитию познавательного интереса к художественной культуре.
Для того, чтобы работа по развитию интереса к культуре была наиболее эффективной мы разработали и апробировали программу внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством», которую наиболее полно представим в параграфе 2.2.
2.2. Разработка и реализация программы внеурочной деятельности по формированию и воспитанию интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству
Разработанная нами программа имеет художественную и духовную направленность, так как ориентирована на формирование и развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству.
Актуальность. Данная программа дает педагогу широкий инструментарий в работе по формированию и развитию познавательного интереса к художественной культуре у младших школьников через приобщение к православному искусству.
Программа предназначена для детей от 9 до 10 лет, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений.
Занятия по программе проводились один раз в неделю, длительность занятий 40 - 45 минут. Всего предусмотрено 26 занятий. Занятия проводились во внеурочное время, при добровольном согласии учащихся и их родителей. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, театрализация, выставки и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Критерии эффективности:
Интерес (возник или нет друг к другу, к занятию);
Положительный эмоциональный фон;
Максимальная включенность в процесс занятия;
Естественное поведение детей.
Разделы программы:
- Архитектура;
- Изобразительное искусство;
- Музыкальное искусство;
- Скульптура;
- Литература.
Календарно - тематический план программы «Знакомство с православным искусством» представлен в Приложении 4.
При разработке занятий по программе мы опирались на указанные нами критерии сформированности интереса к художественной культуре:
- умение эстетически оценить произведения искусства;
- сформированность художественного вкуса в соответствии с возрастом ребенка;
- умение создавать продукты ручного творчества в соответствии с возрастными нормами;
- умение эстетически воспринимать окружающий мир и явления через художественную культуру.
Организация внеурочной деятельности, которая не ограничена структурой основного урока, более разнообразные методы и приемы, применяемые на занятиях создают благоприятные условия и помогают достичь положительного результата в процессе формирования и развития познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста через приобщение к православному искусству.
2.3. Анализ опытно - экспериментальной работы
Промежуточное психодиагностическое обследование обучающихся на контрольном этапе экспериментальной части исследования проводилось по методике:
- Тест «Ван Гог».
Результат психодиагностического обследования представлен в таблице 3 и рис.3 (см. Приложение 3)
Сравнительный анализ промежуточных результатов исследования уровня развития познавательного интереса показал, что в экспериментальной группе произошли достоверные приросты показателей высокого уровня.
Анализ проведенных нами занятий и результатов промежуточного психодиагностического обследования обучающихся показывает положительную динамику в развитии познавательного интереса к художественной культуре.
Таким образом, анализ экспериментальной части работы показал, что программа внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством» положительно и эффективно влияет на развитие познавательного интереса к художественной культуре у детей младшего школьного возраста.
Образцы детских работ представлены в Приложении 5.
Заключение
Наша работа посвящена роли православного искусства в формировании и развитии познавательного интереса к художественной культуре в целом у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, выявили основные понятия «православное искусство» и «художественная культура». Изучили специфику, роль и значение православного искусства в развитии художественной культуры.
Нами была изучена взаимосвязь познавательного интереса и духовно-нравственного воспитания обучающихся. Чем выше уровень развития познавательного интереса к художественной культуре, тем выше уровень граней художественно-эстетического воспитания; способность ребенка проявлять особенности эстетического отношения; более ответственное отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам.
Мы отметили вклад православного искусство в духовно-нравственное и эстетическое развитие человеческого общества и апробировали программу «Знакомство с православным искусством». Промежуточное психодиагностическое обследование экспериментальной группы обучающихся показало положительную динамику в уровне развития познавательного интереса к художественной культуре через приобщение к православному искусству.
Таким образом цель нашего исследования достигнута.
Литературные источники
Бычков В. В. Своеобразие нравственного художественно-эстетического сознания в России / Восток-Россия-Запад: мировые религии и искусство. Международная научная конференция. - СПб, 2018. - С. 28-29.
Вагнер Г. К., Владышевская Г. Ф. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство. – 2017 – С. 483.
Каган М. С. Философия культуры. - СПб: ТОО ТК «Петрополис». – 2017 – С.396.
Логунова Е. П., Логунова М. С. Православные ценности и художественная культура // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 763-766.
