Урок-праздник в 1 классе на тему «Прощай, Букварь!»
Тема: Урок – праздник «Прощай, Букварь!»
Фризоргер Юлия Викторовна,
учитель начальных классов
Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ
Рассказовского района Тамбовской области
Цель: развивать стремление обучающихся применять свои читательские умения, полученные во время обучения грамоте, в жизни.
Задачи:
1. повторить буквы русского алфавита, познакомить с произведениями детской литературы;
2. развивать читательские умения;
3. воспитывать интерес и уважение к книге.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД: воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух незнакомые тексты (задания, загадки и д.р.), декламировать стихи.
Познавательные УУД: формировать необходимый уровень читательской компетентности; строить рассуждения; анализировать, сравнивать, классифицировать.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Регулятивные УУД: Оценивать свою работу на уроке. Личностные УУД: умение осознавать и определять свои эмоции.
Оборудование: запись песенки «АБВГДЕЙКА», ноутбук, маски с буквами от А до Я, со словом БУКВАРЬ, костюмы для сказки «Колобок», вырезанные буквы для конкурсов (БУКВАРЬ), магниты, мел, ручка с красной пастой, листочки с заданиями, загадками, выставка книг детской литературы.
Все роли могут играть дети – первоклассники, приглашенные старшеклассники, родители.
Звучит музыка «АБВГДЕЙКА»
Учитель: Ребята, вы услышали замечательную песенку «АБВГДЕЙКА». О чем она? (ответы детей) Сегодня у нас праздник, на который нас собрал наш друг – Букварь. Именно «Букварь» - это первая книга, которую вы взяли в руки. «Букварь» помог вам приобрести первые навыки чтения. Я уверена, что сейчас вы нам их продемонстрируете.
Ведущий1:
Февраль за окном стоит,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С БУКВАРЁМ простится!
Ведущий2:
Нас научил БУКВАРЬ читать,
Слова на слоги разделять,
Открыл нам тайны многих книг,
К нему любой из нас привык!
Ведущий1:
Уважаемый БУКВАРЬ! Принимай парад войска от «А» до «Я»!
Букварь:
Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы,
Встаньте в ряд,
Я – командир, вы – мой отряд!
(буквы становятся по алфавиту, буква Я сопротивляется)
- Я, -
Сказала буква Я, -(выделенные слова - слова автора говорят ведущие, остальные в зависимости от роли – буквы Я,С,Ф,П,Ъ,Ь,Х)
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! –
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! –
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
«...яяяяя!» (пишет на доске мелом)
Как зальется буква X:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! –
О от смеха покатилось!
А за голову схватилось.
Б схватилось за живот...
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Букварь: А сейчас, друзья, будет вам представлена алфавитная семья.
Дети читают стихи.
«А» - акула, «Б» - букашка,
«В» - ворона, «Г» - глаза…
«Д» - дитя, «Е» - единица,
«Ж» - жаркое, «З» - зима…
«И» - игрушка», «К» - кума!
«Л» - лисица, «М» - мартышка,
«Н» - наука, «О» - олень.
«П» - петрушка», «Р» - ромашка»,
«С» - сверчок, «Т» - таракан,
«У» - улитка, «Ф» - фиалка,
«Х» - ходули, «Ц» - цыган».
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
Ю – Юла (или волчок),
Пестрой радуги бочок.
Ни много и ни мало –
Весь день протанцевала.
На последней на страничке БукварЯ
Есть красиваЯ такаЯ Буква Я.
Вы послушайте, что мама говорит:
- Молодец! Теперь ты знаешь Алфавит! (говорит мама ребенка)
Букварь:
Это русский алфавит,
Буква к букве в ряд стоит!
Учитель: Ребята, как вы понимаете слова:
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!?
Ответы детей. Вывод: используя только одну букву, не составить ни слова, ни предложения, ни текста. Можно только назвать эту букву, но прочитать что – то интересное нельзя.
Учитель: Уважаемый БУКВАРЬ, что бы ты хотел получить в подарок от первоклассников за то, что научил их читать?
Букварь: Ребята, давайте проведем соревнования, но не спортивные, а читательские. Посмотрим, чему я вас научил! За каждый правильный ответ я буду давать букву, из него вы составите слово. Это и будет подарок мне от вас. Но помните, только вместе, одной командой, можно победить.
Дети делятся на 2 команды: «БЕЛОЧКИ», «ЗАЙЧИКИ»
1.Найдите лишнее слово. Объясните ваш ответ.
Дупло |
Белый |
Белая |
Заяц |
Гриб |
Морковь |
Белка |
Гнездо |
Ответ: белая, гнездо.
Букварь дарит детям букву Б. Букву прикрепляют магнитом на доске.
2.Прочитайте, найдите ошибки, исправьте красной пастой. Объясните ваш ответ.
у пашы кот мурзик. |
У кошечьки сашки миска |
Ответ: У Паши кот Мурзик. У кошечки Сашки миска.
Букварь дарит детям букву У.
3.Назовите одним словом. Объясните ваш ответ.
Грач, сова, ласточка, чиж |
Пальто, шарф, кофта, варежки |
Картофель, лук, капуста, свёкла |
Туфли, тапочки, кроссовки, тапочки |
Ответ: птицы, овощи, одежда, обувь.
Букварь дарит детям букву К.
4.Придумайте слова на букву В.
Букварь дарит детям букву В.
5.Составьте слово из первых слогов.
