Программа коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для реализации СИПР обучающейся на дому по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 2)
Разработчик: |
Милосердова Е.И., учитель-логопед ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Ознакомлен: |
_____________________________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя) |
Дата: |
05.09.2017 г. |
2017-2018 уч .г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель курса
Общая характеристика коррекционного курса
Система организации коррекционного курса
Личностные и предметные результаты освоения программы
коррекционного курса
Формирование базовых учебных действий
Система оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения ученицы 1 «В» класса, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии. По заключению ЦПМПК №2241 от 21.04.2016 ребенок имеет тотальное психическое недоразвитие, нарушение опорно-двигательного аппарата.
Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Общая характеристика коррекционного курса:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
Чтение и письмо
-
Коммуникация с использованием вербальных средств
Коммуникация с использованием невербальных средств
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Начальные навыки чтения и письма
-
Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
Выражение благодарности звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
-
Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
2.1. Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
-
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
Называние собственного имени.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
-
Предпосылки к осмысленному чтению и письму:
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
-
Начальные навыки чтения и письма:
Узнавание звука в слоге.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге.
Называние буквы.
Чтение простого (гласного) слога.
Написание буквы.
Описание места коррекционного курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» программа коррекционного курса рассчитана на реализацию в течение 33 учебных недель (из них – 3 диагностических занятия в начале, середине, конце года) в объёме 2 занятия в неделю (всего - 66). Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.
2.Личностные и предметные результаты
освоения программы коррекционного курса
Предметные результаты:
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
2. Личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
3. Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:
Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.
Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
4.Система оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Показатели оценки достижений обучающегося планируемых результатов освоения коррекционного курса:
не выполняет задания (-)
выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)
выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
Показатели формирования сферы жизненной компетенции обучающегося:
Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
5. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация"
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата |
1 2 3 |
Логопедическое обследование |
04.09.2017 27.12.2017 23.05.2018 |
|
ВСЕГО |
3 часа |
||
44 |
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчик» Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и.др.. Игра «Знакомство». Называние имён |
06.09. |
|
Культура общения: приветствие, прощание |
1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Динамическое упражнение «Сорока-сорока» 4. Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). |
11.09. |
|
Умение просить о помощи. Выражение благодарности. |
1.Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» 4. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). 5. Игра «Спасибо». |
13.09. |
|
Люди и имена |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка» Игра-шнуровка «Божья коровка». Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов). |
18.09. |
|
Звучащие предметы |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Окошко» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом Игра на развитие слухового внимания «На чем играю» |
20.09. |
|
Я вижу, я слышу |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка» Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами 4. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения) 5. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) |
25.09. |
|
Эмоции |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка» Игра «Соберем бусы» Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм. |
27.09. |
|
Я и мои помощники |
Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Игровое упражнение «Соберем пирамидку» Игра «Да-нет» (выражение согласия (несогласия) с использованием пиктограммы) |
02.10. |
|
Пойми меня |
Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» Пальчиковая гимнастика «Грибок» Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) |
04.10. |
|
Моя семья |
Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Рассматривание сюжетных картинок «Семья» Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. |
09.10. |
|
Представление о цвете |
