Урок-праздник в 1 классе на тему «Прощай, Букварь!»

2
0
Материал опубликован 21 February 2018 в группе

Тема: Урок – праздник «Прощай, Букварь!»

Фризоргер Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Рассказовского района Тамбовской области


 

Цель: развивать стремление обучающихся применять свои читательские умения, полученные во время обучения грамоте, в жизни.

Задачи:

1.     повторить буквы русского алфавита, познакомить с произведениями детской литературы;

2.     развивать читательские умения;

 

3.     воспитывать интерес и уважение к книге.

Планируемые результаты образования:

Предметные УУД: воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух незнакомые тексты (задания, загадки и д.р.), декламировать стихи.

Познавательные УУД: формировать необходимый уровень читательской компетентности; строить рассуждения; анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Регулятивные УУД: Оценивать свою работу на уроке. Личностные УУД: умение осознавать и определять свои эмоции.

Оборудование: запись песенки «АБВГДЕЙКА», ноутбук, маски с буквами от А до Я, со словом БУКВАРЬ, костюмы для сказки «Колобок», вырезанные буквы для конкурсов (БУКВАРЬ), магниты, мел, ручка с красной пастой, листочки с заданиями, загадками, выставка книг детской литературы.

Все роли могут играть дети – первоклассники, приглашенные старшеклассники, родители.

Звучит музыка «АБВГДЕЙКА»

Учитель: Ребята, вы услышали замечательную песенку «АБВГДЕЙКА». О чем она? (ответы детей) Сегодня  у нас праздник, на который нас собрал наш друг – Букварь. Именно «Букварь» - это первая книга, которую вы взяли в руки. «Букварь» помог вам приобрести первые навыки чтения. Я уверена, что сейчас вы нам их продемонстрируете.

Ведущий1:

Февраль за окном стоит,

 Снег в воздухе кружится,

 А нам сегодня предстоит

 С БУКВАРЁМ простится!

Ведущий2:

Нас научил БУКВАРЬ читать, 

 Слова на слоги разделять, 

 Открыл нам тайны многих книг, 

 К нему любой из нас привык!

Ведущий1:

Уважаемый БУКВАРЬ! Принимай парад войска от «А» до «Я»!

Букварь:

Есть принимать парад! 

 А, ну-ка, буквы,

 Встаньте в ряд, 

 Я – командир, вы – мой отряд!

(буквы становятся по алфавиту, буква Я сопротивляется)

- Я, -
Сказала буква Я, -(выделенные слова - слова автора говорят ведущие, остальные в зависимости от роли – буквы Я,С,Ф,П,Ъ,Ь,Х)
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -

Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!

Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.


- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.


- Срам! -
Сердито С сказало.


В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! –


Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -

Я
Затопало ногами:

- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! –


Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,


И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только

«...яяяяя!» (пишет на доске мелом)

Как зальется буква X:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! –


О от смеха покатилось!
А за голову схватилось.
Б схватилось за живот...

Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!

- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!

 

Букварь: А сейчас, друзья, будет вам представлена алфавитная семья.

Дети читают стихи.

«А» - акула, «Б» - букашка,
«В» - ворона, «Г» - глаза…

«Д» - дитя, «Е» - единица,
«Ж» - жаркое, «З» - зима…
«И» - игрушка», «К» - кума!

«Л» - лисица, «М» - мартышка,
«Н» - наука, «О» - олень.


«П» - петрушка», «Р» - ромашка»,
«С» - сверчок, «Т» - таракан,
«У» - улитка, «Ф» - фиалка,
«Х» - ходули, «Ц» - цыган».

Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.

Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!

Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась - 

  Мягким знаком обернулась.

Ю – Юла (или волчок),
Пестрой радуги бочок.
Ни много и ни мало –
Весь день протанцевала.

На последней на страничке БукварЯ
Есть красиваЯ такаЯ Буква Я.
Вы послушайте, что мама говорит:
- Молодец! Теперь ты знаешь Алфавит! (говорит мама ребенка)

Букварь:

Это русский алфавит, 

 Буква к букве в ряд стоит!

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова:

Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!?

Ответы детей. Вывод: используя только одну букву, не составить ни слова, ни предложения, ни текста. Можно только назвать эту букву, но прочитать что – то интересное нельзя.

Учитель: Уважаемый БУКВАРЬ, что бы ты хотел получить в подарок от первоклассников за то, что научил их читать?

Букварь: Ребята, давайте проведем соревнования, но не спортивные, а читательские. Посмотрим, чему я вас научил! За каждый правильный ответ я буду давать букву, из него вы составите слово. Это и будет подарок мне от вас. Но помните, только вместе, одной командой, можно победить.

Дети делятся на 2 команды: «БЕЛОЧКИ», «ЗАЙЧИКИ»

1.Найдите лишнее слово. Объясните ваш ответ.

Дупло

Белый

Белая

Заяц

Гриб

Морковь

Белка

Гнездо

Ответ: белая, гнездо.

Букварь дарит детям букву Б. Букву прикрепляют магнитом на доске.

2.Прочитайте, найдите ошибки, исправьте красной пастой. Объясните ваш ответ.

у пашы кот мурзик.

У кошечьки сашки миска

Ответ: У Паши кот Мурзик. У кошечки Сашки миска.

Букварь дарит детям букву У.

3.Назовите одним словом. Объясните ваш ответ.

Грач, сова, ласточка, чиж

Пальто, шарф, кофта, варежки

Картофель, лук, капуста, свёкла

Туфли, тапочки, кроссовки, тапочки

Ответ: птицы, овощи, одежда, обувь.

Букварь дарит детям букву К.

4.Придумайте слова на букву В.

