Методическая разработка урока чтения «Чтение слов и предложений из усвоенных букв»

9
2
Материал опубликован 8 April 2020 в группе

Методическая разработка деятельностного урока


Пояснительная записка

Учебный предмет – чтение.

Тема урока – Чтение слов и предложений из усвоенных букв.

Категория учащихся – класс для детей с глубокой умственной отсталостью четвертого года обучения.

У всех учащихся системное нарушение речи тяжелой степени.

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» адаптированной общеобразовательной программы составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР (Москва, 1983г.). На уроки чтения в соответствии с учебным планом отведено 3 часа в неделю.

Форма учебного занятия – урок. Его продолжительность – 35 минут.

Данный урок относится к урокам по закреплению изученного. Такие занятия регулярно проводятся в течение всего учебного года. Их цель – создание условий для формирования прочного усвоения букв, отработки правильного и осознанного чтения.

Кроме того, для ознакомления с достижениями учащихся и в других предметных областях, в содержание урока введены элементы учебного предмета «Счет».

Работа на уроках чтения проходит пока на уровне слова и предложения. Работа с текстом включается в деятельность учащихся, но пока недоступно для целостного восприятия.


Структура урока включает в себя следующие этапы:

Организационный момент, на котором решалась задача эмоционального настроя учащихся на урок.

Сообщение темы урока.

Речевая разминка, задача которой – подготовка речевого аппарата учащихся к правильному чтению.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Активная физпауза ставила задачей подготовить руки детей к практической деятельности.

Работа по закреплению позволило отработать навыки чтения и состояла из четырех подэтапов – работа с буквами, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Итог урока, задача которого проанализировать и оценить работу учащихся на уроке, достижения каждого ученика.


Цель урока – создать условия для закрепления знаний и умений учащихся по чтению.

На урок были поставлены следующие задачи:


Задачи

Формы реализации

Обучающие:

- закрепить умение правильно и осознанно читать



- закрепить умение пользоваться алгоритмом при решении примеров


подбор заданий по чтению слогов, слов, предложений в течение всего урока; использование наглядного материала для проверки осознанности чтения;

решение примеров каждым учеником

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для

коррекции познавательной деятельности учащихся (*развитие гибкости и константности зрительного восприятия;

*развитие фонематического слуха и восприятия; *формирование кратковременной памяти на образ слова;

*мыслительных операций)


- формирование навыков самоконтроля в учебной деятельности


задания по узнаванию «зашумленных» букв, буквы по ее части;


упражнение на проговаривание слоговых структур;


запоминание слова и нахождение его среди других (однокоренных);


задания на группировку предметов, аналитико-синтетическую деятельность (отгадывание загадки, составление слова из букв, сопоставление первого слога со словом по картинке);


организация самопроверки по слайду

Воспитывающие:

воспитывать мотивацию к чтению


занимательные упражнения, введение знакомых героев, использование наглядного материала


С 01.09.2016г. в специальных (коррекционных) школах внедряется ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с этим документом задачи урока «переводятся» в учет достижений личностных и предметных результатов:

Личностные результаты

Предметные результаты

Формирование:

- мотивов учебной деятельности (создание ситуации успеха; введение гостя, оказание ему помощи)

Знание:

- букв

- алгоритма решения примеров в пр.10


Умение:

- правильно и осознанно читать слова и предложения

- самостоятельно решать примеры в пределах 10


Работа по достижению личностных и предметных результатов тесно связана с формированием базовых учебных действий учащихся:

- регулятивные учебные действия: принимают учебную задачу (четкое выполнение инструкций учителя); адекватно воспринимают оценку работы на уроке; осуществляют самопроверку, сравнивая выполненное задания с образцом

- познавательные учебные действия: применяют алгоритм решения примеров, обобщают и классифицируют группы предметов, осуществляют синтез как составление целого из частей

- коммуникативные учебные действия: вступают в учебное сотрудничество (отвечают на вопросы, слушают и понимают обращенную речь, проявляют эмоциональную отзывчивость)

- личностные учебные действия: проявление интереса к новым знаниям, формирование навыков самооценки

Технологическая карта

урока чтения в классе для детей с глубокой умственной отсталостью

третьего года обучения


Тема урока – Чтение слов и предложений из усвоенных букв.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые базовые учебные действия

Организационный момент

Создает условия для включения учащихся в учебный процесс.


Вот опять звенит звонок,

Приглашая на урок.

На гостей все посмотрите,

«Здравствуйте», - вы им скажите.

Друг другу улыбнитесь,

Тихонечко садитесь.


Здороваются друг с другом, приветствуют улыбкой.

Садятся.