Упражнение на развитие дыхания «Листопад» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Знакомство с цветом. Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. |
11.10. |
|
Представление о цвете |
Упражнение на развитие дыхания «Листопад» Артикуляционное упражнение «Лопатка» Пальчиковая гимнастика «Семья» Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных полосок по аналогии). Игры "Собери цветок", "Цветик – семицветик» |
16.10. |
|
Представление о форме |
1. Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает» 2. Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя. 5.Штриховка геометрических фигур |
18.10. |
3 |
Различение предметов по цвету и форме |
Упражнение на развитие дыхания «Пушок» Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных карандашей и палочек). Различение предметов по цвету и форме. Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка). |
23.10. |
4 |
Составление композиций из деталей одного цвета. |
Упражнение на развитие дыхания «Пушок» Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». Пальчиковая гимнастика «Семья» Работа с блоками Дьеныша: дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета, выполнение заданий по инструкции. |
25.10. |
5 |
Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета. |
Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка» Игра-шнуровка «Ленточки» Собирание конструктора, мозаики по образцу. Называние основных цветов. |
07.11. |
6 |
Контакт |
1.Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» 2. Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» 3. Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм. 4. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта. |
08.11. |
7 |
Звуки вокруг нас |
Упражнение на развитие дыхания «Снежинка» Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм). Соотнесение звуков с реальным объектом. Рисование по точкам. |
13.11. |
8 |
Животные |
Упражнение на развитие дыхания «Вертушка» Артикуляционное упражнение «Бублик» Пальчиковая гимнастика Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ). |
15.11. |
9 |
Как говорят животные. |
Упражнение на развитие дыхания «Вертушка» Артикуляционное упражнение «Бублик» Игра-шнуровка «Разноцветные ленточки» Рассматривание изображений животных. Ответы на вопросы, как говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ). |
20.11. |
10 |
Слушание сказки «Теремок». |
Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. |
22.11. |
|
Понимание слов, обозначающих признак действия |
Упражнение на развитие дыхания «Перышко» Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» Игра-шнуровка «Завяжем шнурки» Работа с пиктограммами «Настроение» (веселое, грустное) Рассматривание сюжетных картинок (хорошо плохо) Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). |
27.11. |
|
Понимание слов, обозначающих действия предмета |
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят» Артикуляционное упражнение «Качели» Пальчиковая гимнастика Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).. |
29.11. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет птицы |
Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока» Рассматривание картинок. Называние (показ) птиц. Обобщающее понятие «птицы» (картинка-символ). Игровое упражнение «Что сначала, что потом» |
04.12. |
11 |
Слушание сказки "Колобок". |
|
06.12. |
12 |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за, под, перед и др.). |
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят» Артикуляционное упражнение «Качели» Пальчиковая гимнастика Определение основных пространственных отношений на конкретных примерах (упражнения на выполнение словесных инструкций «Поставь куклу за домик, перед домиком и т.д.) Письмо овалов и полуовалов по точкам, по образцу |
11.12. |
|
Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.) |
Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу» Артикуляционное упражнение «Барабанщик» Рассматривание картинок, употребление предлога на, около. («на столе», "на полке. Выполнение поручений (положи мяч на… положи мяч около…). Штриховка «Воздушные шары» (цвет, размер). |
13.12. |
15 |
Игрушки |
Артикуляционное упражнение «Грибок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Рассматривание предметных картинок. Называние игрушек, их сравнение. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ).
|
18.12. |
|
Игрушки |
1. Упражнение на развитие дыхания «Перышко» 2 Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» 3. Игровое упражнение с геометрическими вкладышами. 4. Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). |
20.12. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет посуда |
|
25.12. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет мебель |
1. Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3.Развитие пассивного словаря в работе с картинками, серией картин: упражнение «Покажи предмет, который назову», «Найди картинку на которой девочка поливает цветы» и т.д. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов мебели и действий с ними. Обобщающее понятие «мебель» (картинка-символ). |
15.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет одежда |
1. Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3.Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов одежды и действий с ними. Обобщающее понятие «одежда» (картинка-символ). |
