Рабочая программа логопедических занятий «Альтернативная и дополнительная коммуникация» (1–3 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ С(К)Ш
по УВР № 5 «Новые надежды»
________________ ____________________ ________ Я.В. Ушакова
«__» _____20___ г. «__» __________20__ г. «__» _______ 20__ г.
Рассмотрено
на Педагогическом совете
Протокол № ___ от______20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» УЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
для 1, 3 класса
Составила: учитель-логопед
Шатрова Ольга Михайловна
высшая квалификационная
категория
Год обучения |
2018-2019 |
Объем занятий по программе, всего |
1 класс - 116 часов (+ 16 часов логопедическое обследование) 3 класс – 120 часов (+16 ч) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У ребёнка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребёнка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Нормативно-правовая база:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.
- Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 года № 26
- Письмо МО РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»
Цель программы:
1. Формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
2. Расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
Основными задачами коррекционной работы являются:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв, как средства коммуникации
Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и других местах.
Овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Принципы коррекционной работы:
- принцип комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
- принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
- принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1.Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2.Овладение навыками альтернативной и дополнительной коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
3Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
4. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5.Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
Предметные результаты:
- понимание обращенной речи, смысла доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- умение использовать вербальные средства общения (слово);
- умение различать звуки окружающей действительности;
- умение различать речевые и неречевые звуки;
- умение выполнять задания по словесной инструкции;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- умение выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- умение выполнять развивающие упражнения для рук;
Характеристика обучающихся
У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Характеристика обучающихся с системным недоразвитием речи умеренной и глубокой степени при умственной отсталости (поР.И. Лалаевой)
1.Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия и дисграфия.
2.Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.
Полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжёлое её недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).
Техническое оснащение включает:
- предметы, игрушки, дидактические игры, графические изображения, фотографии, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, звучащие предметы, музыкальные инструменты, «говорящие» книжки, компьютер.
Содержание коррекционных занятий
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Организация логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учётом классных расписаний. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. На индивидуальные и подгрупповые занятия в 1, 3 классах отводится 15-20 минут 4 раза в неделю.
Программа рассчитана:
1 класс
1четверть – 24 часа
2 четверть – 28 часов
3 четверть – 36 часов
4 четверть – 28 часов
Всего 116 часов + 16 часов обследование учащихся в начале и в конце учебного года.
3 класс
1четверть – 24 часа
2 четверть – 28 часов
3 четверть – 40 часов
4 четверть – 28 часов
Всего 120 часов + 16 часов обследование учащихся в начале и в конце учебного года.
Материально-техническое и информационное обеспечение.
В МКОУ С(К)Ш №5 «Новые надежды» создан логопедический кабинет и оборудован в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 288с.:ил.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Под ред. Канд. Псих. Наук проф. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007
3.Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Программно-методический комплекс. Под ред. Проф. Л.Б. Баряевой. СПб: КАРО, 2006
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002.
5.Маллер А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
6.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: «Педагогика», 1988
7.Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод.пособие/ Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0 -4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 220с.
9.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный , 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение.
10.Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз»,2004.
11.Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск,2012
Планирование коррекционной работы учащихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
1.1.Воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
1. Формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.
2. Воспитание чувства ритма, слухового внимания, сосредоточенности, выдержки.
3. Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребёнка с изучаемым предметом). (Парные картинки; красный и синий цвета, разрезные картинки – 2 – 3 части…
4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
1.2.Развитие импрессивной речи.
1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредоточиваться, «настраиваться» на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Расширение объёма понимания чужой речи, накопление пассивного словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием.
3. Обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.
4. Развитие понимания грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимание вопросов косвенных падежей:
а) обучение детей пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чём? – для выяснения местонахождения предметов (Покажи, где лежат книги?)
б) обучение пониманию вопроса Кому? (Покажи, кому девочка даёт морковку?)
в) понимание вопросов: Что? Кого? У кого? – для выявления объекта действия. (Покажи, что рисует девочка?)
г) понимание вопроса Чем? (Покажи, чем мама режет хлеб?)
5. Развитие пассивного предикативного словаря:
а) обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия (Покажи, где мальчик бежит, а собака сидит)
б) обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (Собака спит, лежит, сидит)
в) обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит)
г) обучение детей быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции (Шагай – стой), различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не (Прыгай – не прыгай)
д) выполнение одно- и двухступенчатых конструкций.
6. Понимание предложных конструкций (предлоги В, НА, ПОД) и вопросов косвенных падежей. Дифференциация предлогов.
7. Понимание простых типов предложений: С+П (субъект + предикат), С+П+О (объект прямого действия)
8. Соотнесение слов один – мало – много – ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, средний с размером предлагаемых предметов.
