Праздник Букваря для 1 класса
Праздник Букваря
Цели и задачи праздника:
* создать праздничную атмосферу, хорошее настроение.
* приобщить родителей к подготовке праздника.
* обобщить и систематизировать знания, полученные в результате изучения букваря.
* воспитывать у детей любовь к книге, желание хорошо учиться.
Звучит песня «Чему учат в школе»
слова И. Пляцковского, музыка В. Шаинского
УЧИТЕЛЬ
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам
Буквы потом сложились в слова.
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
1 ученик
Папы, мамы, гости дорогие,
Вы пришли сюда не зря.
Ведь у нас сегодня праздник,
Праздник Букваря!
Отчего не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с БУКВАРЯ обложку, и закладок нет...
Все взволнованы немножко... В чем секрет?
Секрета нет, на свете много книжек разных,
А вот у Букваря отдельный праздник.
Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,
Поэтому Букварь – начало всех начал.
Дочитали эту книгу
Школьники вчера,
А сегодня – день прощанья,
Праздник букваря!
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник букваря!
Учитель: Праздник у нас с вами необычный – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Букварю. А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга во всём мире. И много лет учит она читать детей. И вам букварь помог: открыл для вас светлый путь в увлекательный мир знаний.
А как это всё начиналось:
Инсценировка «Румяный поросёнок.
автор Лев Кузьмин
Автор
Румяный поросёнок
Примчался на лужок
И пяточком на травке
Нарисовал кружок.
Поросёнок
Какая это буква? -
Немножко свысока,
Спросил он у козлёнка,
Утёнка и щенка.
Щенок
Щенок тряхнул ушами
Глазами поморгав
Ответил : « Я считаю что это буква - Гав»
Козлёнок
«Вот вздор» - сказал козлёнок
В своём ли ты в уме,
Название кружочка совсем не «Гав» а «Ме»
Утёнок
«Друзья» - Вдохнул утенок
Зачем вам спорить зря.
Когда и так понятно
Что это буква «Кря»
А поросёнок важно и громко крикнул
Поросёнок
Нет! все вы дали к сожаленью не правильный ответ.
Конечно за старанья, я вас благодарю
Но кругленькая буква читается» Хрю-Хрю»
Уч.
Вот так и мы свами начинали читать
Мы доброе слово сказать Букварю
Сегодня должны все ребята.
Давайте же песню подарим ему,
Споём её вместе с друзьями
Песня «Весёлый алфавит»
автор Д. Воскресенский
1Вот лягушка сидит, учит, учит алфавит.
Только вместо алфавита из лягушки
Вылетают очень громкие квакушки.
Ква-ква-ква-ква-ква-ква.
2Вот утёнок сидит, учит, учит алфавит.
От усердия уселся прямо в лужу,
Но лишь «крякалки» одни летят наружу.
Кря-кря-кря-кря-кря-кря.
3Вот ворона сидит, учит, учит алфавит,
Но учёба завершается кошмаром,
Вместо букв вылетают « каркаркары».
Кар-кар-кар-кар-кар-кар.
4Вот собака сидит, учит, учит алфавит,
Но зубрёжка ничему не помогает,
Только «гавкалки» из пасти вылетают.
Гав-гав-гав-гав-гав-гав.
5Вот поросёнок лежит, учит, учит алфавит.
Хоть ученье- это свет, но к сожаленью,
Только «хрюкалки»-итог его ученья.
Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю-хрю.
6Вот корова лежит, учит, учит алфавит,
Не даётся ей сложнейшая наука.
Получается сплошная «мумумука».
Му-му-му-му-му-му.
Ква-ква-ква-ква-ква-ква.
Кря-кря-кря-кря-кря-кря.
Кар-кар-кар-кар-кар-кар.
Гав-гав-гав-гав-гав-гав.
Хрю-хрю-хрю-хрю-хрю-хрю.
Му-му-му-му-му-му.
Ученик
Когда пришли мы в первый класс
Погожим сентябрем,
Учитель познакомил нас
С волшебным букварем.
Ученик
Мы все умели говорить,
Да и читать слегка.
Букварь же нам хотел раскрыть
Секреты языка.
Учитель
У первоклашек началась
Нелегкая пора.
В пути сопровождали нас
Чудные мастера.
Ученик
Один слова учил делить
На части, как пирог.
Ученик Кто это?
Дети. слог
Ученик
Другой, волшебным молотком
Без всякого стеснения
Стучал по каждому из слов
Кто это?
Дети. Ударение.
Ученик .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем…
Ученики (хором )
Громче всех произнесем!
Ученик
Не прошел для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо читаете . Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
Учитель
В Букваре прочитана последняя страница.
Нас ждут другие книжки.
А с Букварём простимся.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
А, может быть, не стоит сегодня нам грустить?
А лучше нам попробовать Букварь наш пригласить.
Я считаю: раз, два, три!
Букварь, приди уже, приди! (хором)
Входит Букварь в шляпе в с надписью «Букварь».
Букварь: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?
Дети хором отвечают: «Здравствуй, Букварь».
Букварь.
Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.
Туда прямого, торного не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти.
всех страна Буквария зовет в свои края,
Раскинулась Буквария от буквы А до Я.
Выскакивает буква я
Учителя. Буква "Я", а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!
Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Дети. Неизвестно!
Учителя. Интересно?
Дети. Интересно!
