12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Лукьянова41
Россия, Ленинградская обл., Кировск

Конспект урока

Учитель: Лукьянова Ольга Александровна

Название образовательного учреждения: МОУ «Громовская СОШ»

Предмет: основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Класс: 4

Тема урока: Православное учение о человеке

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель деятельности педагога: формирование христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Задачи:

Обучающая: познакомить с христианскими понятиями «образ Божий в человеке», «душа», «болезни души», о значении души и тела в жизни человека

Развивающая: учить различать телесные и душевные свойства человека, понимать какие качества души составляют внутренний мир человека

Воспитывающая: осознать, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям





Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

формировать понятия:

человек

душа

внутренний мир человека

образ Бога в человеке


умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями

умение слушать и слышать собеседника,

вступать с ними в сотрудничество,

умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

Приводить примеры

Работать со схемами, таблицами

способность формированию духовного развития на основе нравственных установок и моральных норм

укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма






Методы обучения и структурные элементы:

Основной метод обучения: наглядно-иллюстративный, информационно – поисковый, практический.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение проблемы, ее проверка, анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Методы контроля:

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль учителя

Форма организации и познавательной деятельности:

Фронтальная работа - перед учащимися ставится общая познавательная задача (на этапе актуализации знаний и этапе усвоения новых знаний).

Групповая работа - работа с карточками по теме урока

Работа в парах - (на этапе закрепления).

Индивидуальная работа- на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и включение нового знания в систему знаний (работа на карточках)

Оборудование, учебно-методические материалы:

учебник Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс

Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран).

Электронная презентация «Православное учение о человеке»

Наглядно–демонстрационный материал (карточки, смайлики).

Дидактические материалы к уроку: карточки-задания для групповой работы

Дополнительная литература:

Рассказ К.Д.Ушинского «Чудный домик»

Притча О. Бабицкой «О гвоздях»

Интернет – ресурсы:

Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/

http://infourok.ru/video-prezentaciya_dlya_klassnogo_chasa_pritchi-281278.htm













Ход урока

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность

учащихся

Универсальные действия

I Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организация деятельности обучающихся, направленная на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

- создать благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность;

- побудить учащихся включиться в деловой ритм.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы: словесный.

- Дорогие ребята! Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Повернитесь и поприветствуйте гостей.

- Тихонечко садитесь.

- А теперь я бы хотела узнать, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок. Покажите свое настроение с помощью смайликов:

- Ну что ж, почти у всех хорошее настроение. Но если у кого-то настроение не очень, то будем его поднимать.

- Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам  работать дружно, открыть новые знания. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.


- Давайте вспомним правила поведения на уроке.




- Итак, начинаем.

- Давайте с вами вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.

Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.






Показывают свое настроение с помощью смайликов












не кричать

поднимать руку

говорить четко

не перебивать и не мешать отвечающему


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II Актуализация опорных знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация деятельности обучающихся, направленная на выяснение степени усвоения ими изученного материала.

Задачи:

- выявить степень усвоения обучающимися предыдущего материала;

- определить пробелы в знаниях по изученному материалу и корректировать их;

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

продемонстрировать знание предыдущего материала.

Методы:словесный, наглядный, практический,.




























































Определение темы, цели урока и его задач.








- Сейчас мы будем работать по карточкам.

- Посмотрите на слайд. (Слайд№ 1)

t1571852032aa.png



Перед вами термины и определения. Такие же записи у вас на карточке №1.

Соедините понятия и определения стрелочками.

Карточка №1

Люди, которые приняли учение Христа –

Богатство, которое православные христиане считают самым истинным и вечным –

-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

- Давайте проверим правильность выполнения задания по слайдам. (Слайд №2)

t1571852032ab.png

- Оцените свою работу с помощью смайликов. Нет ошибок –розовый цвет. Одна ошибка – голубой. Не справился с заданием – оранжевый.

- Ребята, посмотрите восточную притчу «О гвоздях» и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Просмотр видеоролика (Слайд №3)

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

- Что велел делать мальчику отец?

- Почему?

- Что произошло с мальчиком потом?

Какой урок усвоил мальчик?