9. Развитие умения различать вкус (сладкий, солёный, кислый)
10. Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребёнка местах.
Лексические темы: Овощи, фрукты, школа, класс, учебные вещи, осень, одежда, обувь, зима, новый год, домашние животные, дикие животные, человек, семья, домашние птицы, весна, птицы, лето.
1.3. Воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности).
1. Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
2. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных [а] [у] [и] [о].
3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха (2-3 сек) на материале гласных и их сочетаний.
4. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
1.4. Формирование активного словаря.
1. Вызывание у детей потребности подражать слову взрослого.
2. Формирование звуко-слоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двухсложных словах со слоговой структурой типа:
а) СГ + СГ (на, да, мама, папа, Катя)
б) ГСГ (иди, усы)
3. Развитие экспрессивной речи:
а) формирование умения называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.
б) формирование глагольного словаря (активное усвоение повелительного наклонения глаголов)
в) пополнение активного словаря детей за счёт прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить – потрогать, увидеть, услышать: цвет: красный, синий, размер: большой, маленький, вкусовые качества предметов: сладкий, кислый, горький.
г) введение в речь наречий с помощью вопроса Сколько? (много, мало) и числительного один.
4. Договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре)
1.5. Формирование грамматического строя речи.
1. Обучение детей правильному построению двухсловных предложений.
2. Вызывание у детей двухсловных предложений с помощью соединения слов: где, дай, на, вот, тут, это; усвоение детьми формы именительного и винительного (с окончанием –у) падежей существительных; выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (П+О) (Это зайка. Вот зайка. Дай зайку); заучивание отдельных обиходных словосочетаний.
3. Обучение детей умению правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + глагол в повелительном наклонении; различению единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения (Оля, сиди! Дети сидите!)
4. Развитие умения правильно отвечать на вопросы: Кто? Что делает? (Мальчик. Сидит.)
5. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» в именительном падеже с существительными в роде и числе. (Один жук. Одна кукла. Красная машина.)
1.6. Развитие диалогической речи.
1. Обучение «словесным комбинациям» - вызывание двухсловных предложений с помощью слов где, дай, на, вот, тут, это и усвоение (произносимых) ребёнком первых существительных (Где киса? Вот киса. Дай кису.)
2. Договаривание слов, словосочетаний в разучиваемых потешках, стихотворениях, сказках.
3. Восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки).
1.7. Развитие мелкой моторики.
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных ритмических упражнениях и играх на закрепление ощущения отдельного пальца, сжимания и разжимания кисти, растяжение, встряхивание и помахивание кистями, противопоставление большого пальца остальным пальцам руки.
1.8. Речь с движением (звукоподражание, мимика, психогимнастика)
1.Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью психогимнастики, музыкотерапии. Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики, жеста и адекватного их использования. Формирование навыков релаксации.
2.Продуцирование речевых контактов, положительных эмоциональных переживаний.
3.Воспитание силы, высоты и выразительности голоса. Все упражнения проводятся на гласных [а о у и], их сочетаниях и звукоподражаниях.
4.Накопление пассивного и активного словаря.
1.9. Обучение грамоте.
Прежде чем знакомить учащихся с буквой, проводится работа по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
1. Буквы А У О М С Х. Соотнесение звука с буквой.
2. Различие их в начале или в конце слова.
3. Образование слов (ау, уа, ах, ух).
4. анализ и чтение прямых и обратных слогов.