Буква Я: (выходит вперёд, начинает хвастаться)
Посмотрите на меня, разве я не хороша?
Не худющая, как А и не толстая, как Ша!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней!
Букварь: Ай-ай-ай, мне очень стыдно и за алфавит обидно!
Как ты можешь, буква Я подводить сейчас меня?
Знают буквы все отлично: якать просто неприлично!
Буквы людям все нужны, этим буквы и дружны.
Буква Я:- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Буква А: Буквы тут переглянулись,
Все немножко улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буква У: Хорошо! Идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:- Чтобы я да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Буква Э: Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела только:
Буква Я:- "Я – я – я – я – я!"
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Уч:
И решил весь алфавит, –
ВСЕ БУКВЫ: (хором) Если хочет, пусть стоит.
Уч:
Дело ведь совсем не в месте,
ВСЕ БУКВЫ: (хором) Дело в том, что все мы вместе!
Частушки
Солнце лучики пускает
В окна коридорные,
Мы частушки начинаем Ира
Школьные, задорные!
Мы девчонки – хохотушки.
Мы веселые всегда.
Вам споем сейчас частушки
Да про школьные дела.
Эх, смеяться вам придется.
Слушайте частушки!
Если лопнуть не хотите –
Закрывайте ушки!
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
В нашей школе взрослым лучше
К стенке прижиматься:
С ног собьют, и бесполезно
Будет подниматься!
Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой - Букварём!
Я плясать не застесняюсь,
И пою, как соловей.
И оценочек хороших
Больше, чем у всех парней.
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока
Громыхает кабинет,
Лестница шатается.
Это тихий первый «а»
Питаться собирается!
Знаем сами, что сегодня
Мы уж больно хороши.
Громче хлопайте в ладоши,
Поздравляйте от души!
Букварь
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Учитель:
Ты ,Букварь, посиди и посмотри, как дети будут выполнять задания
Игра « Разгадай ребус»
Игра « Буква заблудилась»
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
• Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
• На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
• У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
• На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
• Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
• Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
• Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
• Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
• Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)
• На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Учитель Теперь мое следующее задание – «Составь предложение».
Надо из слов, написанных на карточках, составить предложения.
поляне | | ромашки | | на | | цветут | | белые |
на | | воробушек | | чирикает | | ветке |
Собери пословицу:
А) Не имей сто рублей,…
Б) За двумя зайцами погонишься,…
В) Куй железо, …
Г) Не суйся в воду,…
Д) Всяк свою работу делай, …
Е) Май холодный, …
… не зная брода.
… на другого не кивай.
… имей сто рублей.
… не будешь голодный.
… ни одного не поймаешь.
… пока горячо.
- Чего больше в русском алфавите букв или звуков?
- Чем звук отличается от буквы?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
- Назови буквы, которые не обозначают звуков.
- Чем звонкие звуки отличаются от глухих?
- Назови согласные звуки, которые всегда твёрдые.
- Назови согласные звуки, которые всегда мягкие.
Учитель: Будем с буквами дружить, чтобы в слоги их сложить. А потом читать слова, чтоб умнела голова.
Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
• А О Б Я
• Ч Й Ж Щ
• О У Я Э
Песня. «Буквы разные от А до Я.»
Радуются дети мамы и отцы.
Потому – что вместе все мы молодцы.
В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные
Подружки дорогого Букваря.
И не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать
Потому – что мчались в школу мы не зря
Буквы изучили мы из Букваря.
Припев:
Радуются дети мамы и отцы.
Потому – что вместе все мы молодцы.
И любую трудность мы переживём,
Победила дружба – дружба с Букварём!
Припев
Букварь:
Знает каждый первоклассник,
Что учился он не зря:
Прочитать любое слово
Может он из Букваря.
Вами я горжусь по праву
И свидетельствую в том,
Одолеете все книжки
Вслед за мной, за Букварём
(Библиотекарь приглашает записаться в библиотеку
Вручаем свидетельство «Свидетельство читателя»)
Букварь:
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Я вас услышал и пришёл.
Мне с вами было хорошо.
Ценил я каждую минутку,
Влюбился в вас я не на шутку.
Приятно было вас учить
Читать и чисто говорить.
Но знаю, что пришла пора нам расставаться.
Давайте ж будем весело и тепло прощаться.
Ученики.
Спасибо, друг, за все,
Что сделал ты для нас!
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научил читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда!
Букварь – это первая книга моя.
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учил.
Радость открытий мне подарил.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!
Ученик
Он верным другом был для нас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя –
Нас ждут открытия, друзья!
Песня: « Учиться надо весело»
слова К. Ибряев муз. Ю. Чичкова
В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Припев:
И песенка, и песенка в дороге пригодится.
Учиться надо весело, учиться надо весело!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
По лесенке знаний вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны.
Припев:
И песенка, и песенка в дороге пригодится.
Учиться надо весело, учиться надо весело!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое знаньем зовут.
Припев:
И песенка, и песенка в дороге пригодится.
Учиться надо весело, учиться надо весело!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!
Используемая литература:
Троицкая Н.Б., Г.А. Королева «Сценарии школьных праздников»: Метод. пособие – М.: Дрофа, 2004
Калашникова О.В. «Праздники круглый год: в учебное время и летом» - Волгоград: Учитель, 2003
Кувашова Н.Г. «Праздники в начальной школе» Волгоград: Учитель, 2002
Журнал " Начальная школа"