17.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет обувь |
1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3.Игра с геометрическими вкладышами. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов обуви. Выполнение инструкций по заданию педагога : «Покажи, какую обувь обуем зимой, летом, для занятий физкультурой». Обобщающее понятие «обувь» (картинка-символ). |
22.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет овощи |
1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3.Рассматривание картинок. Называние (показ) овощей. Обобщающее понятие «овощи» (картинка-символ). 4. Игра-вкладыш «Овощи» |
24.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет фрукты |
1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Вкусное варенье» 3.Рассматривание картинок. Называние (показ) фруктов. Обобщающее понятие «фрукты» (картинка-символ). 4. Игра «Что в суп, что в компот» (на дифференциацию овощей, фруктов) |
29.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет продукты |
1. Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Вкусное варенье» 3. Пальчиковая гимнастика. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) продуктов. Обобщающее понятие «продукты» (картинка-символ). 5. Игра «В магазине» |
31.01. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет транспорт |
1.Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2.Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Барабанщик», «Чистим зубки» 3. Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) видов транспорта. Обобщающее понятие «транспорт» (картинка-символ). 5. Игра с блоками Дьеныша: построение грузовика по образцу. |
05.02. |
|
Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы |
1.Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3. Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) бытовых приборов. Обобщающее понятие «бытовые приборы» (картинка-символ). 5. Игровое упражнение «Назначение бытового прибора» ( показ по словесной инструкции «Где хранятся продукты», «Чем гладят белье» и т.д.) |
07.02. |
|
Слушание сказки "Репка" |
1. Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» 2. Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» 3. Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. |
12.02. |
|
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказки «Репка» |
1. Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит» 2. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3. Совместное рассказывание сказки «Репка». 4. Выполнение заданий на понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказки «Репка» с использованием графических изображений числа, настольной фигуры персонажа сказки («Кто вторым тянул репку», «Какой по счету стоит внучка»). |
14.02. |
|
Слушание сказки "Маша и медведь" |
1.Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит» Артикуляционное упражнение «Грибок» Пальчиковая гимнастика «Семья» Слушание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций. Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. |
26.02. |
|
Понятия высоко, далеко |
1. Упражнение на развитие дыхания «Снежинки» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик». «Окошко» 3. Игра-вкладыш «Животные» 4. Рассматривание картинок. Выполнение поручений (покажи что находится высоко, какой предмет дальше) 5. Штриховка «Зарисуй облако, которое высоко; зарисуй дом, который находится далеко). |
28.02. |
17 |
Звук и буква А. |
Упражнение на развитие дыхания «Аромат цветка» Артикуляционное упражнение «Окошко» Пальчиковая гимнастика Произношение звука А.Подбор карточек на заданный звук. Конструирование буквы из цветных палочек. |
05.03. |
18 |
Нахождение буквы А, а. |
Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» Артикуляционное упражнение «Окошко» Произношение звука А. Умение находить букву А среди других букв. Письмо буквы А, а по точкам и по образцу. |
07.03. |
|
Звук и буква О. |
Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пызыри» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Бублик» Пальчиковая гимнастика Произношение звука О..Подбор карточек на заданный звук. Выкладывание буквы из цветных ленточек. |
12.03. |
|
Нахождение буквы О, о. |
|
14.03. |
|
Звук и буква У. |
Упражнение на развитие дыхания «Снежинки» Артикуляционное упражнение «Трубочка» Игра-шнуровка «Грибок» Произношение звука У .Подбор карточек на заданный звук. Конструирование буквы из цветных палочек. |
19.03. |
|
Нахождение буквы У, у. |
|
21.03. |
|
Чтение Ау, Уа, ау, уа, Оа, Ао, Уо, Оу. |
|
02.04. |
29 |
Звук и буква И. |
Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу» Артикуляционное упражнение «Дудочка», «Хоботок» Упражнение «Сделаем бусы» (нанизывание геометрических фигур по заданию) Произношение звука И .Подбор карточек на заданный звук. Конструирование буквы из цветных палочек. |
04.04. |
|
Нахождение буквы И, и. |
|
09.04. |
|
Звук и буква Ы. |
Упражнение на развитие дыхания «Аромат цветка» Артикуляционное упражнение «Заборчик», «Улыбочка». Пальчиковая гимнастика Произношение звука Ы. Умение находить букву Ы среди других букв. Письмо буквы Ы по точкам и по образцу. |
11.04. |
|
Звук и буква Е. |
Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Чистим зубки» Игра-вкладыш «Фрукты» Произношение звука Е. Подбор карточек на заданный звук. Конструирование буквы из цветных палочек. |