Тематическое планирование
1 класс
1 четверть – 24ч, 2 четверть – 28ч, 3 четверть – 36ч, 4 четверть – 28ч
Всего 116ч
Тема |
Количество часов |
1 четверть |
24ч |
1. Развитие слухового внимания. Звучащий предмет. |
2 |
2. Развитие слухового внимания. Звучащий предмет. |
|
3. Развитие слухового внимания. Музыкальные инструменты. |
2 |
4. Развитие слухового внимания. Музыкальные инструменты. |
|
5. Развитие слухового внимания. Неречевые звуки. |
2 |
6. Развитие слухового внимания. Неречевые звуки. |
|
7.Развитие слухового внимания. Звуки речи. |
2 |
8. Развитие слухового внимания. Звуки речи. |
|
9.Развитие зрительного внимания. Фиксация взгляда на игрушке. |
2 |
10. Развитие зрительного внимания. Фиксация взгляда на игрушке. |
|
11. Развитие зрительного внимания. Прослеживание взглядом движения предмета. |
2 |
12. Развитие зрительного внимания. Прослеживание взглядом движения предмета. |
|
13. Развитие зрительного внимания. Фиксация взгляда на человеке. |
2 |
14. Развитие зрительного внимания. Фиксация взгляда на человеке. |
|
15.Приветствие и прощание. |
4 |
16. Приветствие и прощание. |
|
17. Приветствие и прощание. |
|
18. Приветствие и прощание. |
|
19.Понимание слов: дай, на, возьми. |
6 |
20. Понимание слов: дай, на, возьми. |
|
21. Понимание слов: дай, на, возьми. |
|
22. Понимание слов: дай, на, возьми. |
|
23. Понимание слов: дай, на, возьми. |
|
24. Понимание слов: дай, на, возьми. |
|
2 четверть |
28ч |
1.Понимание слов сядь, встань, иди. |
4 |
2. Понимание слов сядь, встань, иди. |
|
3. Понимание слов сядь, встань, иди. |
|
4. Понимание слов сядь, встань, иди. |
|
5. Использование указательного жеста. |
2 |
6. Использование указательного жеста. |
|
7.Обращение за помощью. Понимание слова: помоги. |
4 |
8. Обращение за помощью. Понимание слова: помоги. |
|
9. Обращение за помощью. Понимание слова: помоги. |
|
10. Обращение за помощью. Понимание слова: помоги. |
|
11.Выражение согласия. Слово: да. |
4 |
12. Выражение согласия. Слово: да. |
|
13. Выражение согласия. Слово: да. |
|
14. Выражение согласия. Слово: да. |
|
15.Выражение несогласия. Слово: нет. |
4 |
16. Выражение несогласия. Слово: нет. |
|
17. Выражение несогласия. Слово: нет. |
|
18. Выражение несогласия. Слово: нет. |
|
19.Выражение благодарности. Понимание слова: спасибо. |
4 |
20. Выражение благодарности. Понимание слова: спасибо. |
|
21. Выражение благодарности. Понимание слова: спасибо. |
|
22. Выражение благодарности. Понимание слова: спасибо. |
|
23.Соотнесение игрушки с изображением. |
2 |
24. Соотнесение игрушки с изображением. |
|
25.Соотнесение игрушки со звукоподражанием. |
2 |
26. Соотнесение игрушки со звукоподражанием. |
|
27.Объединение предметов по цвету. |
2 |
28. Объединение предметов по цвету. |
|
3 четверть |
36ч |
1. Нахождение цвета по слову. |
4 |
2. Нахождение цвета по слову. |
|
3. Нахождение цвета по слову. |
|
4. Нахождение цвета по слову. |
|
5.Понимание слов: большой – маленький. |
6 |
6. Понимание слов: большой – маленький. |
|
7. Понимание слов: большой – маленький. |
|
8. Понимание слов: большой – маленький. |
|
9. Понимание слов: большой – маленький. |
|
10. Понимание слов: большой – маленький. |
|
11. Понимание слов: один-много. |
4 |
12. Понимание слов: один-много. |
|
13. Понимание слов: один-много. |
|
14. Понимание слов: один-много. |
|
15. Понимание слов: много - мало. |
4 |
16. Понимание слов: много - мало. |
|
17. Понимание слов: много - мало. |
|
18. Понимание слов: много - мало. |
|
19. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
6 |
20. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
|
21. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
|
22. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
|
23. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
|
24. Понимание слов, обозначающих действия предмета. |
|
25. Понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом. |
4 |
26. Понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом. |
|
27. Понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом. |
|
28. Понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом. |
|
29. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции. |
4 |
30. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции. |
|
31. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции. |
|
32. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции. |
|
33. Выполнение одно – и двухступенчатых инструкций. |
4 |
34. Выполнение одно – и двухступенчатых инструкций. |
|
35. Выполнение одно – и двухступенчатых инструкций. |
|
36. Выполнение одно – и двухступенчатых инструкций. |
|
4 четверть |
28ч |
1.Понимание простых предложений. |
4 |
2. Понимание простых предложений. |
|
3. Понимание простых предложений. |
|
4. Понимание простых предложений. |
|
5. Понимание обобщающих слов. |
4 |
6. Понимание обобщающих слов. |
|
7. Понимание обобщающих слов. |
|
8. Понимание обобщающих слов. |
|
9.Соотнесение игрушки со стихами. |
4 |
10. Соотнесение игрушки со стихами. |
|
11. Соотнесение игрушки со стихами. |
|
12. Соотнесение игрушки со стихами. |
|
13. Понимание вопросов Где? |
4 |
14. Понимание вопросов Где? |
|
15. Понимание вопросов Где? |
|
16. Понимание вопросов Где? |
|
17. Понимание вопросов Куда? |
4 |
18. Понимание вопросов Куда? |
|
19. Понимание вопросов Куда? |
|
20. Понимание вопросов Куда? |
|
21. Понимание вопроса Чем? |
4 |
22. Понимание вопроса Чем? |
|
23. Понимание вопроса Чем? |
|
24. Понимание вопроса Чем? |
|
25. Понимание вопроса Кому? |
4 |
26. Понимание вопроса Кому? |
|
27. Понимание вопроса Кому? |
|
28. Понимание вопроса Кому? |
Тематическое планирование
3 класс
1 четверть - 24ч, 2 четверть – 28ч, 3 четверть – 40ч, 4 четверть – 28ч,
Всего – 120ч
Тема |
Количество часов |
1 четверть |
24ч |
1. Развитие общего внимания и понимания речи. |
2 |
2.Развитие общего внимания и понимания речи. |
|
3.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
6 |