-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?













- Чем отличается рана на теле от раны в душе?

























- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?



- У всех ли живых организмов есть душа?





- Вы хотите узнать, как христиане объясняют значение слова «душа»?



(Слайд №4)

t1571852032ac.png

Сегодня на уроке вы узнаете:

-Чем Бог одарил человека?

- Когда болит душа?

- Что такое образ Божий в человеке?

(Слайд № 5)

- Тема нашего урока «Православное учение о человеке»

t1571852032ad.png

Учащиеся работают с карточками



















христиане


добро


Бог любил людей и решил стать человеком




Дети сверяют свои ответы со слайдом















































































Дети кратко пересказывают притчу, уточняют смысл





О хороших и дурных качествах человека, о том, как бороться с гневом, что нельзя обижать человека, потому что остаётся рана в душе



Рана на теле – это когда царапина, её видно, она поболит и перестанет, а рана в душе, это если кого-то обидят сильно, он переживает, становится грустный или даже злой, начинает ненавидеть человека или завидовать, или не может простить





Внутренний мир человека, душа

Нет, не у всех



Да, нам интересно это узнать










Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт.

Регулятивные:

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале



III Постановка учебной задачи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация деятельности обучающихся, направленная на постановку цели на урок.

Задача: обсудить затруднения и сформулировать задачи урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: определить границы между знанием и незнанием, осознать цель предстоящей деятельности.

Методы: словесный, проблемный
















- Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь.

«Чудный домик»

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

(К.Д. Ушинский)


- О ком же была вся загадка?

- Разгадай значение данных слов-загадок (карточка №2)

- А кто хозяйка этого дома?

- Домик?

- Эконом?

- Зала?

- Ставенки?

- Давайте проверим правильность выполнения задания по слайдам.

( Слайд № 6 )

t1571852032ae.png


- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике?












Слушают























Отгадывают загадку.

Дают ответы.


(О человеке)


Душа

Тело

Сердце

Легкие

Глаза














Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

IV Открытие новых знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формирование представлений о значении слова душа, развитие практических навыков работы с текстом.

Задачи:

-создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися изучаемого материала:

- обеспечить понимание значимости изучаемого материала,

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала,

- расширять кругозор обучающихся;

- побудить обучающихся к активности при изучении нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- познакомиться с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями;

Задачи:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- учиться высказывать свое мнение на основе работы с учебником;

- содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.


- Откройте учебник на странице 45, прочитайте статью «Душа» в учебнике.

- А сейчас вам предстоит работать в парах. У вас на столах лежат карточки под (карточка №3). С помощью прилагательных опишите на лепестках, какая может быть душа у человека.

Какие прилагательные вы подобрали к слову душа?







На какие группы можно разделить эти качества?



- Какие качества вы бы взяли для своей души?



А почему вы выбрали именно эти качества души?


Читают статью «Душа» в учебнике



Работа с карточками по группам.

Составляют кластер



Дети зачитывают выбранные прилагательные

Добрая, отзывчивая, трусливая, жестокая

Можно разбить на положительные и отрицательные качества

Только положительные




Остальные качества отрицательные

Личностные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

Регулятивные:

осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;

Познавательные:

формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

V. Динамическая пауза «Эстафета доброты»

Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости.


- Давайте немного отдохнем.

- Наверняка каждый из вас лепил снеговика и знает, что если маленький снежок покатить по снегу, то снег прилипает к нему и ком становится все больше и больше. Вот также и маленькое добро передается от одного человека к другому, проходит через их души, увеличивается и возвращается к нам же.

(Слайд № 7)

t1571852032af.png

- Я хочу передать вам с помощью рукопожатия свою доброту, и она идет от меня к Стасу, Стас предаст ее Даше и т.д., и, наконец доброта, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет!”.

- Садитесь

Встают



Слушают












VI. Первичное закрепление учебного материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: закрепление в памяти обучающихся новых знаний, полученных на уроке; добиться повышения уровня осмысления изученного материала.

Задачи:

- обеспечить восприятие, осмысление, закрепление учащимися изучаемого материала;

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые необходимы для работы по новому материалу;

- контролировать правильность выполнения заданий.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Задачи:

- уметь применять полученные знания на практике;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое мнение, свою позицию.