Организуют свое рабочее место.


Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество, эмоциональная отзывчивость

Сообщение темы урока

Подводит учащихся

Для определения урока предлагает детям назвать «зашумленные» буквы.

t1586328695aa.png



Задает вопросы:

- На каком уроке мы изучаем буквы?

- Что мы делаем на уроках чтения?

(знакомимся с буквами, составляем слова, читаем)


Формулирует тему урока.


Создание положительной мотивации.

- Как видите, на нашем уроке гости. Они узнали, что в нашем классе внимательные, трудолюбивые, дружные мальчики, которые хорошо учатся и решили посмотреть на вас.


Организует беседу:

- Вы внимательные?

- А может быть вы спите на уроках?

- Вы трудолюбивые?

- А может вы забываете портфель дома?

- Вы старательные?

- Вы хорошо учитесь?

- А может вы бегаете во время урока?

- Вы дружные?

- Ну, значит, гости пришли правильно!


Смотрят на экран, по одному называют буквы. Определяют урок.


Отвечают на вопросы








Перечисляют действия









Участвуют в беседе.


Познавательные: узнают буквы







Коммуникативные:

активизация глагольной лексики


Регулятивные: принятие учебной задачи






Коммуникативные:

понимание вопросов

Речевая разминка

Предлагает выполнить речевую разминку.

- Чтобы правильно читать,

Нужно ротик размять.

- Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

ша-шо-шу

сто-ста-сту

мат-мот-мут

ро-ру-ра

рик-рок-рос

про-пру-пра

кон-кун-кин

вы-ва-во

то-та-ту

квы-ква-кво

Варианты: громко, тихо

весело, грустно






Повторяют за педагогом.



Коммуникативные:

правильное произношение слогов разной структуры



Личностные:

развитие эмоциональной сферы

Активизация внимания

Привлекает внимание учащихся. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.


- Ребята, у нас есть еще один гость. А кто это, догадайтесь сами.


Загадывает загадку:

В гости звать его не надо, он всегда приходит сам.

В сумке доставляет радость по домашним адресам.

Он газеты и журналы, телеграммы носит в дом.

Подскажите мне, ребята, кто же это? (почтальон)


Создает условия для актуализации знаний детей (о профессии почтальона, знание героев мультфильма «Трое из Простоквашино»).


Организует беседу:

- Как догадались?

- На уроках развития речи мы с вами знакомились с профессией почтальона.

- Какого известного почтальона вы знаете?


Показывает картинку с изображением Печкина.

t1586328695ab.png







- Что делают обычно почтальоны?

- У почтальона Печкина есть письма, но он не знает, кому они предназначены.

- В какую деревню нужно принести письма?

- Кто живет еще в Простоквашино?

t1586328695ac.jpgt1586328695ad.pngt1586328695ae.png








Организует межпредметную связь с уроком «Счет».

На каждом конверте – примеры (5+3, 8-3, 8-5), которые учитель предлагает решить учащимся в течение урока. Ответы соответствуют числу, указанному на жителе деревни.








Слушают загадку, отгадывают ее.









Участвуют в беседе.












Отвечают с опорой на наглядность.




Называют героев Простоквашино.








Выходят к доске, решают примеры




Познавательные:

отгадывание загадки

















Личностные: проявление интереса













Познавательные:

Усвоение алгоритма решения примеров


Работа по закреплению изученного


Повторение изученных букв

Предлагает выполнить задания.

* Определить буквы по частям, а затем составить из них слово:

ОКТ

t1586328695af.gif



Организует самопроверку по слайду.


* Вставить пропущенную букву в слове. Найти букву на веере и поднять.

t1586328695ag.jpg






(Учитель показывает карточку с изображением и словом с пропущенной буквой)

t1586328695ah.png

t1586328695ai.jpg

t1586328695aj.png

К…ШКА

Р…БКА

…ИСТ

t1586328695ak.png

t1586328695al.png


КЕНГУР…

Л…СТ



Фиксирует индивидуальные затруднения учащихся.


Смотрят на слайд, называют буквы

Проверяют по слайду


Собирают слово КОТ из букв





Находят на веере с гласными буквами нужную и демонстрируют ее.


Познавательные: узнавание буквы по ее части


Регулятивные: самоконтроль



Познавательные: определение пропущенной буквы, нахождение ее среди других

Чтение слогов

Предлагает задания на чтение слогов.

* Чтение слогов без стечения согласных

Найти слоги с буквой Б. Соединить. Какая фигура получилась? (треугольник)


КА

БЫ

ХО

ОТ

ИМ

ЫШ

ОБ

СУ

УБ


Организует самопроверку – по слайду.

t1586328695am.gif








* Чтение слогов со стечением согласных

«Лестница»

- Печкину часто приходится ходить по лестнице, чтобы доставить почту.