4.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
|
5.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
|
6.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
|
7.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
|
8.Согласование существительного ед.ч. с глаголом |
|
9.Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
6 |
10Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
|
11.Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
|
12.Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
|
13.Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
|
14.Согласование существительного мн.ч. с глаголом |
|
15. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
10 |
16. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
17. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
18. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
19. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
20. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
21.Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
22.Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
23.Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
24. Дифференциация ед.и мн.ч. глаголов и существительных |
|
2 четверть |
28ч |
1. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
8 |
2. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
3. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
4. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
5. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
6. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
7. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
8. Дифференциация глаголов противоположных по значению. |
|
9. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. |
4 |
10. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. |
|
11. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. |
|
12. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. |
|
13. Понимание действий изображённых на картинке. |
4 |
14. Понимание действий изображённых на картинке. |
|
15. Понимание действий изображённых на картинке. |
|
16. Понимание действий изображённых на картинке. |
|
17. Глаголы прошедшего времени женского рода |
2 |
18. Глаголы прошедшего времени женского рода |
|
19.Глаголы прошедшего времени мужского рода |
2 |
20. Глаголы прошедшего времени мужского рода |
|
21. Глаголы прошедшего времени среднего рода |
2 |
22. Глаголы прошедшего времени среднего рода |
|
23. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
6 |
24. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
|
25. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
|
26. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
|
27. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
|
28. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам. |
|
3 четверть |
40ч |
1.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
6 |
2.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
|
3.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
|
4.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
|
5.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
|
6.Дифференциация глаголов сходных по семантике. |
|
7. Понимание предлога на. |
8 |
8. Понимание предлога на. |
|
9.Понимание предлога на. |
|
10.Понимание предлога на. |
|
11.Понимание предлога на. |
|
12.Понимание предлога на. |
|
13.Понимание предлога на. |
|
14.Понимание предлога на. |
|
15.Понимание предлога в |
8 |
16.Понимание предлога в |
|
17.Понимание предлога в |
|
18.Понимание предлога в |
|
19. Понимание предлога в |
|
20. Понимание предлога в |
|
21. Понимание предлога в |
|
22.Понимание предлога в |
|
23. Дифференциация предлогов на - в |
10 |
24. Дифференциация предлогов на - в |
|
25. Дифференциация предлогов на - в |
|
26. Дифференциация предлогов на - в |
|
27. Дифференциация предлогов на - в |
|
28. Дифференциация предлогов на - в |
|
29. Дифференциация предлогов на - в |
|
30. Дифференциация предлогов на - в |
|
31. Дифференциация предлогов на - в |
|
32. Дифференциация предлогов на - в |
|
33. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
8 |
34. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
35. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
36. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
37. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
38. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
39. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
40. Понимание пространственных отношений по демонстрации действий. |
|
4 четверть |
28ч |
1. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
8 |
2. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
3. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
4. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
5. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
6. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
7. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
8. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. |
|
9. Понимание падежных конструкций. |
8 |
10. Понимание падежных конструкций. |
|
11. Понимание падежных конструкций. |
|
12. Понимание падежных конструкций. |
|
13. Понимание падежных конструкций. |
|
14. Понимание падежных конструкций. |
|
15. Понимание падежных конструкций. |
|
16. Понимание падежных конструкций. |
|
17. Определение взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий. |
4 |
18. Определение взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий. |
|
19. Определение взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий. |
|
20. Определение взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий. |
|
21. Определение взаимоотношений действующих лиц по сюжетной картинке. |
4 |
22. Определение взаимоотношений действующих лиц по сюжетной картинке. |
|
23. Определение взаимоотношений действующих лиц по сюжетной картинке. |
|
24. Определение взаимоотношений действующих лиц по сюжетной картинке. |