16.04. |
|
Нахождение буквы Е, е. |
Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Чистим зубки» Пальчиковая гимнастика Произношение звука Е. Умение находить букву Е, е среди других букв. Письмо буквы Е, е по точкам и по образцу. |
18.04. |
|
Звук и буква Ё, ё |
Упражнение на развитие дыхания «Перышко» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Чистим зубки», «Дудочка» Игра-вкладыш «Овощи» Произношение звука Ё. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву Ё, ё среди других букв. Письмо буквы Ё, ё точкам и по образцу. |
23.04. |
|
Звук и буква Э, э |
Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик». «Окошко» Игра-вкладыш «Транспорт» Произношение звука Э. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву Э, э среди других букв. Письмо буквы Э, э точкам и по образцу. |
25.04. |
|
Звук и буква Ю, ю |
Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» Артикуляционное упражнение «Окошко», «Чистим зубки», «Дудочка» Пальчиковая гимнастика Произношение звука Ю. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву Ю, ю среди других букв. Письмо буквы Ю, ю точкам и по образцу. |
07.05. |
|
Звук и буква Я, я |
Упражнение на развитие дыхания «Бабочки» Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Вкусное варенье» Игра-шнуровка «Божья коровка» Произношение звука Я. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву Я, я среди других букв. Письмо буквы Я, я точкам и по образцу. |
14.05. |
|
Чтение и написание гласных слогов |
|
16.05. |
|
21.05. |
||
ВСЕГО: |
66 часов |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учебно-методический комплект |
|||
1. |
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
||
2. |
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва, Гуманитарный издательский центр 2007 г. |
||
3. |
Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при ДЦП. СПб.,1977 г. |
||
Материально-техническое обеспечение программы |
|||
|
Настенное зеркало для логопедических занятий |
1шт. |
|
|
Зеркала для индивидуальной работы |
2 шт. |
|
|
Логопедические шпателя |
2 шт. |
|
|
Напольная переносная магнитная доска |
1 шт. |
|
|
Мольберт |
1 шт. |
|
|
Ноутбук |
1 шт. |
|
|
Разрезная азбука настенная |
1 шт. |
|
|
Фланелеграф |
1 шт. |
|
Дидактический материал |
|||
|
Массажные мячи |
||
|
Наборы картинок по различным лексическим темам. |
||
|
Наборы карточек-пиктограмм |
||
|
Наборы картинок для автоматизации и дифференциации звуков. |
||
|
Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др. |
||
|
Игры на развитие мелкой моторики |
||
|
Наборы кубиков разной сложности |
||
|
Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др. |
||
|
Логические блоки Дьнеша |
||
|
Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др. |
||
|
Магнитные лабиринты «Корова», «Лев» |
||
|
Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему |
||
|
Детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др. |
||
|
Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д. |
||
|
Игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой» |
||
|
Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии» и т.д. |
||
|
Наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.). |
||
|
Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др. |
||
|
Наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов |
||
|
Наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда» и т.д. |
||
|
Наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра |
||
|
Наборы кукл бибабо |
||
|
Игровой набор с кубиками «Мир эмоций» |
||
|
Развивающие игры «Логопедический тренажер», «Речевой тренажер», «Буквы» |
||
|
Обучающая игра «Азбука» |
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
за 2017-2018 гг.
Условные единицы:
- не выполняет задания (-)
- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
- выполняет задание по последовательной инструкции (и)
- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
№ п/п |
Направление коррекционно-логопедической работы |
Период |
|
середина года |
конец года |
||
|
Формирование психологической базы речи, высших психических функций: внимание, восприятие, память, воображение, мышление |
||
|
Развитие плавного выдоха и ритма речи |
||
|
Развитие мелкой моторики |
||
|
Развитие артикуляционной моторики |
||
|
Развитие фонематического слуха и восприятия |
||
|
Формирование сенсорных эталонов |
||
|
Формирование пространственной ориентировки |
||
|
Возникновение потребности в общении |
||
|
Возникновение речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни |
||
|
Понимание обращенной речи (импрессивная речь) |
||
|
Создание предпосылок к развитию самостоятельной устной речи умения употреблять в ходе общения слоги, простые слова, звукоподражания) –экспрессивная речь |
||
|
Развитие познавательной активности |
||
|
Развитие умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением |
||
|
Формирование звуковой культуры речи |
||
|
Умение понимать и выполнять простейшие инструкции |
||
|
Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму (узнавание (различение) образов графем (букв), графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)). |
||
|
Формирование начальных навыков чтения и письма (называние буквы, чтение простого (гласного) слога, написание буквы) |
Учитель –логопед _________/Милосердова Е.И.