- Прочитайте слоги:

ША-МАТ-РИК-РОС-ШИ-КИН-ПРО-НО-СТО-НО-КВА


* Прочитать слог – начало слова. Соединить с картинкой:

СО – собака, сова

ЛИ – лиса, лимон

МА – машина, малина

t1586328695an.jpg



СО


ЛИ


МА

t1586328695ao.png

t1586328695ap.png

t1586328695aq.png

t1586328695ar.jpg

t1586328695as.png


Учитель контролирует выполнение работы.


Проверка по слайду.

t1586328695at.gif








* Найти пропущенный слог с опорой на картинку:

МА__НА, КАМЫ__, __ЛО, МОЛО___, МЫ__

- Какой слог вставили в слова?

Определить, какое слово не похоже на другие.

Повторить правило написания гласной И после шипящей Ш


t1586328695au.gif










Находят слоги с буквой Б, соединяют. Называют получившуюся фигуру.






Осуществляют самооценку правильности выполненного задания, сравнивая результат по слайду.








Читают слоги.






Читают слог, соединяют линией слог – начало слова и соответствующую картинку.










Сравнивают свое выполнение с правильным образцом.







Вставляют пропущенный слог в слово.

Находят «лишнее» слово.


Повторяют правило «ШИ пиши с И»





Познавательные: узнавание геометрической формы




Регулятивные: самопроверка

















Познавательные:

соотнесение слова с его началом по картинке










Регулятивные: самопроверка


Физминутка

Организует активную физпаузу


«Потрудились - отдохнем»

потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Выполняют упражнения

Личностные:

забота о собственном здоровье

Чтение слов

Предлагает задания на чтение слов.


*- Кот Матроскин решил приготовить обед. Что ему необходимо? (продукты)

- А Шарику нужно отремонтировать дом. Что потребуется ему? (инструменты)


Вывешивает иллюстрации:

t1586328695av.jpgt1586328695aw.jpg





Карточки для чтения:

- продукты: масло, молоко, творог, картошка, лук, морковка, батон

- инструменты: пила, топор, молоток, рубанок

- лишние слова: сорока, сова.


Задание: прочитать слова, разделить на две группы – продукты и инструменты.

Какое слово оказалось лишним?


* Прочитать слово на карточке учителя (показывает и убирает). Слова написаны разным шрифтом и цветом.

РЫБА

РЫБКА

Р Ы Б А К

t1586328695ax.gif

Р Ы Б А Л К А


Найти слово на индивидуальных листах со словами (слова записаны письменными буквами)

РЫБА, РЫБКА, РЫБАК, РЫБАКИ, РЫБАЛКА


Организует контроль. Проверяет правильность выполнения задания.






Называют обобщающие слова «продукты», «инструменты»




Рассматривают иллюстрации










Выходят к доске, читают слово на карточке, соотносят с группой предметов.







Слушают инструкцию педагога.

Читают слово на карточке учителя. Находят это слово в своей карточке. Ставят рядом с этим словом фишку.


Познавательные:

обобщение группы предметов












Познавательные:

классификация слов на группы, исключение «лишнего»


Познавательные:

запоминание прочитанного слова и нахождение его среди других схожих








Чтение предложений

Предлагает выполнить задание на чтение предложений и соотнесения прочитанного с картинкой.




Шарик пилит бревно.

Кот пил молоко.

Матроскин кормит корову.

Собака грызла кости.


t1586328695ay.jpg

t1586328695az.jpg

t1586328695ba.jpg

t1586328695bb.jpg




Читают предложения.

Рассматривают картинки. Соотносят картинку и предложение.

Регулятивные:

принимают учебную задачу


Познавательные:

соотнесение прочитанного с сюжетной картинкой

Итог

Организует подведение итога урока.


- Вот и подходит к концу наш урок.

- Кто приходил к нам в гости?

- Кому доставили письма?

- Что делали на уроке?

(узнавали буквы, читали слова, соотносили с картинкой)


Оценивает результаты деятельности учащихся. Фиксирует затруднения.

Организует работу по рефлексии.

Предлагает выбрать учащимся изображение солнышка или тучки, в зависимости от того, какое у них настроение и понравился ли им урок.


Участвуют в беседе











Определяют свое эмоциональное состояние на конец урока









Регулятивные: адекватно воспринимают оценку работы на уроке









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна, поздравляю вас с победой в конкурсе! Отличная работа!

18 May 2020

Поздравляю с победой!

19 May 2020