Урок 4 (с. 7)
Тема |
Предложение и слово |
Педагогическая цель |
Способствовать формированию у учащихся представления о том, что предложение состоит из слов; создать условия для определения количества слов в предложении, развития умения составлять схемы предложений |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Выделяют слова из предложения; различают слово и предложение, слово и обозначаемый им предмет; определяют значение слова; графически изображают слова в составе предложения |
Личностные результаты |
Выражают интерес к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию (содержание сказки), необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют синтез как составление целого из частей (называют нарисованные орудия труда одним словом – инструменты). Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Слово, предложение |
Образовательные ресурсы |
Нарисованные персонажи сказки «Репка» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учи-теля |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
II. Постановка учебной задачи. обеспечение мотивации и принятия учащимися цели |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Из чего состоит наша речь? – Сегодня мы повторим, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка» |
– Наша речь состоит Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и отношений в объеме изучения 1. Предложение состоит из слов. Работа с сюжетным рисунком к сказке «Репка» (учебник, с. 7) 2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 7) |
Фронтальная. Словесный. Беседа по иллюстрации, рассказ учителя |
– Вспомните начало сказки. – Сколько слов вы слышите – Какое слово первое? второе? третье? – Из чего состоит предложение? – Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской. Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова. – Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? – Как можно узнать, что предложение закончено? |
– Посадил дед репку. – Три. – Посадил, дед репку. – Предложение состоит из слов – Это начало предложения. – В конце предложения ставится точка |
Выражают эмоции при работе с иллюстрациями из сказки и составлении предложений. Проявляют интерес к устному народному творчеству русского народа |
Коллективный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
|
Физкультминутка для глаз
|
Коллективная. Практический |
Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали (поморгать глазами). Посмотрите все в окно (посмотреть влево-вправо), Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх.). Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками), В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем (посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх – влево), Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз (посмотреть вниз), Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) |
Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Фронтальный. Правильное выполнение упражнений |
|
Коллективная. Словесный. Работа с иллюстрациями и схемами предложений, рассказ учителя |
– Соотнесите схемы с рисунками. Составьте предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему? Вытянул репку! В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками. Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения |
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам. – Выросла репка большая. – Позвал дед бабку. – Позвала бабка внучку. – Позвала внучка Жучку. – Позвала Жучка кошку. – Позвала кошка мышку |
Составляют простейшие предложения и моделируют их с помощью схем. Составляют предложения по заданным схемам. «Читают» предложения по схемам |
Коллективный. Составление предложений по схемам |
||
III. Закрепление знаний и способов действий. 1. Пословицы о труде |
Индивидуальная. Словесный. Рассказ пословиц |
– Расскажите пословицы |
Рассказываю пословицы о труде и трудолюбии (см. Приложение) |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в дополнительной литературе, интернет-ресурсах |
Индивидуальный. Рассказ пословиц |
|
3. Работа с рисунком. Инструменты |
Фронтальная. Практический. Работа с рисунком |
– Что изображено на рисунке? – Как назвать одним словом предметы? |
– Лопата, грабли, ножницы, пила (ножовка), молоток. – Инструменты |
Осуществляют синтез как составление целого из частей |
Фронтальный. Устные ответы |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! |
Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
IV. Рефлексивно-оценочный Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
– Чем полезным занимались на уроке? – Какие знания помогли нам? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы учителя |
Осмысливают свою деятельность, осуществляют итоговый контроль |
Фронтальный. Устные ответы |
Пословицы о труде и трудолюбии
– Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
– Кто везет, того и погоняют.
– Люди пахать, а мы руками махать.
– Охота пуще неволи.
– По труду и честь.
– Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
– Трудом праведным не наживешь палат каменных.
– Что потопаешь, то и полопаешь.