Методы: практический, сравнительный, наглядный, аналитический, обобщающий

























- Как вы думаете, что составляет богатство души?

- Ребята, у нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли определить качества души человека по его образу?

- Рассмотрите картину художника В. М. Васнецова «Иван Грозный» на стр. 46 в учебнике

- Определите качества души этого человека по его образу.

Что можно сказать об этом человеке?





Рассмотрите автопортрет А. А. Дейнека



Что можно сказать об этом человеке?









Вы увидели два разных образа, какой вывод вы можете сделать?

Вывод

- Заглянув в глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза - зеркало души».

Доброта





Можно. Нет.





Рассматривают картину в учебнике

По лицу человека можно определить, что душа этого человека стала холодной и жестокой

Рассматривают автопортрет в учебнике

По лицу этого человека можно сказать что он грустный, тревожный, печальный, у него боль в душе



У каждого человека свой внутренний мир

Познавательные:

Извлечение информации, представленной в разных формах. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные: Построение высказывания.

Личностные: Эмоционально – личностная оценка.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями.








VII. Рефлексия учебной деятельности.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать формированию у обучающихся способности к рефлексии.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- оценить результаты своей деятельности, самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

Методы: практический, словесный.





























- Загляните в глаза друг к другу.

- Вы увидели, что души у вас все светлые и добрые.

Доброта ходит по кругу. А вы сейчас в нашем кругу выскажите свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания на (карточках № 4).

- Закончи предложение

(Слайд № 8)

t1571852032ag.png


- Мы с вами в начале урока ставили задачи

(Слайд № 9)

t1571852032ac.png

- Сможем ли мы теперь ответить на эти вопросы?

- Вы хорошо сегодня потрудились, наш урок подошел к концу. Покажите ваше настроение с помощью смайликов.

- Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.

- Спасибо за работу

( Слайд № 10)

t1571852032ah.png









На уроке я узнал, что у человека есть душа.


Оказывается, что человек состоит из тела и души.


Я понял, что душа это дар Божий


О душе нужно заботиться


















Да, нет.




Показывают настроение с помощью смайликов




Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его.


VIII. Домашнее задание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- способствовать стимулированию развития творческих возможностей.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- проявить усилия при выполнении домашней работы.

Методы: мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, свобода выбора.

1 мин


- Понравился вам сегодняшний урок?

(Слайд № 11)

t1571852032ai.png

- Если вам было интересно, легко на уроке. Во всем разобрались – красный цвет смайлика.

- Если иногда были трудности, сомнения. Не совсем понравилась работа – синий цвет смайлика.

- Если на разобрались в теме, было не очень интересно – зеленый цвет.

- Хотите больше узнать о своем внутреннем мире?

- Чтобы побольше узнать об этой теме, вы можете дома:


(Слайд № 12)


t1571852032aj.png


Найти пословицы о душе.

Прочитать раздел «Это интересно» на стр. 48-50 в учебнике


Да, было скучно ,нет



ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Соедини понятия и определения стрелочками.





Люди, которые приняли учение Христа –

Бог любил людей и решил стать человеком


Богатство, которое православные христиане считают самым истинным и вечным –

добро

Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

христиане




Карточка № 2





С помощью прилагательных опишите на лепестках, какая может быть душа у человека.



                                             t1571852032am.gif   t1571852032ak.gif   t1571852032al.gif

                                                            ДУША

                                          t1571852032ao.gif    t1571852032an.gif   t1571852032ap.gif
                                                           



Карточка № 3

Закончи предложение

На уроке я узнал, что…________________________________________________________________________

Оказывается, что…____________________________________________________________________________

Я понял, что…._______________________________________________________________________________

Родителям я хотел бы рассказать, что… __________________________________________________________



Опубликовано


Комментарии (2)

Дармина Елена Николаевна, 23.10.19 в 21:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок! Веду православие-забираю в избранное!
Ольга Лукьянова, 23.10.19 в 23:32 0Ответить Пожаловаться
Я очень рада, что вам понравился урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.