Особенности православного искусства. http://referatwork.ru (дата обращения 7 апреля 2023 г.)
Приложение 1
Мир Горний - это Мир Принципов Чистого Света Божественного, Мир Истин Абсолютных, лежащих вне мира пространства и времени, Мир Самодовлеющих Аспектов Божественной Субстанции. Это Мир ангелов светлых, эманация Божественной Сущности, не коснувшихся мира материи.
Дольний мир - понятие из русской философии, обозначающее мир земной, «здешний», в отличие от «горнего мира» как «тамошнего» и космического. Дольний мир - это мир чувственный, где ограниченностью человеческих возможностей и грехами искажается замысел Господа Бога. Из-за немощи «несущей материи» этот мир - лишь подобие истины, но не истина.
Приложение 2
Диагностическая методика «Три грани художественно-эстетического воспитания» Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой
Цель: выявить уровень воспитания следующих граней художественно-эстетического воспитания:
1.Эстетическое осознание произведения искусства.
2.Развитие художественного вкуса.
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Ход исследования.
Экспериментатор наблюдает за детьми в ходе различных видах деятельности и занятий: развитие речи, ознакомление детей с природой, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, лепка, труд, музыкальные занятия.
По результатам наблюдения экспериментатор ставит следующие баллы
- 1 балл – если ребенок не воспринимает занятия, ребенок не может дать оценку самостоятельно; с трудом определяет цвета; с помощью педагога подбирает элементы, устанавливает пропорции; ребенок не справляется с заданием самостоятельно; с помощью педагога подбирает цвета, элементы поделки.
- 2 балла – если ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета; ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма; с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции; ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов.
- 3 балла – если ребенок умеет дать правильную оценку; может описать произведение; ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; устанавливает правильные пропорции; ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Уровень граней художественно-эстетического воспитания
Количество баллов | Уровень граней художественно-эстетического воспитания | Характеристика уровня воспитания художественно-эстетического воспитания |
7-9 баллов | Высокий | Эстетическое осознание произведения искусства: дети умеют дать правильную |
4-6 баллов | Средний | Эстетическое осознание произведения искусства: дети затрудняются с оценкой произведения, но правильно определяют цвета. Развитие художественного вкуса: дети не всегда удачно подбирают элементы костюма; с трудом подбирают цвета, устанавливают пропорции. Умение творчески создавать продукты ручного творчества: дети самостоятельно и творчески справляются с заданием, но затрудняется при выборе элементов. |
0 - 3 балла | Низкий | Эстетическое осознание произведения искусства: дети не могут дать оценку самостоятельно; с трудом определяют цвета. Развитие художественного вкуса: дети не умеют правильно подбирают элементы костюма; подбирают цвета, |
Тест «Ван Гог».
Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.
Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
Фотография фигурки нэцке.
За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжнаяилл.).
Фотография дворца в Павловске.
4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
5а. Ф.Уде. «Принцесса полей».
Фотография игрушки «Козлик».
6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
Поздравительная открытка.
7а. М. Вайлер «Цветы».
Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени не формальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.
Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.
Приложение 3
Таблица 1
Результат первичного психодиагностического обследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп
№ | Код обучающегося | Результат по методикам | ||||
Уровень граней художественно-эстетического Воспитания | Способность ребенка проявлять особенности эстетического отношения (в баллах) | |||||
Эстетическое осознание произведения искусства | Развитие художественного вкуса | Умение творчески создавать продукты ручного творчества | ||||
1 | АмВ2 | НУ | НУ | СУ | 2 | |
2 | БА2 | НУ | НУ | НУ | 1 | |
3 | ВиМ3 | НУ | СУ | СУ | 4 | |
4 | ВаА3 | СУ | СУ | СУ | 5 | |
5 | ГоИ3 | НУ | НУ | СУ | 2 | |
6 | ДрВ4 | СУ | СУ | СУ | 4 | |
7 | ЗаЮ4 | СУ | ВУ | ВУ | 6 | |
8 | ИвД3 | СУ | СУ | СУ | 5 | |
9 | ИсД3 | СУ | СУ | СУ | 5 | |
10 | ИлМ2 | СУ | СУ | СУ | 4 | |
11 | ИсБ2 | НУ | НУ | НУ | 3 | |
12 | КоА2 | НУ | СУ | СУ | 5 | |
13 | НиН3 | ВУ | ВУ | ВУ | 7 | |
14 | ПаЕ3 | СУ | СУ | СУ | 5 | |
15 | ПоС4 | СУ | ВУ | ВУ | 6 | |
16 | ПоК4 | СУ | СУ | СУ | 4 | |
17 | СаВ3 | НУ | НУ | НУ | 3 | |
18 | СмА3 | НУ | НУ | СУ | 3 | |
19 | УтЮ3 | СУ | СУ | СУ | 4 | |
20 | ФиС2 | НУ | НУ | НУ | 2 |
Примечание:
- ВУ – высокий уровень, СУ – средний уровень, НУ – низкий уровень.