Колос + рота + ваза = корова |
Корова + лошадь + боксёр = колобок |
Букварь дарит детям букву А.
6. Прочитайте загадки одна команда другой.
Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению.
А сказка называется … («По щучьему велению…»)
«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка, вспомни сказку, дружок!
Кто умнее был, ответь,
В сказке … («Маша и медведь»)
Я на балу никогда не была,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок)
Букварь дарит детям букву Р.
Букварь: Ребята, о какой сказке шла речь в последней загадке? Давайте посмотрим сказку «КОЛОБОК». Вы порадуете меня, а я подпрю вам последнюю букву в слове - загадке.
Автор1.
Где-то на лесной опушке
В одной старенькой избушке
Жила баба и жил дед,
Было им по сотне лет.
Автор2.
Дед и баба за столом
Пили как- то чай вдвоем.
Говорит старик старушке:
Старик.
«Надоели мне ватрушки,
булки, яблочный пирог,
Испеки – ка колобок»
Старуха:
«Не могу тебе испечь,
Мы два дня не топим печь,
Нет зерна и нет муки,
А в кастрюлях пауки».
Старик:
« Поскреби по коробу,
Задай мышам шороху,
По сусекам помети,
Может, сможешь что найти».
Автор1.
Так и сделала бабуля.
Вот взяла перо у гули,
По сусекам помела,
Горсть муки и наскребла.
Маслица добавила,
Да и в печь поставила.
Автор2.
Не прошло и двух часов
Колобок уже готов.
Покатился по лужайке,
Покатился в лес густой
Вдруг навстречу серый зайка,
Динноухий и косой.
Заяц:
« Здравствуй, здравствуй, колобок,
Колобок румяный бок,
Пусть я маленький совсем
Все равно тебя я съем».
Автор1.
Колобок не испугался,
Над зайчишкой посмеялся:
Колобок:
« Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок
Я румяный бок,
Я от деда и от бабы
Смог сегодня убежать,
А тебя меня, ушастый,
И подавно не догнать»».
Автор2.
И быстрей бежать вприпрыжку
От голодного зайчишки.
Автор1.
Колобок в лесу гуляет,
Громко песни распевают,
Птички весело щебечут…
Вдруг зубастый волк навстречу:
Волк:
« Ну и чудный у нас лес,
Прыгает обед с небес.
Съем тебя, — промолвил волк,
Серый волк, зубами щелк».
Автор2.
Колобок не испугался,
И над волком посмеялся:
Колобок:
«Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок
Я румяный бок,
Я от деда и от бабы
Смог сегодня убежать,
А тебе, разбойник серый,
Меня вовсе не поймать!»»
Автор1.
Покатился по дороге,
Снова стал он песни петь,
Но навстречу из берлоги
Вышел дедушка – медведь:
Медведь:
« Ну и славненький денек,
На обед съем колобок».
Автор2.
Колобок не испугался,
Над медведем посмеялся:
Колобок:
« Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок
Я румяный бок,
Я от деда и от бабы
Смог сегодня убежать,
Заяц серый, волк зубастый
Не смогли меня поймать,
А тебе - то, косолапый,
Лучше даже не мечтать!»
Автор1.
На полянку попадает
Беззаботный колобок.
Там лисица отдыхает,
Примостившись на пенек.
Колобку она сказала:
Лиса:
«Ты, наверное, усталый,
Отдохни – ка, колобок,
Сядь со мною на пенек!»
Колобок:
« Здравствуй, рыжая лисица,
Хочешь я спою, сестрица?
- Я колобок, колобок,
Я румяный бок».
Лиса:
«Хорошо поёшь, дружочек.
Только я уже стара,
Стала на ухо глуха,
Сядь на мой ты язычок
И пропой еще разок».
Автор2.
Так и сделал колобок.
На язык он ей забрался
И еще раз спеть собрался.
Не успел разинуть рот,
Как попал лисе в живот.
Лиса его не слушала,
А взяла и скушала.
Букварь дарит детям букву Ь.
Букварь: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания. Прочитайте слово- загадку? Да, это слово – букварь. Я прощаюсь с вами, но вместо себя я оставляю свою подругу. Ответьте на вопросы и заполните кроссворд.
Любимое лакомство зайки? (морковь)
Чтобы ловить добычу, у волка должен быть хороший… (нюх)
Что бабка вставляет в иголку? (нитку)
Где зимует медведь? (в берлоге)
Какая шуба у лисы? (рыжая)
1.М |
О |
Р |
К |
О |
В |
Ь |
||||
Н |
Ю |
Х |
||||||||
3.Н |
И |
Т |
К |
А |
||||||
4.Б |
Е |
Р |
Л |
О |
Г |
А |
||||
5.Р |
Ы |
Ж |
А |
Я |
Букварь: Кто назовет мою подругу? Это – книга. Она теперь не только моя подруга, но и ваша. Давайте рассмотрим нашу выставку книг. Как называются книги? Кто их автор? Какая книга вам больше всего понравилась? Возьмите ее почитать! А с вами я прощаюсь! И желаю стать хорошими читателями и пользоваться моим любимым изречением: «МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ!»
Источники:
Борис Заходер «Буква Я»
Львов К.Н. «Господин учитель Жук»
Красникова И. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7840-stixi-pro-bukvu стихи про буквы
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-suslova/zagadki-po-dorogam-skazok.html загадки
http://www.7ya.ru/article/Kolobok-v-stihah/ сказка «Колобок» в стихах