Букварь дарит детям букву В.

5.Составьте слово из первых слогов.

Колос + рота + ваза =

корова

Корова + лошадь + боксёр =

колобок

Букварь дарит детям букву А.

6. Прочитайте загадки одна команда другой.

Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!

Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению.
А сказка называется … («По щучьему велению…»)

«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка, вспомни сказку, дружок!
Кто умнее был, ответь, 
В сказке … («Маша и медведь»)

Я на балу никогда не была,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картине
Носом сделал … (Буратино)

Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный … (Колобок)

Букварь дарит детям букву Р.

Букварь: Ребята, о какой сказке шла речь в последней загадке? Давайте посмотрим сказку «КОЛОБОК». Вы порадуете меня, а я подпрю вам последнюю букву в слове - загадке.

Автор1.

Где-то на лесной опушке
В одной старенькой избушке
Жила баба и жил дед,
Было им по сотне лет.

Автор2.

Дед и баба за столом

Пили как- то чай вдвоем.

Говорит старик старушке:

Старик.

«Надоели мне ватрушки,
булки, яблочный пирог,

Испеки – ка колобок»

Старуха:

«Не могу тебе испечь,
Мы два дня не топим печь,
Нет зерна и нет муки,
А в кастрюлях пауки».

Старик:

« Поскреби по коробу,
Задай мышам шороху,
По сусекам помети,
Может, сможешь что найти».

Автор1.

Так и сделала бабуля.
Вот взяла перо у гули,
По сусекам помела,
Горсть муки и наскребла.
Маслица добавила,
Да и в печь поставила.

Автор2.

Не прошло и двух часов

Колобок уже готов.

Покатился по лужайке,

Покатился в лес густой
Вдруг навстречу серый зайка,

Динноухий и косой.


Заяц:

« Здравствуй, здравствуй, колобок,
Колобок румяный бок,
Пусть я маленький совсем
Все равно тебя я съем».
 

Автор1.

Колобок не испугался,

Над зайчишкой посмеялся:
 

Колобок:

« Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок

Я румяный бок,
Я от деда и от бабы

Смог сегодня убежать,

А тебя меня, ушастый,

И подавно не догнать»».


Автор2.

И быстрей бежать вприпрыжку
От голодного зайчишки.

Автор1.

Колобок в лесу гуляет,

Громко песни распевают,

Птички весело щебечут…

Вдруг зубастый волк навстречу:

Волк:

« Ну и чудный у нас лес,
Прыгает обед с небес.
Съем тебя, — промолвил волк,
Серый волк, зубами щелк».

Автор2.

Колобок не испугался,

И над волком посмеялся:
 

Колобок:

«Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок

Я румяный бок,

Я от деда и от бабы

Смог сегодня убежать,

А тебе, разбойник серый,

Меня вовсе не поймать!»»

Автор1.

Покатился по дороге,

Снова стал он песни петь,

Но навстречу из берлоги

Вышел дедушка – медведь:

Медведь:

« Ну и славненький денек,
На обед съем колобок».

Автор2.

Колобок не испугался,

Над медведем посмеялся:
 

Колобок:

« Нет, не ешь, лучше спою
Тебе песенку свою:
«Я колобок, колобок

Я румяный бок,

Я от деда и от бабы

Смог сегодня убежать,

Заяц серый, волк зубастый

Не смогли меня поймать,

А тебе - то, косолапый,

Лучше даже не мечтать!»

Автор1.

На полянку попадает

Беззаботный колобок.

Там лисица отдыхает,

Примостившись на пенек.

Колобку она сказала:

Лиса:

«Ты, наверное, усталый,

Отдохни – ка, колобок,

Сядь со мною на пенек!»


Колобок:

« Здравствуй, рыжая лисица,
Хочешь я спою, сестрица?

- Я колобок, колобок,

Я румяный бок».

Лиса:

«Хорошо поёшь, дружочек.
Только я уже стара,
Стала на ухо глуха,
Сядь на мой ты язычок
И пропой еще разок».

Автор2.

Так и сделал колобок.
На язык он ей забрался
И еще раз спеть собрался.
Не успел разинуть рот,
Как попал лисе в живот.
Лиса его не слушала,
А взяла и скушала.


 

Букварь дарит детям букву Ь.

Букварь: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания. Прочитайте слово- загадку? Да, это слово – букварь. Я прощаюсь с вами, но вместо себя я оставляю свою подругу. Ответьте на вопросы и заполните кроссворд.

Любимое лакомство зайки? (морковь)

Чтобы ловить добычу, у волка должен быть хороший… (нюх)

Что бабка вставляет в иголку? (нитку)

Где зимует медведь? (в берлоге)

Какая шуба у лисы? (рыжая)


 


 

 

1.М

О

Р

К

О

В

Ь

 

Н

Ю

Х

 

3.Н

И

Т

К

А

4.Б

Е

Р

Л

О

Г

А

 
 

5.Р

Ы

Ж

А

Я


 

Букварь: Кто назовет мою подругу? Это – книга. Она теперь не только моя подруга, но и ваша. Давайте рассмотрим нашу выставку книг. Как называются книги? Кто их автор? Какая книга вам больше всего понравилась? Возьмите ее почитать! А с вами я прощаюсь! И желаю стать хорошими читателями и пользоваться моим любимым изречением: «МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ!»


 

Источники:

Борис Заходер «Буква Я»

Львов К.Н. «Господин учитель Жук»

Красникова И. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7840-stixi-pro-bukvu стихи про буквы

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-suslova/zagadki-po-dorogam-skazok.html загадки

http://www.7ya.ru/article/Kolobok-v-stihah/ сказка «Колобок» в стихах

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.