- 6-7 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 1-3 балла – низкий уровень.
Рис. 1 Показатели уровня граней художественного воспитания
По результатам диагностического обследования по методике «Три грани художественно-эстетического воспитания» Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой мы видим следующее:
- Эстетическое осознание произведения искусства:
Низкий уровень – 10 человек (50%);
Средний уровень – 10 человек (50%);
Высокий уровень – 0 человек (0%).
- Развитие художественного вкуса:
Низкий уровень – 7 человек (35%);
Средний уровень – 11 человек (55%);
Высокий уровень – 2 человека (10%).
- Умение творчески создавать продукты ручного творчества:
Низкий уровень – 4 человека (20%);
Средний уровень – 13 человек (65%);
Высокий уровень – 3 человека (15%).
Таблица 2
Результат вторичного психодиагностического обследования обучающихся контрольной и экспериментальной групп
№ | Код обучающегося | Результат по методике |
Способность ребенка проявлять особенности эстетического отношения (в баллах) | ||
1 | АмВ2 | 5 |
2 | БА2 | 4 |
3 | ВиМ3 | 6 |
4 | ВаА3 | 5 |
5 | ГоИ3 | 3 |
6 | ДрВ4 | 6 |
7 | ЗаЮ4 | 7 |
8 | ИвД3 | 6 |
9 | ИсД3 | 5 |
10 | ИлМ2 | 6 |
11 | ИсБ2 | 4 |
12 | КоА2 | 6 |
13 | НиН3 | 7 |
14 | ПаЕ3 | 5 |
15 | ПоС4 | 7 |
16 | ПоК4 | 6 |
17 | СаВ3 | 5 |
18 | СмА3 | 4 |
19 | УтЮ3 | 6 |
20 | ФиС2 | 7 |
Примечание:
6-7 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 1-3 балла – низкий уровень.
Рис. 2 Показатели сформированности способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения (в баллах)
Проанализировав результаты диагностического обследования обучающихся по методике «Ван Гог», мы также выделяем три уровня сформированности способности ребенка проявлять особое отношение человека к жизни, к миру, не к искусству, его ценностям, их созданию и восприятию, а к самой окружающей действительности:
Низкий уровень - 7 человек (35%);
Средний уровень - 10 человек (50%)
Высокий уровень - 3 человека (15%).
Рис. 3 Показатель уровня сформированности познавательного интереса к художественной культуре
Рис. 3 Показатели высокого уровня развития познавательного интереса к художественной культуре у младших школьников до и после занятий по программе
Вывод: обработав результат промежуточного психодиагностического обследования обучающихся экспериментальной группы мы видим следующее:
Высокий уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 7 обучающихся (35 %);
Средний уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 13 обучающихся (65 %);
Низкий уровень сформированности познавательного интереса к художественной культуре - 0 обучающихся (0 %).
Приложение 4
Программа внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Знакомство с православным искусством» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана и предназначена для детей младшего школьного возраста.
Цель: Воспитание эстетических чувств, интереса к искусству в целом; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Задачи:
- Развивающие: развивать способности к художественно - образному, эмоционально - ценностному восприятию произведений искусства; совершенствовать эмоционально - образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; формировать устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию мира;
- Обучающие: расширять знаний о православном искусстве; научить доступным по возрасту приемам изготовления произведений православного искусства;
- Воспитательные: воспитать духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданского сознания, чувства патриотизма.
Сроки реализации программы: 1 год
Планируемые результаты:
- дети научатся выбирать и применять выразительные средства художественного и театрального творчества для реализации задуманного замысла по теме занятия; передавать свое настроение и чувство патриотизма через изготовление произведения православного искусства
- обучающиеся расширят знания о том, как утверждалась христианская вера в мире; о видах православного искусства в целом
- повысят уровень познавательной активности в искусству в целом; разовьют навыки эстетического восприятия и оценивания произведений искусства.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Ресурсы |
1 | Литература (библейские истории детям) | 6 | http://bibliya-online.ru/bibleyskie-rasskazy-i-istorii-dlya-det/?ysclid=lpuxbmfs5b313515625 |
2 | Музыкальное искусство | 6 | https://azbyka.ru/audio/1/detyam/muzyka-detyam |
3 | Архитектура | 3 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/03/12/arhitekturnoe-sooruzhenie-pravoslavnogo-hrama |
4 | Скульптура | 3 | |
5 | Изобразительное искусство | 8 | |
Содержание программы
Раздел: Литература (библейские истории детям)
Тема: Чтение и обсуждение «Сотворение мира»
Форма организации: игра, встреча
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная
Тема: Чтение, обсуждение и пересказ по иллютрациям «Ноев ковчег»
Форма организации: игра, встреча
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная
Тема: Чтение по ролям «Вавилонская башня»
Форма организации: спектакль
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, театральная
Тема: Чтение, обсуждение и пересказ по иллютрациям «Иосиф в Египте», «Моисей и десять заповедей»
Форма организации: игра, встреча
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение
Тема: Чтение по ролям «Младенец Иисус»
Форма организации: спектакль
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение, театральная
Тема: Чтение, обсуждение и пересказ по иллютрациям «Крещение Иисуса Христа»
Форма организации: игра, встреча
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение
Раздел: Музыкальное искусство
Тема: Прослушивание и разучивание детской христианской песни «Кто создал»
Форма организации: концерт
Вид деятельности: досугово-развлекательная, познавательная
Тема: Знакомство с церковными Рождественскими песнопениями и музыкальным инструментом – орган
Форма организации: концерт
Вид деятельности: досугово-развлекательная, познавательная
Тема: Знакомство с христианским контекстом детского чтения псалтырей
Форма организации: концерт
Вид деятельности: досугово-развлекательная, познавательная
Тема: Изучение песнопений в храме на Пасху
Форма организации: концерт
Вид деятельности: досугово-развлекательная, познавательная
Тема: Разучивание детской христианской песни «Небесное сияние»
Форма организации: концерт
Вид деятельности: досугово-развлекательная, познавательная
Тема: Знакомство с исполнением песнопений при храме детского христианского хора.
Форма организации: концерт
Вид деятельности: познавательная
Раздел: Архитектура
Тема: Знакомство с православным зодчеством и создание папки – передвижки с изображением православных храмов.
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Тема: Работа над проектом «Наша церковь» (коллективное изготовление макета местной церкви)
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Тема: Работа над проектом «Наша церковь» (коллективное изготовление макета местной церкви)
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Раздел: Скульптура
Тема: Знакомство с православной скульптурой и создание папки – передвижки с изображением убранства разных православных храмов
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Тема: Медиатека «Традиция храмовой скульптуры на Руси»
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Тема: Лепка из глины, знакомство с техникой «горельеф»
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, прикладное творчество
Раздел: Изобразительное искусство
Тема: Знакомство с православным изобразительным искусством и создание папки – передвижки с изображением фресок
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Знакомство с православным изобразительным искусством и создание папки – передвижки с изображением великих икон
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Изучение биографии и творчества Андрея Рублева. Знакомство деятельностью иконописной школы А. Рублева
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Практическое изучение приемов иконописи
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Практическое изучение приемов иконописи
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Медиатека «30 самых знаменитых икон России»
Форма организации: студия
Вид деятельности: познавательная
Тема: Практическое изучение приемов создания фресок
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
Тема: Практическое изучение приемов создания фресок
Форма организации: студия-практика
Вид деятельности: познавательная, художественное творчество
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Образцы детских работ